Что такое бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, в чём их разница. Чем отличаются степени бакалавр, специалист и магистр? Что означает бакалавр и магистр

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда молодые люди поступают в высшие учебные заведения, они сталкиваются с выбором – начать учебу на бакалавриате или предпочесть специалитет. Перед тем как осуществить выбор, нужно четко представлять себе преимущества и отличия каждой программы обучения. К тому же у некоторых возникает желание получить диплом магистра. Но не все знают, какие требования предъявляют к претендентам на поступление в магистратуру.

Попробуем внести ясность в современную систему высшего образования России.

В чем разница между бакалавриатом и специалитетом

Большинству окончивших вуз нет необходимости объяснять, что такое специалитет. Ведь, по сути, даже в советские времена действовала данная система получения образования. Студент обучался на протяжении 5 лет во всех вузах, кроме медицинских, где длительность учебы составляла 6 лет. По окончании ему присваивалась квалификация "специалиста". Продолжать учебу по желанию можно было в аспирантуре, с дальнейшим присвоением, при успешной защите, степени кандидата наук.

В 1999 году ситуация в российском образовании изменилась. Правительством было принято решение о присоединении к Лиссабонской конвенции. Результатом стало внедрение двухступенчатой системы. В связи с этим в рамках переходного периода при поступлении в вузы студентам приходилось выбирать, что лучше – специалитет или бакалавриат.

Обусловлено это рядом причин, в которых следует разбираться и их понимать.

На первом этапе, при поступлении, абитуриент зачисляется на бакалавриат, где он должен отучиться 4 года для того, чтобы получить диплом и степень "бакалавра" по выбранной специальности. Затем, по желанию, он может повысить свой уровень знаний путем поступления в магистратуру, пока не являющуюся обязательной ступенью.

То есть высшее образование может ограничиться получением степени бакалавра, после которой выпускник вуза может устроиться на работу согласно своему профилю.

Еще не все вузы в РФ перешли на обновленную систему. Однако в большинстве учебных заведений теперь практически по всем образовательным программам бакалавриат полностью заменил специалитет.

Изменилась не только длительность обучения и название, но и система оценивания, и хотя в большинстве институтов и университетов осталась старая, 5-балльная система оценивания, многие программы бакалавриата учитывают эквивалентные оценки в соответствии с 100балльной шкалой, применяемой в западных странах.

Плюсы бакалавриата

  • позволяет студенту после 4-летнего обучения продолжить учебу в любом европейском вузе;
  • сроки обучения сокращаются, что позволяет быстрее начать работать.

Среди минусов то, что работодатели не так охотно предлагают рабочие места таким специалистам, полагая, что качество и уровень их знаний не соответствуют требуемым.

Основные особенности специалитета:

  • более качественная подготовка – студенты учатся 5 лет;
  • диплом специалиста дает возможность по окончании поступить в аспирантуру;
  • с дипломом специалиста не получится бесплатно поступить в магистратуру. Это считается вторым высшим образованием, а второй раз государство не предоставляет возможности бесплатно учиться гражданину;
  • при желании продолжить обучение в зарубежных университетах или институтах, а также при получении рабочего места за границей обладателям диплома специалиста придется пройти процедуру подтверждения документа.

Это основные моменты, отличающие бакалавриат от специалитета, которые необходимо учитывать абитуриенту при выборе программы обучения и вуза.

Чем отличается бакалавриат от магистратуры

Что такое бакалавриат и все его плюсы и недостатки представлены выше.

Теперь предстоит разобраться, что такое магистратура. Магистратура – это следующая за бакалавриатом ступень высшего образования, которая дает возможность углубить знания по специальности бакалавра либо приобрести другую профессию. Студенты осваивают:

  • глубокие теоретические и практические знания;
  • основы научно-исследовательской деятельности;
  • азы преподавательской профессии.

По итогу обучения магистрант защищает магистерскую диссертацию. Уровень образования позволяет лицам осуществлять преподавательскую деятельность в вузах, в отличие от бакалавров. В этом состоит ключевая разница между двумя данными ступенями (уровнями).

Подводя итог, следует отметить следующие моменты:

Важно помнить, что магистратура не является обязательной. В любом случае уровень бакалавра считается высшим образованием.

Однако карьерные перспективы существенно отличаются. Наибольшие возможности предоставляются магистрантам. Затем в рейтинге идет специалист. Чаще всего у работодателя нет повода сомневаться у них в надлежащем уровне знаний. Уровень бакалавра же принято считать неполноценным вузовским уровнем в силу сложившихся стереотипов. Но с точки зрения перспектив продолжения образования за границей эта ступень оптимальна.

Каждый абитуриент выбирает ступень в соответствии со своими возможностями и потребностями. Решает впоследствии, нужна ли магистратура после бакалавриата или можно ограничиться уже имеющимся образованием.

Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?

Истоки

Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.

Нормативная трактовка понятий

Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.

Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.

Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.

Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.

Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.

Что такое бакалавриат?

Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:

  • владелец поместья или земельного участка;
  • человек, готовящийся обзавестись семьёй;
  • увенчанный лавровыми ягодами;
  • первоначальная степень, приближенная к учёной.

Как видим к образованию более всех подходит последняя.

Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.

Отечественные трансформации

Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.

В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.

Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.

Что даёт получение этого уровня?

Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:

  1. Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
  2. Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
  3. Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.

В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.

Виды бакалавриата

Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?

Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:

  • прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
  • академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.

То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.

Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.

Что выбрать: АБ или ПБ

Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.

Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.

Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.

Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.

Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!

С недавнего времени в российской и украинской системах образования произошла реформа, согласно которой вузы перестают выпускать специалистов, но переходят на двухступенчатое высшее образование. Однако для большинства абитуриентов, и их родителей многое в этом нововведении остается непонятным. И это, естественно, озадачивает поступающих, мешая сделать достаточно важный в жизни выбор. В растерянности и студенты, раздумывающие, нужна ли магистратура после бакалавриата или одной степени будет достаточно. Поэтому мы постараемся объяснить, что значат эти понятия, и чем отличается бакалавриат от магистратуры.

Что значит бакалавриат и магистратура?

Бакалавриатом называют базовую ступень высшего образования, ориентированную на получение практических знаний по выбранной специальности. Обычно учеба в этой академической ступени длится 4 года. Среди обывателей распространилось мнение, что бакалавриат – это неполное высшее образование. На самом деле это не так, ведь по окончании вуза студент получает диплом о высшем образовании, что позволяет ему работать в тех областях, на которые ориентирована его профессия. Это могут быть социальные и экономические сферы: инженеры, журналисты, менеджеры, администраторы, экономисты. Кстати, возможно , поскольку квалификация бакалавра считается международной и принимается иностранными работодателями.

Магистратура является второй ступенью высшего образования, куда реально поступить только после окончания базовой ступени. Таким образом, вопрос о том, что сначала бакалавриат или магистратура, отпадает сам собой. Учеба в магистратуре длится два года, в течение которых студенты получают более углубленные и профилирующие теоретические знания по выбранной специализации, которые позволят заняться в дальнейшем преподавательской или научной деятельностью, решением сложных задач. Таким образом, в магистратуре готовят профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, крупных компаниях.

Бакалавриат и магистратура - разница

А теперь перечислим основные отличия магистратуры от бакалавриата:

Таким образом, нет смысла гадать, что лучше - бакалавриат или магистратура. Выбор ступени высшего образования зависит от личностных ориентиров, целей и задач поступающего или уже сегодняшнего студента.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре . Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом . Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения .

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии.

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.

Что такое дизайн?

На мой взгляд, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Но, тем не менее, я знаю свой вариант, к которому пришел, занимаясь дизайном более 10 лет.Сначала мне просто нравилось разглядывать яркие картинки, листать книжки и журналы «про дизайн». Затем я начал делать что-то свое, не очень задумываясь над смыслом, — скорее, это был просто способ самовыражения.

И лишь потом я понял, что дизайн — это универсальный способ передачи информации. Это в первую очередь разговор между людьми, которые могут иметь разное воспитание, образование, вероисповедание, даже быть носителями другого языка! Но если дизайнер ставил перед собой задачу не продемонстрировать миру свое Я, а пытался создать с помощью дизайна универсальное послание, то его поймут.

И вот, если мы возьмем в качестве основного критерия «правильного дизайна» не количество шрифтов, цветов и витиеватых финтифлюшек на квадратный сантиметр, а качество передачи заложенного в дизайн-объект сообщения, то мы увидим, что главное, чему нам нужно будет научиться на факультете дизайна, — это разговаривать с людьми.

Мастера разговорного жанра

Исходя из того понимания дизайна, о котором я сказал выше, мы вместе с преподавателями факультета дизайна Отделения дистанционного обучения при МИП и МЭИ составляли программу, думали, чему и как мы будем вас учить. Мы изучили программы лучших мировых вузов, в которых обучают дизайну, и многое почерпнули в них, но не забывали о главном критерии: практика.

Полученные знания вы сразу сможете применить в реальной жизни. И, если продолжать эксплуатировать начатое выше сравнение дизайна с разговором, коммуникацией, то вы сразу заметите, как расширится ваш словарный запас, и как вам легче станет общаться: друг с другом, с вашими коллегами, с клиентами, и главное, с теми, кому будут адресованы ваши работы, — с людьми.

Разговаривать можно по-разному

Можно с помощью типографики, цвета и композиции, классического печатного или современного «диджитал-дизайна», с помощью видео-дизайна или векторных мультиков, — арсенал современных дизайнеров пополняется с каждым днем.

Но, какие бы инструменты мы ни выбрали, и каким бы ни был наш дизайн-объект: печатный макет, сайт, шрифт, видео-ролик или логотип, — главное, что мы должны помнить, приступая к работе, — мы должны обращаться к людям так, как хотели бы, чтобы они обращались к нам.

Рассказать друзьям