Православная библия для детей. Урок о Библии (вводный). Библия - это письмо бога к тебе: она рассказывает о тебе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если ребенок растет в православной семье, то религия естественно входит в его жизнь. Он видит, как молятся родители, ходит с ними в храм, рассматривает Библию. Довольно рано у такого малыша появляются вопросы о вере. Ответить на них порой труднее, чем объяснить, откуда берутся Боге и воспитывать в православии с ранних лет? Прислушаемся к мнению священников.

Основные ошибки

Протоиерей А. Близнюк, учитель Свято-Петровский школы города Москвы, на собственном опыте знает, как рассказать ребенку про Бога. Знакомы ему и главные ошибки родителей. Всего их пять:

  1. Отсутствие у взрослых времени на разговоры. От ребенка в таком случае просто отмахиваются, показывают, что вопросы веры не так уж важны.
  2. Возмущение "неблагочестивыми" мыслями, которые высказывает малыш. Если желание покрестить любимую кошку натолкнулось на упреки взрослых, ребенок может замкнуться и перестать делиться своим мнением.
  3. Отказ отвечать на "глупые" вопросы. За ними может таиться что-то действительно важное для малыша, поэтому уместнее проявить терпение.
  4. Одноразовый разговор. Чтобы у детей формировалось объемное представление о Боге, одни и те же темы должны обсуждаться неоднократно и желательно с разными людьми.
  5. Переоценка собственных знаний. Не на все вопросы родитель может дать ответы сходу, и тогда правильнее признать свое незнание, обратиться за помощью к священнику или другим знающим людям.

О Боге самым маленьким

Молодых родителей волнует вопрос, когда и как рассказать детям о Боге. Интересные истории малыши начинают слушать приблизительно к двум годам. В это время следует начинать первые беседы на темы веры.

Большой интерес у крохи вызывают иконы и красивые картинки в детской Библии. Рассматривайте их, давайте краткие и понятные объяснения. Текст еще рано читать. Зато уместно показать свое уважительное отношение к этим предметам, особую любовь. Если ребенок захочет, разрешите погладить или поцеловать любимого персонажа. В этом возрасте дети очень эмоциональны. Они не могут осознавать умом некоторых истин, но сердечком чувствуют их.

Давай поиграем

Как рассказать детям о Боге, если они еще плохо понимают слова? Лучшим выходом станет игра. После рассматривания детской Библии инсценируйте историю при помощи игрушек. Постройте ковчег из коробок и поместите в него фигурки животных. Возьмите куклы и поиграйте в рождение младенца Иисуса.

Вспоминайте о Боге во время ролевых игр. Пусть зайчик с мишкой поблагодарят Создателя, прежде чем кушать воображаемую кашу. Укладывая спать куклу, коротко помолитесь. Хорошо, если вы найдете детские религиозные песенки, сопровождаемые движениями.

Первые молитвы

Далеко не все взрослые понимают, как рассказать о Боге ребенку в 3 года. В этом возрасте все слова малыши понимают буквально, поэтому Создатель будет для них добрым дедушкой с иконы. Пока этого достаточно.

В этом возрасте все малыши стремятся подражать родителям. Учите их молиться, как мама и папа. Только не надо зубрить "Отче наш". Первые молитвы должны быть простыми, понятными и предельно короткими. Это могут быть просьбы ("Бог, сделай так, чтобы Анечка перестала кашлять. Аминь") или за вкусный суп. Аминь").

Учите ребенка во время молитвы стоять или сидеть с прямой спиной, не баловаться и не вертеться. Когда Бог исполняет бесхитростную детскую просьбу, акцентируйте на этом внимание и благодарите Создателя.

К Богу в гости

Священники советуют как можно чаще приходить в храм с малышом. До 7 лет ребятишек не нужно специально готовить к причастию, лишать завтрака. Детки еще не понимают происходящего, но их душа впитывает Божью благодать. Выстаивать всю службу не обязательно. Покажите ребенку красивые иконы, полюбуйтесь на горящие свечи. Можно захватить детскую Библию и полистать ее, присев на лавочке. Когда малыш устанет, выйдите на улицу и разрешите ему побегать.

Ближе к 3 годам дети начинают интересоваться, кто этот бородатый дяденька в рясе и зачем младенцев окунают в воду. Как рассказать ребенку о Боге и крещении, чтобы он понял вас? Избегайте сложных слов и лишних деталей. Объясните, что Церковь - это дом Бога. Колокольный звон означает, что Господь зовет к себе в гости всех, кто любит Его. В Церкви мы можем поговорить с Богом, и помогают нам в этом священники.

На куполе храма есть крест, который защищает людей от всего плохого. Каждый, кто любит Бога, носит такой же крестик на груди. Его вешают во время специального обряда. Он так и называется - крещение. Малышей окунают в воду и молятся за них. Это помогает им вырасти хорошими. А чтобы они стали еще добрее и сильнее, проводится обряд причащения.

Кто такой Бог?

Дети быстро растут. Как рассказать ребенку о Боге в 4 года? Психологи и священники уверены, что именно в этом возрасте с малышами можно проводить серьезные разговоры. Они уже способны понять, что Бог невидим, что он есть одновременно везде и нигде. Безусловно, слова нужно подбирать предельно простые.

Объясните, что Бог - великая сила, которая создала весь наш мир, небо и землю, моря и растения, животных и человека. Он невидим, но сердцем мы можем почувствовать Его любовь. Если нам плохо, мы просим Бога о помощи, ведь Он очень добрый и отзывчивый. Когда нам хорошо, мы благодарим Его, и Он радуется за нас. Бог хочет, чтобы все люди делали добрые дела и были счастливы. В знак того, что ты находишься под защитой Бога, у тебя на груди висит крестик.

Когда его надевают на малыша, то Господь выделяет ему одного ангела. Ангелы - его помощники. Они тоже невидимые, но всегда находятся рядом с человеком, уберегают его от болезней и опасностей. Если ребенок слушается, помогает взрослым, делится игрушками, его ангел радуется. А если малыш ведет себя плохо, невидимый защитник очень расстраивается и плачет.

Читаем Библию

Лучшим ответом на вопрос, как рассказать ребенку о Бога и Иисусе Христе, будет совет читать Священное Писание. Для дошкольников больше подходят детские издания с красивыми иллюстрациями, географическими картами и фотографиями различных библейских мест. Выберите книгу, одобренную Православной Церковью.

Школьникам и семьям с разновозрастными детьми пригодится неадаптированная Библия. Читать ее лучше регулярно, соблюдая несколько правил:

  • Собирайтесь на чтения ежедневно всей семьей.
  • Создайте торжественную обстановку, погасите свет, зажгите свечи.
  • Не затягивайте мероприятие. Десяти минут вполне достаточно.
  • Взрослым лучше заранее подготовиться к чтению, изучить святоотеческие толкования отрывка. Их живые описания смогут сделать эпизод более ярким и понятным для детей.
  • Обращайте внимание ребятишек на нравственный аспект прочитанного и связывайте его с обычной жизнью. Только избегайте нотаций. Вам нужно, чтобы ребенок захотел стать лучше, а не почувствовал себя самым плохим малышом на свете.
  • Разрешите детям задавать любые вопросы. Если не знаете, как правильно ответить на них, порассуждайте вместе. В крайнем случае, обратитесь к священнику или к другим достоверным источникам, но никогда не оставляйте вопросы без ответа.

Чего нужно остерегаться

Мы выяснили, как рассказать ребенку про Бога, когда он мал. А теперь поговорим о проблемах, с которыми могут столкнуться родители:

  1. Если вы растите ребенка в православии, то вам самим придется разбираться с вопросами веры и строить свою жизнь в соответствии с заповедями. А это требует от родителей серьезных усилий.
  2. Малыши, как и взрослые, не всегда хотят работать над собой. Им проще отвернуть икону к стене и стащить конфету, чем справиться со своим желанием. От родителей требуется много терпения и такта, чтобы побудить чадо к послушанию и научить бороться с дурными помыслами при помощи молитв.
  3. Иногда детей принуждают к хорошему поведению, пугая гневом Бога или рассказывая про бесов. В результате малыш не столько любит, сколько боится Создателя, а ночью ему снятся жуткие кошмары с дьяволом в главной роли. Оградить своего ребенка от запугиваний - важная задача любящих родителей.
  4. Попытки наставить товарищей на верный путь могут привести к конфликтам в и школе. Поэтому нужно говорить с детьми о терпимости. Крестик нельзя никому показывать. Вера - это очень интимное дело, неправильно бравировать ею перед другими людьми, выставлять напоказ, хвалиться.

Приобщаем чадо к обрядам и традициям

Родители часто спрашивают, как рассказать ребенку о Боге и православии. Но ведь дела важны ничуть не меньше, чем слова. В 7 лет ребенок впервые идет на исповедь. Считается, что именно с этого возраста он способен критично взглянуть на себя. Начинается его сознательная духовная борьба с лукавым. Не диктуйте ребенку, в каких грехах он должен исповедоваться. Пусть сам решит, за какие проступки ему стыдно. Учите его замечать свои дурные мысли и защищаться от них молитвой или крестным знамением.

С этого же времени можно рассказывать детям о глубоком подтексте религиозных обрядов. Долгие службы переносятся намного легче, если ребенок понимает их смысл. Своим примером покажите, что поход в храм - это огромная радость, а не нудная обязанность. Хорошо, если за этим следует приятный подарок или веселая прогулка всей семьей.

Много вопросов связано с постом. Ученые уверены, что периодическое воздержание от скоромной пищи не может навредить здоровому ребенку. Однако пост - это не диета, а осознанное наложение на себя определенных ограничений во имя Бога. Неправы те родители, которые по своей воле лишают чадо конфет, мультиков и компьютерных игр. Лучше спросить самого ребенка, будет ли он поститься и от чего готов отказаться во имя Бога. Только принимая самостоятельные решения, он научится побеждать свои желания.

Воскресная школа

Как рассказать о Боге и сотворении земли ребенку 10 лет, который изучает в школе теорию Вселенского взрыва? Как доказать, что человек был создан Господом, а не произошел от обезьяны? К счастью, при большинстве храмов действуют воскресные школы. Занятия в них ведут священники или благочестивые миряне, знающие ответы на подобные каверзные вопросы. Здесь можно ближе познакомиться с Библией и житиями святых, почитаемыми иконами и религиозными песнопениями.

Крайне рекомендуется отдать ребенка на подобные уроки, чтобы он оказался в среде православных детей. Ребенку необходимо иметь свой круг общения, связанный с православием и не связанный напрямую с родителями. Особенно важно это для подростков, которые стремятся стать самостоятельными. Восстановление храма, паломническая поездка в кругу сверстников, православный лагерь - все это может стать решающим толчком для личной встречи с Богом.

Самостоятельный выбор

Православные родители много думают о том, как рассказать детям о Боге. Сами они прошли к нему трудный путь. Им хочется, чтобы вера досталась ребенку по умолчанию и была принята с благодарностью. Но так происходит не всегда. В подростковом возрасте нередко начинается бунт. Малыш, который клал икону под подушку и играл в батюшку, вдруг отказывается идти в храм.

По мнению священников, это естественно. Если раньше ребенок слушался родителей, то теперь он удаляется от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. Ему нужно построить собственные отношения с Богом. Любое давление на него неприемлемо. Лучшее, что могут сделать родители, перестать контролировать религиозную жизнь подростка.

Как помочь бунтующему ребенку

Как рассказать детям о Боге, когда они отказываются слушать родителей? В подростковом возрасте им проще услышать других людей: священника, которому ребенок доверяет, сверстников из православного клуба. Если ребенок рассказывает свои тайны не вам, а духовнику, радуйтесь. Значит, у него в Церкви есть личное пространство.

Ненавязчиво внушайте подростку, что к Богу можно прийти с любой проблемой и обрести поддержку. Опасную ошибку совершают родители, говорящие детям, что в церковь нельзя заходить с ирокезом или после употребления наркотиков. Наоборот, именно здесь запутавшийся человек сможет получить помощь и всегда будет принят.

Как рассказать детям о Боге? Главное в таких разговорах - ваша искренность. Дети остро чувствуют фальшь. Избегайте ее, а во всем остальном доверьтесь Господу.


Доктринальный урок

«Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4:16) Писание учит, что важно исследовать учение Иисуса Христа, т.е. христианские доктрины, в которые мы верим. Знать учение своего Спасителя необходимо не только взрослым, но и детям. Поэтому доктринальный урок является одним из способов передать веру ребенку и донести ему Слово Божье. Для проведения этого доктринального урока Вам необходимо подготовить наглядное пособие на каждое предложение, доносящее доктрину. Предлагаем Вам готовые картинки с написанной Главной истиной и доктринами. Вы можете их раскрасить.
Главная истина – это фраза, которая часто повторяется во время рассказа, чтобы дети могли хорошо ее запомнить.
Главная истина (ГИ): БИБЛИЯ – ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ
Введение: Предмет В большой конверт положите Библию. Покажите конверт детям. Пусть попытаются определить, что в нем лежит. «Кто из вас когда-нибудь получал письма? Ребята, давайте посмотрим, что за письмо здесь лежит?!» Достаньте из конверта Библию. Дети могут сказать, что это Библия, а не письмо. Предложение-связка: Знаешь, Библия – это самое длинное в мире письмо! И это письмо Бога к тебе. Ты, наверное, думаешь: «Но как же Бог написал это письмо, ведь Он живет на Небесах?»

1. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ЕЕ ПИСАЛИ 40 ЧЕЛОВЕК.

Знаешь, Библия – это письмо Бога к тебе, но чтобы ее написать, Он использовал людей. 40 различных людей писали Библию. Среди них были и царь, и пастух, был врач, рыбак, пророки. Всех их Бог использовал, чтобы написать Библию – Свое письмо к тебе. Библию писали очень долго – более 1500 лет. Библия состоит из двух частей. Кто знает, каких? Правильно! Из Ветхого и Нового Заветов. Еще Библия состоит из небольших книг. Их очень много – 66. Вот такое длинное письмо Бог написал тебе – Библию. Предложение-связка: Ты, наверное, подумаешь: «Библию писали так долго, так много разных людей. А можно ли доверять всему, что там написано? Вдруг люди что-то перепутали?»

2. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ВСЕ, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО, – ПРАВДА.

Хотя Библию писали люди, но все, что там написано, – это правда, потому что это сказал Бог. Дух Святой, Который живет в тебе и во мне, также жил и в этих людях. И Дух Святой говорил им Слова, которые Бог хотел записать в Библии. Давай сейчас откроем Библию и прочтем об этом (2 Пет.1:21): «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым». Так что ты можешь не сомневаться: все, что в Библии написано, – правда. Бог писал эту книгу для тебя. Предложение-связка: А как ты думаешь, зачем Бог написал тебе такое длинное письмо – Библию? (Дети отвечают.)

3. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ТЕБЕ О БОГЕ.

Правильно! Ведь ты не видишь Бога. Как же ты можешь узнать о Нем? Для этого Бог написал тебе Свое письмо – Библию. В ней записано, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится. Если ты хочешь побольше узнать о Боге, тебе нужно читать Библию. Если тебе трудно читать самому или не все понятно, то попроси родителей почитать Библию вместе с тобой. Предложение-связка: Как ты думаешь, о ком еще написано в Библии?

4. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕБЕ.

Да, представь себе, что в Библии написано и о тебе! Может быть, там нет твоего имени, но зато там говорится, что Бог сотворил тебя особенным. В целом мире нет такого, как ты. Бог сотворил не только тебя, но и твоих родителей и всех-всех людей. Применение: Так что если ты услышишь, как кто-то говорит, что человек произошел от обезьяны, или что тебя нашли в капусте, не соглашайся с этими словами. Ты можешь сказать в ответ, что тебя сотворил Бог. Ведь ты знаешь об этом из Библии - письма Бога к тебе. Там написано, что у Бога есть чудесный план для твоей жизни. Предложение-связка: Но для того, чтобы этот план исполнился, тебе нужно правильно поступать. А как тебе узнать, что правильно, а что неправильно?

5. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬ.

Для того, чтобы ты знал, как поступать правильно, Бог и написал тебе Свое письмо – Библию. Применение: Может быть, в этом году ты пошел в первый класс, и ты боишься, что над тобой будут смеяться, когда узнают, что ты верующий. И ты не знаешь, как поступить: рассказать или молчать? Если ты не знаешь, как поступить правильно, тебе нужно искать ответ в Библии. Кто мне подскажет, какой совет в этой ситуации дает Бог в Библии – Своем письме к тебе? Только читая Библию, можно узнать Божьи правила для твоей и моей жизни. Но Бог еще дает подсказки, как исполнять правила. Именно поэтому Он и написал Своим детям это письмо – Библию. Предложение-связка: А как ты думаешь, кто может понимать то, что Бог написал в Своем письме Своим детям? (Дети отвечают.) Правильно! Дети Божьи! Ведь Бог писал Библию для них.

6. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК СТАТЬ БОЖЬИМ РЕБЕНКОМ

Ты помнишь, что Библия - это письмо Бога к тебе. Если ты дитя Бога, значит, это письмо ты можешь не просто подержать в руках и выразительно прочитать на оценку. Если ты дитя Бога, ты можешь понимать то, что в Библии написано. А что же делать, тем, кто еще не подружился с Богом, не стал Его дитям? В Библии Бог написал и об этом – о том, как стать Божьим ребенком. Кто мне подскажет, что для этого нужно? (Выслушать детей, повторить правильные ответы.) Призыв к покаянию: Если ты еще никогда не просил Иисуса забрать твои грехи, то сегодня можешь сделать это. Когда ты попросишь прощение за свои грехи, ты сможешь подружиться с Богом. И тогда Он сделает тебя Своим ребенком. Если хочешь, останься после занятия, и я покажу тебе в Библии, как ты можешь стать ребенком Бога. Предложение-связка: Ты теперь знаешь, что Библия - это письмо Бога к тебе. Но это еще не все. Знай, что Бог написал тебе это письмо не только, чтобы его читать, но и исполнять то, что в нем написано.

7. БИБЛИЯ - ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ИСПОЛНЯЛ ТО, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО.

Бог дал тебе советы, как жить, и подсказки, как лучше поступать, не просто для того, чтобы ты их знал. Бог рассказал о Себе и Своих правилах для того, чтобы твоя жизнь изменилась к лучшему. Поэтому Бог написал тебе это письмо – Библию, чтобы ты его читал, и исполнил то, о чем читаешь. Применение: Наверное, в твоем классе есть кто-то из малоимущей семьи. Скорее всего, у него мало друзей. И хотя ты уже знаешь, что Библия учит тебя делиться с нуждающимися, ты все еще сомневаешься, угощать ли его яблоком. Можно конечно сделать вид, что ты не заметил его. Но знай, что Библия – это письмо Бога к тебе. Бог хочет, чтобы ты читал Библию и исполнял то, что в ней написано. Как нужно поступать? Раздайте рабочие листы с перечисленными ниже вопросами.

Прочитайте с детьми Евангелие от Марка 1:1-8 и ответьте на вопросы:
Что Библия говорит в этом отрывке о Боге?
Что она рассказывает обо мне?
О том, как мне поступать?
Принятие решения: На этой неделе прочитай первую главу Евангелия от Марка. Запиши на листе бумаги то, что ты узнаешь о Боге, о себе и о том, как тебе нужно поступать. Ты можешь попросить своих родителей помочь тебе в этом. А на следующей встрече расскажи нам о своих открытиях.

Урок разработан Владимиром Прохоровым, г.Днепропетровск

Когда дети подросли и начинают уже самостоятельно читать Библию (иногда сначала детскую, а иногда и сразу Синодальное издание), у них неизбежно возникают вопросы. Причем порой они обращают внимание на такие вещи, которые взрослому не всегда приходят в голову. На вопросы детей отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Древние люди поклонялись идолам, но в Евангелии написано, что Бог везде и во всём. Получается, Он и в идолах тоже был - вот и непонятно, это люди грешили или нет, когда поклонялись идолам?

Начнем с того, что в Евангелие таких слов, «Бог везде и во всём», нет. Само это представление, что Бог и мир это одно и то же, что Бог находится в каждой песчинке и в каждом атоме, называется пантеизмом. Это ложное учение, с христианством несовместимое.

А что же действительно говорит Библия? В Ветхом Завете, в книге Бытие говорится, что Бог - Творец всего нашего мира, всей природы. «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. И Дух Божий носился над водою». Как понимать слово «носился»? Оно нам сейчас может даже показаться грубоватым, но если посмотреть смысл того древнееврейского слова, которое по-русски переводится как «носиться», то окажется, что оно означает «создавать, оберегать, выращивать». Вот именно так Бог и относится к сотворенному Им миру. Он его поддерживает Своей любовью, Своей энергией. В «Символе веры» мы называем Бога словом Вседержитель - это и означает, что Он не только создал мир, но каждую секунду поддерживает его, оберегает, не дает развалиться.

Более того, Бог сотворил материю не просто так, а ради человека. И да, материя может быть благодатной, в ней может присутствовать действие Бога (а по-гречески, кстати, слово действие звучит как энергия). Бог для того и дает человеку материю, чтобы тот употребил ее во благо. Но человек может употребить материю совсем иначе. Сделать, например, пулемет, из которого потом будут расстреливать мирных людей. Или сделать нож, которым убийца кого-то зарежет. То есть получается, что человек может как бы перенастроить материю, с доброго применения на злое.

То же самое получилось и с идолами. Бог не для того создавал камень, металл, дерево, чтобы люди делали из них идолов. Люди их сотворили, нарушив заповедь - не сотвори себе кумира (кумир - это то же самое, что идол, просто синоним). Господь, зная о том, что люди могут впасть в такой соблазн, специально дал им заповедь - не делать этого, не создавать идолов. Поэтому те люди, которые идолам поклонялись - они, конечно, грешили. Они ведь нарушали Божию заповедь, забыли о том, что Бог только с теми, кто добр, кто живет по заповедям любви.

Что же касается язычников, которые поклонялись идолам, вообще ничего не зная о Боге и о Его заповедях, то их можно только пожалеть: создавая себе кумиров и поклоняясь им, они тем самым только удалялись от настоящего Бога. Который в сотворенных ими идолах ни в каком смысле не присутствовал.

Почему в Библии есть нестыковки?

Потому что Библия говорит правду. Звучит парадоксально, да? Но будь Библия книгой вымышленной, тогда ее отредактировали бы так, что все было бы в ней логично, никаких нестыковок, противоречий не было бы. Все бы так гладенько подтасовали, что комар носу не подточит.

А отчего же в правдивой книге противоречия? Оттого, что Библию писал не один человек, а разные люди, которые видели одно и то же по-разному. Вот возьмем, для примера, какое-то событие в современной жизни. Если у этого события было несколько свидетелей, они опишут его немножко по-разному. Почему? Потому что видели с разных сторон. Кому-то перекрыли обзор складки местности, кому-то в какой-то момент обзор заслонила чья-то спина, кто-то стоял далеко и сам не слышал, что говорилось, а слышал чей-то пересказ. Причем никто из этих свидетелей не врет, не сочиняет, все говорят правду. Но у каждого свой кусочек правды, а полную картину можно собрать, если сложить эти кусочки правды вместе, причем не просто вот так механически, а по-умному, сопоставив одно с другим.

Точно так же и с Библией. Библия - это книга особенная, богодухновенная. Люди ее писали, ничего не придумывая от себя, а описывая те события, в которых сами участвовали, в которых видели действия Бога, и Дух Святой помогал им это писать. А иногда, под воздействием Духа Святого, напрямую были глашатаями Божественной Истины. Но все-таки это писали люди, которые наблюдали за событиями священной истории с разных точек обзора.

Например, если мы возьмем четыре Евангелие от четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - то найдем там по-разному описанные события. Допустим, гадаринский бесноватый. Он один был, или бесноватых там было двое? У разных евангелистов по-разному сказано. А почему? Например, потому, что один из этих бесноватых молчал, и поэтому евангелист, описывая это событие, его просто не упомянул. Важнее было упомянуть, что ответил Христос на слова второго бесноватого и каковы там были последствия. Или, допустим, у евангелиста сказано, что собралось 12 апостолов, хотя на тот момент их уже 11, Иуда уже предал. Почему же 12? А потому, что число 12 имело в древней Иудее символическое значение, значение числа полноты. И понимать «собрались 12» надо не в том смысле, что собравшиеся были подсчитаны по головам. Тут имеется в виду, что собрались все апостолы - все оставшиеся на тот момент ближайшие ученики Христовы.

Это еще раз доказывает, что эти события описаны живыми людьми, которые какие-то моменты видели по-своему, но в то же время духовное содержание сказанного ими - одно и то же.

Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет - это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он - про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения - то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается - не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках - хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

Послесловие для взрослых:

Дорогие родители! Если у ваших детей возникают вопросы и недоумения после чтения Библии - это на самом деле очень хорошо! Даже если вам кажется, что вопрос дурацкий. Потому что это повод для серьезного разговора о вере, а уж когда инициатором такого разговора становится ребенок - это особенно полезно.

Но вы должны быть готовы к таким разговорам, а значит - вам самим нужно постоянно читать Священное Писание и толкования к нему, читать богословскую и апологетическую литературу. А нередко ведь бывает так, что в начале своего воцерковления человек активно вникал в православное вероучение, много читал, но потом остановился на каком-то уровне, нашел для себя ответы на основные вопросы - и живет обычной жизнью обычного воцерковленного христианина. То есть регулярно посещает богослужение, исповедуется, причащается, вычитывает утренние и вечерние молитвы, соблюдает посты - и думает, что этого вполне достаточно. Но когда у него подрастают дети и начинают задавать вопросы о вере - тут-то и оказывается, что он многое из прочитанного забыл, а на какие-то моменты вообще никогда не обращал внимания. И ответить ребенку не в состоянии.

Вот чтобы такого не случалось - не оставляйте чтения, перечитывайте вероучительную литературу, перечитывайте Священное Писание (а при каждом новом прочтении вы откроете для себя какие-то новые оттенки смысла).

Ну а в том случае, когда вы все-таки не можете ответить на детский вопрос - честно скажите ребенку, что вот прямо сейчас, сходу ответить затрудняетесь, но вскоре обязательно ответите. Поговорите с более знающими людьми, поговорите с духовником, почитайте необходимую литературу - и как можно скорее напомните ребенку, что был у него такой вопрос, и теперь вы готовы дать ответ.

Подготовил Виталий Каплан

Сначала обратите внимание ребенка, что весь окружающий мир был в давние времена создан Богом. Когда-то, много тысяч лет тому назад ничего этого не было: существовала лишь темнота, бескрайние просторы Вселенной и был Господь Бог. Его еще называют Творцом или Создателем, потому что именно он решил сотворить этот прекрасный мир.

Бог создал землю и небо, многочисленные звезды на небосводе и солнце, которое согревает и освещает землю. По воле Божьей появились леса и поля, реки, моря и озера. Господь сотворил рыб, птиц и животных. Все, кто населяют планету, созданы по замыслу и желанию Бога. Когда Господь создал это земное великолепие, он решил сотворить человека, чтобы тот жил на земле и заботился обо всем окружающем Божьем творении и был полноправным хозяином.

Творец сотворил первого человека - Адама из кусочка земли этого мира. Он слепил человеческое тело и вдохнул в него душу, наделил умом и сознанием. Спустя время Создатель увидел, что человеку грустно одному жить на земле, и возжелал Бог подарить человеку спутницу жизни. Он напустил на Адама крепкий сон и достал у него одно из ребер, из которого создал первую женщину - Еву. Она стала подругой и женой Адаму.

Первая семья зажила счастливо, и у них родилось много детей. Со временем людей становилось все больше и больше, и мир заселялся новыми семьями. Появлялись разные народы, которые верили в Бога и почитали его.

Но какие-то люди жили в неведении: они мало знали о Боге, о Его учениках, которые совершали подвиги, чтобы донести до людей знания о Всевышнем и правилах жизни. Поэтому для всех людей на земле ученики Божьи решили написать священную книгу о жизни.

Библия - священная книга жизни

Ученики Бога написали подробную книгу о правилах жизни и назвали ее Библией. В книге они описали, как Бог создавал мир: шесть дней он трудился, украшая землю растениями, фруктами и цветами, а на седьмой день Бог отдыхал и любовался плодами своего творения.

Так Господь и завещал людям на земле по шесть дней в неделю работать, а седьмой посвящать отдыху, созерцанию красоты и общению в мыслях с Богом. В этом священном писании приводятся слова Создателя о том, как устроен мир и какие необходимо соблюдать правила, чтобы жить счастливо.

Господь завещал людям, которых он сотворил, жить в мире и согласии, любить мир и всех окружающих, помогать слабым и совершать только добрые поступки.

Когда дети подросли и начинают уже самостоятельно читать Библию (иногда сначала детскую, а иногда и сразу Синодальное издание), у них неизбежно возникают вопросы. Причем порой они обращают внимание на такие вещи, которые взрослому не всегда приходят в голову. На вопросы детей отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Древние люди поклонялись идолам, но в Евангелии написано, что Бог везде и во всём. Получается, Он и в идолах тоже был — вот и непонятно, это люди грешили или нет, когда поклонялись идолам?

Начнем с того, что в Евангелие таких слов, «Бог везде и во всём», нет. Само это представление, что Бог и мир это одно и то же, что Бог находится в каждой песчинке и в каждом атоме, называется пантеизмом. Это ложное учение, с христианством несовместимое.

А что же действительно говорит Библия? В Ветхом Завете, в книге Бытие говорится, что Бог — Творец всего нашего мира, всей природы. «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. И Дух Божий носился над водою». Как понимать слово «носился»? Оно нам сейчас может даже показаться грубоватым, но если посмотреть смысл того древнееврейского слова, которое по-русски переводится как «носиться», то окажется, что оно означает «создавать, оберегать, выращивать». Вот именно так Бог и относится к сотворенному Им миру. Он его поддерживает Своей любовью, Своей энергией. В «Символе веры» мы называем Бога словом Вседержитель — это и означает, что Он не только создал мир, но каждую секунду поддерживает его, оберегает, не дает развалиться.

Более того, Бог сотворил материю не просто так, а ради человека. И да, материя может быть благодатной, в ней может присутствовать действие Бога (а по-гречески, кстати, слово действие звучит как энергия ). Бог для того и дает человеку материю, чтобы тот употребил ее во благо. Но человек может употребить материю совсем иначе. Сделать, например, пулемет, из которого потом будут расстреливать мирных людей. Или сделать нож, которым убийца кого-то зарежет. То есть получается, что человек может как бы перенастроить материю, с доброго применения на злое.

То же самое получилось и с идолами. Бог не для того создавал камень, металл, дерево, чтобы люди делали из них идолов. Люди их сотворили, нарушив заповедь — не сотвори себе кумира (кумир — это то же самое, что идол, просто синоним). Господь, зная о том, что люди могут впасть в такой соблазн, специально дал им заповедь — не делать этого, не создавать идолов. Поэтому те люди, которые идолам поклонялись — они, конечно, грешили. Они ведь нарушали Божию заповедь, забыли о том, что Бог только с теми, кто добр, кто живет по заповедям любви.

Что же касается язычников, которые поклонялись идолам, вообще ничего не зная о Боге и о Его заповедях, то их можно только пожалеть: создавая себе кумиров и поклоняясь им, они тем самым только удалялись от настоящего Бога. Который в сотворенных ими идолах ни в каком смысле не присутствовал.

Почему в Библии есть нестыковки?

Потому что Библия говорит правду. Звучит парадоксально, да? Но будь Библия книгой вымышленной, тогда ее отредактировали бы так, что все было бы в ней логично, никаких нестыковок, противоречий не было бы. Все бы так гладенько подтасовали, что комар носу не подточит.

А отчего же в правдивой книге противоречия? Оттого, что Библию писал не один человек, а разные люди, которые видели одно и то же по-разному. Вот возьмем, для примера, какое-то событие в современной жизни. Если у этого события было несколько свидетелей, они опишут его немножко по-разному. Почему? Потому что видели с разных сторон. Кому-то перекрыли обзор складки местности, кому-то в какой-то момент обзор заслонила чья-то спина, кто-то стоял далеко и сам не слышал, что говорилось, а слышал чей-то пересказ. Причем никто из этих свидетелей не врет, не сочиняет, все говорят правду. Но у каждого свой кусочек правды, а полную картину можно собрать, если сложить эти кусочки правды вместе, причем не просто вот так механически, а по-умному, сопоставив одно с другим.

Точно так же и с Библией. Библия — это книга особенная, богодухновенная. Люди ее писали, ничего не придумывая от себя, а описывая те события, в которых сами участвовали, в которых видели действия Бога, и Дух Святой помогал им это писать. А иногда, под воздействием Духа Святого, напрямую были глашатаями Божественной Истины. Но все-таки это писали люди, которые наблюдали за событиями священной истории с разных точек обзора.

Например, если мы возьмем четыре Евангелие от четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна — то найдем там по-разному описанные события. Допустим, гадаринский бесноватый. Он один был, или бесноватых там было двое? У разных евангелистов по-разному сказано. А почему? Например, потому, что один из этих бесноватых молчал, и поэтому евангелист, описывая это событие, его просто не упомянул. Важнее было упомянуть, что ответил Христос на слова второго бесноватого и каковы там были последствия. Или, допустим, у евангелиста сказано, что собралось 12 апостолов, хотя на тот момент их уже 11, Иуда уже предал. Почему же 12? А потому, что число 12 имело в древней Иудее символическое значение, значение числа полноты. И понимать «собрались 12» надо не в том смысле, что собравшиеся были подсчитаны по головам. Тут имеется в виду, что собрались все апостолы — все оставшиеся на тот момент ближайшие ученики Христовы.

Это еще раз доказывает, что эти события описаны живыми людьми, которые какие-то моменты видели по-своему, но в то же время духовное содержание сказанного ими — одно и то же.

Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

Послесловие для взрослых:

Дорогие родители! Если у ваших детей возникают вопросы и недоумения после чтения Библии — это на самом деле очень хорошо! Даже если вам кажется, что вопрос дурацкий. Потому что это повод для серьезного разговора о вере, а уж когда инициатором такого разговора становится ребенок — это особенно полезно.

Но вы должны быть готовы к таким разговорам, а значит — вам самим нужно постоянно читать Священное Писание и толкования к нему, читать богословскую и апологетическую литературу. А нередко ведь бывает так, что в начале своего воцерковления человек активно вникал в православное вероучение, много читал, но потом остановился на каком-то уровне, нашел для себя ответы на основные вопросы — и живет обычной жизнью обычного воцерковленного христианина. То есть регулярно посещает богослужение, исповедуется, причащается, вычитывает утренние и вечерние молитвы, соблюдает посты — и думает, что этого вполне достаточно. Но когда у него подрастают дети и начинают задавать вопросы о вере — тут-то и оказывается, что он многое из прочитанного забыл, а на какие-то моменты вообще никогда не обращал внимания. И ответить ребенку не в состоянии.

Вот чтобы такого не случалось — не оставляйте чтения, перечитывайте вероучительную литературу, перечитывайте Священное Писание (а при каждом новом прочтении вы откроете для себя какие-то новые оттенки смысла).

Ну а в том случае, когда вы все-таки не можете ответить на детский вопрос — честно скажите ребенку, что вот прямо сейчас, сходу ответить затрудняетесь, но вскоре обязательно ответите. Поговорите с более знающими людьми, поговорите с духовником, почитайте необходимую литературу — и как можно скорее напомните ребенку, что был у него такой вопрос, и теперь вы готовы дать ответ.

Подготовил Виталий Каплан

Рассказать друзьям