11 апреля день освобождения узников концлагерей презентация. Презентация "памяти узникам концлагерей" классный час на тему. Кто смог доползти в свой барак

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час для старшеклассников. Конспект «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Описание: Данный классный час, посвященный освобождению узников лагеря смерти Освенцим, рассчитан для учащихся 10-11 классов. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов, бесед посвящённых 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель:
Познакомить учащихся с историей концлагеря Освенцим.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- Формировать у учащихся интерес к истории страны;
- Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.

Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande
Ученик 1: (слайд 1;2)
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
Надежда Горланова
Классный руководитель: (слайд 3, 4)
Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Лагерный комплекс состоял из трех лагерей: Аушвиц I (служил главным центром всего комплекса), Аушвиц II (также известный как Биркенау, «лагерь смерти»), Аушвиц III (группа из нескольких небольших лагерей,созданных вокруг общего комплекса). Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание.

Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили…


Ученик 2: (слайд 5)
Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.


Ученик 3: (слайд 6)
Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи.


Ученик 4 (слайд 7)
В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории.


Ученик 5: (слайд 8)
Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.
Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.


Ученик 6 : (слайд 9)
В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Одной из распространенных операций, была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Мало кто из подопытных заключённых выживал.


Классный руководитель: (слайд 10; 11)
27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали освобождения. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей.


После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились.


Наш классный час, хочу закончить строками из стихотворения Eвгения Понятовского
Освенцим.
Полвека над Освенцимом всевластна тишина.
Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?...

Презентация на тему: Классный час «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

краткое содержание других презентаций

«Концлагеря Второй Мировой войны» - Заключённые из концентрационного лагеря Дахау. Городская легенда. Заключенные из концентрационного лагеря Заксенхаузен. Освенцим. Бухенвальд. Маутхаузен. Концлагеря Второй Мировой войны. Дахау. Концентрационный лагерь. Концентрационные лагеря Третьего рейха. Памятник жервам Бухенвальда.

«Концлагеря ВОВ» - Это нужно живым. Бухенвальд был мужским лагерем. Бухенвальд. Крематорий. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. Крематорий работал как доменная печь. Слоган. Узникам концентрационных лагерей посвящается. Узники, оставшиеся в живых. Концлагеря были обвиты густой сетью колючей проволоки. Через концлагерь Дахау прошло около 250 тысяч человек. Строительство концлагеря. Хроника. Майданек. Концлагерь Дахау.

«Концентрационные лагеря» - Ахмет Симаев. Наши земляки в фашистских концентрационных лагерях. Муса Джалиль. Польша. Концентрационный лагерь. Концентрационные лагеря Третьего рейха. Курмашев Гайнан. Моабитская тетрадь. Абдулла Алиш. Память. Галлянур Бухараев. Палач. Казнь татарских патриотов. Татары России.

«Узники концлагерей» - Майданек – лагерь массового уничтожения на территории Польши. Члены Айнзацгруппы, прибывшие на рабочее место - массовую казнь. Лагерь был создан в июне 1944 года на восточном берегу Днепра. Звенят колокола. Фашистский концлагерь Освенцим. Заключенных морили голодом, пытали и убивали. Лагеря смерти на территории Белорусии. Бронеколпаки с пулеметными гнездами против умирающих узников. Малый Тростенец.

«Узники фашистских лагерей» - Радость Победы. Заключение в неволю. Люди помнят…. Общественное движение малолетних узников. Свидетельство истории. Российский Союз бывших узников фашистских концлагерей. Тяжкие испытания. Преступление против человечества. 1941 год. Судьба узников. Учебные заведения. Международный союз. 11 апреля. Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Узников сжигали в печах. Бесстрастные цифры.

«Холокост» - Изучение Холокоста. Запрещение деятельности Ассоциации евреев. Антигуманные медицинские эксперименты. Отсутствие политической бдительности. Урочище в северно-западной части Киева. Слышали ли вы когда-либо о Холокосте. Свидетельские показания Дины Проничевой. Знания о Холокосте – не самооценка. Межнациональные масштабы истребления. Создание «юденрата». Механик. Холокост. Хронология Холокоста. Немецкие граждане.

Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий сердце ужас при появлении фашистских надзирателей. Каждое утро после команды «Подъем!» на нарах оставалось лежать несколько исхудавших детских тел.
Выживал только один из десяти малышей.

Мы знаем, мы помним, мы чтим память погибших от рук палачей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одаренные великим духом 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий сердце ужас при появлении фашистских надзирателей. Каждое утро после команды «Подъем!» на нарах оставалось лежать несколько исхудавших детских тел. Выживал только один из десяти малышей.

Мемориальный комплекс памяти детей - жертв фашизма Саласпилс

… Из бани загоняли в зал, где они ожидали своей очереди. В двух комнатах была оборудована лаборатория. Ребенка сажали на стул, а ручонку просовывали в отверстие в перегородке. За ней вампиры и делали свое черное дело, выкачивали святую детскую кровь до последней капли. Умерших ребятишек потом увозили и сжигали на огромном костре в форме свастики.

Три тысячи литров крови «дал» фашистской Германии латышский концлагерь Саласпилс.

Из Акта об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей: «Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицейские буквально вырывали детей из рук... Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более 3000 детей.

От Великой Отечественной войны нас отделяет десятилетия. Но не подлежат забвению ее события. Тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. И свята память о детях, которые прошли через фашисткий ад.

Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда… Помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 Марта для учащихся 8-12 кл. "Самая обаятельная и привлекательная"

Общешкольное мероприятие...

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад, обнесённый колючей проволокой…

Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельз...

Узники родом из войны

Проект выполнил ученик 5 класса

Свириденко Вадим

Руководитель проекта

Башарова Татьяна Леонидовна


Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен тоже в ряду…

Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-

Побывал, прямо скажем, в аду.

Вы в голодные годы выросли

Без отцов, что погибли в войне,

На плечах своих детских вынесли

Испытания этой войной.



В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов более 5 миллионов детей стали узниками фашистских лагерей, как на территории Советского Союза, так и в Германии. На их долю выпало очень многое – тяжёлый труд, болезни, голод и холод, пытки, издевательства, медицинские опыты и забор крови.

Ко дню Победы выжили всего один к десяти. Но у выживших детей физическое и моральное состояние было ужасным: сильное истощение, увечья и раны, болезни.




Малолетние узники. Кем они были?

За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей. В концлагерях, гетто погибло более 13 миллионов людей, из них 1 миллион 200 тысяч детей. Всего жертвами фашистской неволи было более 5 миллионов детей. Дожил до освобождения лишь 1 ребёнок из десяти.

Дети, угнанные в нацистскую неволю, содержались наравне со взрослыми, причём в условиях тюремного режима. В концентрационных и трудовых лагерях находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы передвижения.


В концентрационных лагерях содержались одновременно миллионы людей. Время пребывания в них было достаточно коротким, так как основное их назначение – «фабрики смерти». Самыми ужасными считаются Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен, Саласпилс.

В трудовых лагерях содержалось, в основном, угнанное с оккупированных территорий трудоспособное население – женщины и дети с 11 лет.


Самые страшные страницы истории ВОВ – правда о маленьких узниках концлагерей

Гитлеровцы в соответствии с планом «Ост» установили в захваченных районах режим кровавого террора. Они замучили и угнали в фашистское рабство несколько миллионов советских граждан. На оккупированных территориях был введён режим принудительного рабского труда.


Война не обошла и детей. Горькое сиротство, разрушенные дома, угон в германское рабство, бесправное голодное существование – вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Об их жизненном пути рассказывают они сами или их внуки и дети. Страдания, которые они пережили, физически изувечили их здоровье, но они выстояли, работали, воспитывали детей и помогали растить внуков.

Воспоминания о прошлом… (рассказывают бывшие узники, их родные и близкие)

Нина Тихоновна Храмович г. Зелегногорск

В белорусскую деревеньку, где жила Нина Тихоновна, пришли каратели. «Всех жителей собрали вместе, пригнали на станцию и погрузили в вагоны. Случилось так, что многие из деревенских, в том числе я (мне было 13 лет), мама, младшая сводная сестра попали в концлагерь Майданек. Узников били палками, загоняли им под ногти иголки и даже живыми закапывали в землю. У малолетних узников брали кровь, которую потом увозили в госпиталь – раненным. Условия, при которых проходила такая процедура были не ахти. И у меня случилось заражение крови. Но меня вылечили, чтобы снова брать кровь. Я получила серьёзную травму. Хозяйка-немка, к которой меня посылали работать, ударила меня гвоздём в глаз. Глаз вытек. А когда американцы бомбили танковый завод, то меня ранило осколками в ноги. Больная, раненная после освобождения вернулась я на развалины родной деревни. Но через некоторое время уехала в Рыбинский район. Но я всё равно счастлива, потому что осталась жива там, где погибли тысячи людей.»



  • Анна Кабанова была угнана на принудительные работы в Германию в октябре 1942 года. Своё 18-летие она встретила в концлагере № 280 г. Равич. Там фашисты проводили над узниками медицинские эксперименты. На всю жизнь сохранились шрамы на её руках – в память о зверстве.
  • Нину Бейтонову никто никуда не угонял. Она просто родилась в апреле 1943 года в концлагере близ г. Мильено. Первые два года своей жизни Нина провела вместе с матерью, которую гоняли на работу на немецкую фабрику.
  • Кузьма Мирошниченко попал в плен ещё в начале войны. Вместе с другими такими же бедолагами его угнали из Белоруссии в Польшу. Был освобождён в апреле 45-го советскими войсками…


Залога Регина Станиславовна

Моя бабушка, Регина Станиславовна, тоже видела войну детскими глазами.


Она родилась 3 января 1939 года, в Белоруссии в д.Стародворцы Гродненской области. Каждый раз, когда я прошу бабушку рассказать о её детстве, она отмалчивается или говорит, что детства у неё не было, но я теперь понимаю, что ей просто тяжело об этом вспоминать.

Однажды я спросил свою бабулю:

  • Неужели, такое могло быть на самом деле?

На что она ответила:

  • Всё это правда. Пусть больше не будет войны. Дай Бог, чтобы ещё раз не пережить такое. Радуйтесь, что вы живёте в мире. Учитесь!

Мне сложно представить, что на поле боя выходили мои родственники, не боясь отдать жизнь за Родину. Многие из них, пройдя все круги ада: концлагеря, голод, нищету, издевательства, утрату родных и друзей, смогли не только выжить, но и сохранить честь и достоинство, любовь к жизни и веру в лучшее.


Маленьким детям пришлось много выстрадать, но они выжили благодаря своим матерям, бабушкам, которые отдавали свой хлеб. Великая Отечественная война повлияла на судьбы бывших узников. Они перенесли нравственные и физические страдания, жили в постоянном страхе издевательства и смерти.

Большинство из них жили и трудились на благо Родины, а в настоящее время, находясь на пенсии, не могут без слёз вспоминать самое страшное время в своей жизни.





Литература

  • «Великая Отечественная война: вопросы и ответы» М.1985г.
  • Данилевский И.М. «Война, народ, победа 1941-1945: статьи, очерки, воспоминания» М. 1976г.
  • Материалы с сайта GREAT-VICTORI.RU

Слайд 2

История

  • Накануне нацисты, заметая следы своих страшных преступлений, приняли решение о физическом истреблении всех заключенных. Через двое суток сюда добрались находившиеся поблизости американские войска. Позже показания узников о злодеяниях гитлеровцев дошли до международного Нюрнбергского трибунала.
  • 65 лет назад, 11 апреля 1945 года над Бухенвальдом взметнулось красное знамя. Узники концлагеря в этот день обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны. Восстание спасло их от верной гибели.
  • Слайд 3

    Концлагеря

    • Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей.
    • По признанию самих эсэсовцев, продолжительность жизни заключенного в лагере составляла менее года. За этот срок каждый узник приносил нацистам полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
    • В них совершались чудовищные преступления. Нацисты сжигали людей в печах крематориев, травили в газовых камерах, пытали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения.
  • Слайд 4

    Лагеря смерти

    За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 млн человек из 30 стран мира. 12 млн не дожили до освобождения.

    Слайд 5

    Слёзы - это увеличительные стёкла

    • Там в море садов и счастливых лет
    • Мама произвела меня на свет,
    • Чтобы я плакал.
  • Слайд 6

    Фридл Диккер-Брандейсова была художницей

    В концлагере Терезин она стала учителем рисования. В каталоге «Рисунки детей концлагеря Терезин» сказано, что Фридл «создала педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования».

    Слайд 7

    В слайдах использованы рисунки детей из концлагеря Терезин

    С уцелевшими в Терезине детьми в 1944 г. Фридл была депортирована в Освенцим. То, что она вложила в детей, погибло вместе с ними в душегубке.

    Слайд 8

    Когда роза расцветет, мальчика уже не будет.

    Маленький садик,
    Розы благоухают.
    Узенькая тропинка,
    Мальчик по ней гуляет
    Маленький мальчик похож
    На нерасцветшую розу,
    Когда роза расцветет,
    Мальчика уже не будет.

    Слайд 9

    Гануш Гахенбург

    Стать учителем в мире, обреченном на гибель, - страшная участь. Фридл была с детьми, не покинула их до последнего мгновения.

    Я был ребенком,
    С тех пор прошло три года.
    Ребенок тот мечтал о сказочных мирах.
    Теперь я не ребенок,
    Я видел смерть в глазах...
    Это стихи Гануша Гахенбурга. Он погиб в Освенциме пятнадцатилетним.

    Слайд 10

    Есть черта, которую не переступить воображению. Мы не можем воссоздать реальную картину: маленькая, коротко остриженная Фридл со своими ученицами, теперь тоже остриженными, идет в газовую камеру. У душегубки мы застываем. Свидетелей нет.

    Слайд 11

    Нам дан страшный урок. Мы не можем, не имеем права жить так, как жили до него. Вопрос «За что?» - риторический. На него нет ответа. Но коли получен в наследство такой опыт, его надо осмыслить.
    Это - запредельное, хотя случилось в пределах исторического времени с миллионами.

    Слайд 12

    Фридл Диккер-Брандейсова

    Зачем Фридл в голоде, холоде, страхе обучала детей приемам композиции, изобретала для них постановки из скудной барачной утвари, знакомила их с законами цветовой преференции и после каждого урока раскладывала подписанные детьми работы по папкам? Зачем, спрашивается, это было ей нужно, когда транспорты смерти, один за другим, увозили детей «на Восток» - в Освенцим?

    Слайд 13

    Фридл Диккер-Брандейсова

    На желтых бланках концлагеря, где расписание работы терезинской бани соседствует с указами по режиму, растут цветы, порхают бабочки, улыбается мама, но и лежат убитые, смотрят голодные глаза в пустые миски - судьбы тысяч детей. Благодаря Фридл они стали и нашими судьбами.

  • Рассказать друзьям