Часы на Спасской башне Кремля — история и фото. Какие тайны скрывают кремлевские куранты На какой башне кремлевские куранты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знаменитые на весь мир часы на Спасской башне столицы Российской Федерации появились уже очень давно, как утверждают историки, в 1404 году. Однако они были установлены впервые не на Кремлевской башне, а находились поблизости от Благовещенского собора, прямо в царском дворе у самого Василия Дмитриевича. Имя мастера, который изготовил их, навсегда запечатлено в летописи тех лет: «Замыслил часник - сам князь, часы установил монах-серб Лазарь».

Часы на Спасской башне: история

Слово «куранты» с французского языка переводится как «текущий». Всем нам с детства известные кремлевские куранты, под бой которых мы встречаем Новый год, имеют удивительную историю. Они представляют собой башенные часы, которые благодаря набору настроенных колоколов издают определенной мелодичности музыкальный бой. Эта башня с часами выходит на Красную площадь и имеет проездные парадные ворота, которые во все времена, кроме революционных, считались святыми.

Только в 1658 году Спасская башня получила такое название, до этого она называлась Флоровской и была одной из 20 башен Кремля, построил же её в 1491 году итальянский мастер и архитектор Антонио Солари. По историческим документам, часы на Спасской башне были установлены в XVI веке мастерами-часовщиками, которые за год получали хорошее жалованье и на одежду по четыре аршина сукна.

Часы полностью заработали в 1585 году. На то, что они существовали раньше, указывает и еще одно свидетельство: оказывается, при трех воротах башенных сооружений Кремля - Спасских (Флоровских), Троицких и Тайницких - числились на службе "часовники". В начале XVII века над башнями Кремля (кроме Никольской) появились шатры, и благодаря этому десятиэтажная Спасская башня стала достигать в высоту 60 метров. Часовщиком в 1614 году стал Никифор Никитин, в его обязанности входило обслуживание, ремонт и своевременный завод механизма. Также известно, что боевые часы, пришедшие в полную негодность, были проданы в 1624 году Спасскому Ярославскому монастырю на вес.

Механизм Христофера Голлуэя

Часы Спасской башни Московского Кремля на то время были самыми примитивным, кроме того, они сильно страдали от частых пожаров, и тогда в Москву пригласили известного английского часовых дел мастера Христофера Голлуэя. Помогали ему русские кузнецы - Ждан, его сын Шумила и внук Алексей. В 1626 году часы на Спасской башне сгорели и заново были восстановлены Галлоуэем.

Русский художник Бажен Огурцов в 1636 году создал для них великолепнейший шатер, ставший украшением всего архитектурного ансамбля Кремля. Над производством часов трудились вологодские крестьяне - отец и сын Вирачевы, а руководил этим процессом Галлоуэй. Для «перечасья» литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов.

На то время жалование английского мастера за год составляло 64 рубля. Старый часовой механизм был продан за 48 рублей. Это говорило о том, что часовые мастера в Москве пользовались большим уважением и привилегиями, им платили большое жалование, особенно ценились те, кто следил за башенными часами. Для рабочих была создана даже специальная инструкция, в которой было написано, что в Спасской башне нельзя было пить, играть в карты, торговать табаком, вином и т. д.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский - русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в когда они играли иностранную мелодию.

Времена Наполеона

Когда из Москвы изгнали войска Наполеона, часы на Спасской башне Кремля подверглись тщательному обследованию, и было выявлено, что их часовой механизм не работает. Тогда мастер Яков Лебедев в феврале-месяце 1813 года предложил починить его за свои деньги. Ему доверили это дело, но перед этим взяли подписку, что он до конца не выведет механизм из строя. И через 2 года часы снова были запущены, а Лебедев был награжден званием часового мастера Спасских часов.

По прошествии нескольких десятилетий была предпринята очередная попытка почистить механизм, не останавливая ход курантов, но этого сделать не удавалось. Тогда для капитального ремонта была нанята фирма братьев Бутеноп. В 1850 году часы были демонтированы, механизм перебрали, пришедшие в негодность части заменили. К этому времени была отлита новая станина, ее вес составлял 25 тонн. За выполнение этой работы фирма получила деньги в размере 12 000 рублей. В итоге в марте 1852 года все работы были завершены, и впервые куранты на башне стали исполнять мелодии «Преображенский марш» и «Коль славен наш Господь».

Обновленные часы проработали 25 лет, и в 1878 году за 300 рублей их взялся ремонтировать мастер В. Фреймут, который и стал следующим часовщиком Кремлевской башни. Изначально нужно было, чтобы куранты играли мелодию «Боже, Царя храни!», но государь Николай I не разрешил этого сделать, пожелав, чтобы звучали любые музыкальные композиции, кроме гимна. В 1913 году к юбилею дома Романовых была проведена полномасштабная реставрация. Компания братьев Бутеноп продолжала обслуживать механизм.

Революция

Наступили лихие времена октябрьской революции, и в 1917 году боевой снаряд попал прямо в циферблат и сильно повредил легендарные часы. Летом 1918 года, когда столицей опять стала Москва, В. И. Ленин дал указание правительству о срочном ремонте курантов.

Мастеров искали долго, все боялись браться за эту работу. Именитые часовые бренды (фирмы Буре и Рогинского) запросили огромные суммы, которые на то время не смогло выделить новоиспеченное государство. И тогда ремонтировать их взялся тогдашний кремлевский слесарь Н. И. Беренс. Он знал, как устроен сложный механизм, так как его отец когда-то работал в компании, ранее обслуживающей куранты. А помогать ему в этом деле согласился художник Я. М. Черемных, он же составил партитуру на музыку «Вы жертвою пали» и «Интернационал» по желанию вождя пролетариата.

А потом с большими затратами был создан новый маятник длиной около полутора метров и весивший 32 кг. Работы по реставрации были закончены в сентябре 1918 года. Тогда москвичи впервые услышали, как бьют часы на Спасской башне. Спустя некоторое время, в 1932 году, куранты опять потребуют ремонта. Мастера изготовили новый циферблат (точную копию старого) и заново позолотили обода, цифры и стрелки, на что пошло около 28 кг золота.

Сталин

По указанию Сталина часы пытались настроить на мелодию уже нового гимна СССР авторства Александрова, но безуспешно. В 1991 году опять хотели выполнить эту задачу, но, как выяснилось, не хватало для этого трех колоколов. В 1996 году, после 58 лет тищины, кремлевские куранты заиграли мелодию на инаугурации президента РФ Б. Н. Ельцина («Патриотическую песню» и «Славься» М. И. Глинки).

Последняя реставрация проходила в 1999 году, она длились полгода. Стрелки позолотили снова, восстановили весь внешний облик и вместо «Патриотической песни» часы, наконец-то, заиграли гимн РФ.

Часы на Спасской башне: фото и размеры

Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. Их основной механизм находится в специальной комнате на 9 этаже. Его приводят в действие три гири весом примерно от 160 до 224 кг. Музыкальный механизм состоит из набора колоколов (все они настроены на основе определенной гаммы) и так называемого программного цилиндра, диаметр которого достигает двух метров, его-то и вращает гигантская гиря весом в 200 килограммов.

Цилиндровые штифты приводят в действие колокола, каждый из которых весит 500 кг. Колоколам отведен десятый этаж. Кстати, на одном из них написано, что его сделал Клавдий Фреми в Амстердаме летом 1628 года.

Тяжело представить размеры всего этого устройства, ведь только циферблат имеет диаметр 6,12 м. Сколько же тогда составляет длина минутной стрелки часов на Спасской башне? И каковы размеры часовой? Давайте поразмышляем. Исходя из того, что величина любого из этих элементов не должна превышать половины диаметра циферблата, можно предположить, что большая стрелка будет равняться примерно 3 метрам. А маленькая, соответственно, будет немного меньше. А теперь обратимся к официальным данным. Итак, минутная стрелка часов на Спасской башне в длину составляет часовая на 30 см меньше - 2,97 м. Часы заводят два раза в сутки. С помощью электромотора поднимаются гири, каждый вал набирает гири из чугунных слитков весом до 200 кг, зимой их вес увеличивают.

Контроль и обслуживание

Каждый день часовой механизм подвергается профилактическому осмотру и раз в месяц - по деталям. Ход часов на Спасской дежурным часовщиком проверяется по хронометру и контролируется специальными приборами. Весь механизм смазывают два раза в неделю, причем применяется летняя и зимняя смазка.

Механизм кремлевских часов на Спасской башне работает исправно уже практически полтора века. На чугунной стороне их написано, что часы переделаны братьями Бутеноп в Москве в 1851 году. В полдень и полночь они бьют гимн РФ, а в промежутках - «Славься».

Заключение

Многие интересуются вопросом: "На какой башне, помимо Спасской, есть часы?" В Московском Кремле, кроме курантов, также установлены часы на Большом Кремлевском дворце, Троицкой и

Легендарные куранты и до сих пор отмеряют историю великой страны, они стали главным символом великой и могучей России.

Часы на Спасской башне - визитная карточка Московского Кремля. Башня эта имеет ворота на Красную площадь, ворота считались святыми, а башню назвали "Спасской", потому что была на ней икона Спаса Смоленского. Шатровый верх башни - авторства мастера Бажена Огурцова. Там и установлены куранты - башенные часы с набором настроенных колоколов.

История часов на Спасской башне

Предположительно, часы установлены в башне после постройки в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. А в 1585 году по документам "проходили" уже официальные часовщики.

Старинные "византийского времени" куранты были с одной стрелкой и показывали "денные" и "нощные" часы.

В 1624 году, после пожара, часы пришлось заменить. Под началом английского механика и часовщика Христафора Галовея, русские кузнецы-часовщики Ждан изготовили более крупные часы. К ним русским литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов. Для размещения колоколов и механизмов башню пришлось надстроить. Строго говоря, именно эти часы и были первыми курантами, так как мелодию в определенные моменты времени стали "названивать" именно они. Механизм был из дуба. Только время на них опять было... "старорусское. Иностранцы писали:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: "Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно"

Нажмите, чтобы раскрыть...

Разумеется, Петр I заменил их на голландские - с 12-ти часовым циферблатом. Часы каждую четверть часа отбивали мелодию. Заморская штучка часто ломалась, а в 1737 году вообще сгорела. Восстанавливать их не спешили - столицу то перенесли.

В 1767 году новые часы были найдены - теперь уже английские - и установлены мастером Фатцем. Песенка была у них "Ах, мой милый Августин" - единственный раз в истории иностранный мотивчик.

В 1851 году были изготовлены и установлены потом знакомые нам часы. Это был принципиально новый механизм. Дубовые детали заменили на чугунные, особые сплавы минимально реагировали на перепад температур.

Современный маятник, более точный ход, мелодия - все было принципиально новое. Часы изготавливались на российском заводе датских подданных братьев Бутеноп. Музыкальная часть механизма была усовершенствована, было задействовано 48 колоколов, часть из которых были перенесены с других башен Кремля, где когда-то были часы. по колоколам ударяли молоточки.

Мелодии "программировались" с помощью специального вращающегося барабана. В царское время игрались "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен.

В 1917 году в башню попал снаряд, и год часы простояли неисправными. По указанию Ленина часы починили, а мелодии набрали другие - Интернационал и "Вы жертвою пали..."

Но к сороковым годам 20 века изношенный механизм потребовал серьезной реставрации. Да и мелодии игрались не чисто. Реставрация эта прошла только в 1974 году - часы останавливали на 100 дней. Последний же ремонт по-крупному датируется 1999 годом.

До 1996 года 58 лет куранты молчали, а на инаугурацию президента Ельцина исполнили мелодию "Славься" Глинки, которую в то время исполняли как гимн России. Вот современный барабан, отвечающий за "музыку"

Колокольная музыка имеет свой ритм, поэтому сложно угадать, что в полдень, полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн России, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора "Славься".

Часы на Спасской башне не самые точные, но самые главные. Четыре их циферблата имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Общий вес курантов 25 тонн. Это полностью механические часы, а потому - часы уникальные. Они подвергаются регулярной смазке (отдельно зимний и летний состав смазки), модернизациям - они "на карандаше" в научных институтах.

Важный вопрос: когда приходит Новый год? С первым или последним ударом? Так вот, бой курантов ни при чем. Новый гол приходит раньше, с началом перезвона!


Эти звуки для россиян, как шампанское и салат оливье, - давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года. Только вот в главном вопросе, когда именно он наступает, до сих пор нет полной ясности - с колокольным перезвоном, с первым или последним ударом курантов.

Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат - 6. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник - итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.

Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки - это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года - понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад - восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток . А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон . Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це­лые часы.

Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль - рези­денцией великих князей. Кремлевские часы были одни­ми из первых в Европе и считались чудом своего вре­мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит­ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име­ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей- большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже­ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив­ных материалах только под 1585 г. встречается упоми­нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото­рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.

В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос­лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя­вились вторые часы. Их собрали под руководством анг­лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой­ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до­ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от­бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло­колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро­вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон­чательно.

В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско­го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль­ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко­лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 - с Боро­вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку­рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело­дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец­кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой­ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи­тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго­дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас­тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра­ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби­вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней . В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон­струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво­ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно .

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его - около 2 метров, ширина- более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято30 дорожек для одной пьесы и 30 - для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера - от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола - 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.

И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча­ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Гол­ландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в ис­полнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне) , которые установлены на Спасской башне московского Кремля, - наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского - Василия - их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель - монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов - мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов - мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом - нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше - в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час - один удар, второй - два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру - 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля - иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года , пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года - в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы - братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии - «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали - до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес - 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок - 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр - 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес - от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки - в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора - отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Ранним утром 15 числа весеннего месяца апреля, в 3-е воскресенье месяца, обегая бесплатные, в этот день, муниципальные музеи, в музее "Старого Английского подворья" в Московском Зарядье, на выставке про древнерусскую арифметику, увидел странного вида голубой циферблат с 17 славянскими буквами вместо цифр .. Это был рисунок одного из первых циферблатов часов Спасской (тогда Фроловской) башни Московского Кремля. Т.к. посещение было бесплатным, за фотографирование я не платил, поэтому просто зарисовал циферблат, а придя домой погуглил.

"В наших часах стрелка ходит по циферному кругу , в Русских, напротив того, вертится циферный круг. Г-н Голловей (Holloway), один очень искусный человек, сделал первые такие часы, говоря, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство ." Цитирую по: " Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Д о этого я думал, что самые странные часы были у древних японцев, завезенных в Японию в XVI веке голландскими торговцами (у меня дома есть макет древних японских часов из конструктора "Gakken"). Изменение длины секунд в зависимости от времени года (меняются регулярным изненением длины маховиков, которых 2: один качается днем, второй ночью), чтобы днем и ночью было одинаковое количество часов (по 6 часов).. При том, что длина ночных и дневных секунд совпадала только 2 раза в год, в дни равноденствий. Количество ударов в часах с боем от 9 до 4, т.к. 1, 2 и 3 удара зарезервированы под сигналы к буддистским молитвам. Понятно, что на начало дневного и ночного периодов (рассвет и закат) часы отбивали шесть ударов, потом 5, 4, 9 (полдень-полночь), 8 и 7

Оказывается, наши предки тоже были затейники : секунды у них были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки тоже делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли... Естественно крутились в часах не стрелки (как тогда в Европах), а циферблат.

Уже в 1404 году на каменной башне Кремля — Фроловской (Спасской ее называют с конца XVII века) были установлены монахом Лазарем Сербиным первые часы. Москвичи каждый час слышали звон колокола. Сама башня имела тогда другой вид. На плоской верхушке ее был устроен навес, прикрывавший колокол от дождя и снега. В 1491 году итальянец Пьетро Антонио Соларий построил новую башню, сохранившуюся и поныне. В конце XV — начале XVI века башню снабдили новыми часами. В документах тон поры указывается, что «Часовники» получали в год жалованья 4 рубля да на мясо и соль 2 гривны и 4 аршина сукна. Первые куранты установили на кремлевской башне в 1585 году. Но в трудные годы смут и иноземного нашествия они погибли.

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Христофора Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов.“Часовники“ Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре». В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей - огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».

Это был прибор времени весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Указные слова были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.

Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.

Рассказать друзьям