Характеристика человека с адекватной самооценкой. Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка! Влияние завышенной самооценки на вашу жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не можете понять, насколько адекватна самооценка ребенка? Подводит пресловутый материнский инстинкт?! Узнайте, как справиться с проблемой, не прибегая к помощи дорогостоящих психологов!

Каждому человеку присуще желание обеспечить себе и своим близким достойное будущее путем достижения поставленных целей или осуществления заветной мечты. Важным помощником в реализации этой миссии является адекватная самооценка, формированию которой необходимо еще с детства уделять повышенное внимание.

Неверное представление о собственных возможностях, заложенное в юном возрасте, приводит к появлению многочисленных комплексов и тотальным неудачам во всех начинаниях.

Адекватная самооценка личности. Характеристика

Адекватная самооценка, представляющая собой правдивую и разумную оценку индивидом своих способностей, а также нравственных и физических качеств, незаменима для полноценной жизни человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач.

Признаки адекватной самооценки:

  1. Умение любые перемены обращать себе на пользу . Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
  2. Спокойное восприятие конструктивной критики . Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
  3. Способность противостоять стрессам . Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
  4. Желание не только принимать, но и делиться . Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
  5. Искусство справляться с негативными эмоциями . Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Причины низкой, равно как и завышенной самооценки следует искать в детских годах, поскольку ее формирование начинается с малолетства.

Психологи со всей уверенностью заявляют, что значительное влияние на этот процесс оказывают следующие факторы:

  • характер, образ жизни и отношение родителей;
  • опыт общения со сверстниками в детском саду, школе и других учебных заведениях, а также вне их;
  • имеющиеся в наличии заболевания (в том числе, инвалидность и травмы);
  • внешние данные;
  • правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было;
  • реакция и отношение посторонних людей;
  • религиозные верования;
  • культурные обычаи и традиции семьи.

У детей-дошкольников

  1. Давать реальную оценку успехам . Любящим родителям свойственно бурное проявление восторга по отношению к любым, даже самым незначительным достижениям малыша. К сожалению, преувеличение его достоинств, нередко накладывает неизгладимый отпечаток на самооценку, безжалостно повышая ее.
  2. Никогда не сравнивать ребенка с его сверстниками . Постоянно проверяя способность любимого чада соперничать с соседскими мальчишками и девчонками, можно оказать ему дурную услугу: развить мощнейший комплекс неполноценности или же невероятно раздутое чувство собственного превосходства.
  3. Следить за своим тоном и жестикуляцией . Произнося хвалебные слова необходимо быть максимально дружелюбными, а в случае, если ребенок провинился – следует проявить известную строгость. Совершенно лишнее — кричать, бешено размахивая руками, поскольку малыш может испугаться и надолго потерять способность адекватно оценивать свои поступки и реакцию родителей на них.
  4. Поощрять проявление инициативы . Тщательно оберегая дошкольника от любых проявлений самостоятельности, можно вырастить неуверенного в себе человечка, не умеющего и шага ступить без материнского совета.
  5. Предлагать задания и игры , соответствующие возрасту ребенка. Многие родители имеют склонность переоценивать возможности своего чада и стремятся преподнести ему материал, предназначенный для куда более взрослых ребят. В результате несчастный кроха теряет веру в свои силы, а заодно и желание заниматься чем-либо.

У подростков


У взрослого человека

Если развитие адекватной самооценки у ребенка в немалой степени зависит от его родителей, то взрослый человек должен позаботиться о себе сам. В частности, ему необходимо:

  • перестать завидовать чужим успехам и заняться самосовершенствованием;
  • покончить с выискиванием недостатков и обратить свои усилия на поиски достоинств;
  • научиться с благодарностью принимать и безвозмездно отдавать комплименты;
  • расширить круг общения, впустив в него инакомыслящих людей;
  • уделять больше внимания собственным мечтам и желаниям.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что адекватная самооценка это своеобразный рычаг, с помощью которого людям позволено менять свою жизнь в лучшую сторону!

Видео: Как повысить самооценку

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку. «Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье. И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств;
— насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их;
— контролируют его с помощью чувства вины или стыда;
— в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные);
— отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе.

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство.

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе,
— болезненность восприятия критики
— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий.

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

  1. Саморазвитие — это работа над своей самооценкой. Запомните, что ваша самооценка не должна быть завязана на мнении окружающих, на их комментариях и словах. На то она и ваша — «САМОоценка»!
  2. Старайтесь ставить перед собой достаточно реальные и достижимые цели, так как от их достижения зависит ваша самооценка.
  3. Формируйте здоровую самооценку, правильное (адекватное) отношение к себе, верьте в себя и не позволяйте никому сомневаться в вас

Как много значит в нашей жизни и жизни наших детей самооценка - то есть оценка себя, своих поступков, возможностей, качеств и места среди других людей. Адекватная самооценка - основа гармоничного взаимодействия с миром, она придает уверенность в собственных силах, позволяет ставить перед собой реальные цели и менять решения в зависимости от обстоятельств. Это здоровая критика без самоуничижения, когда ошибки — не повод для отчаянья, а лишь причина для поиска новых путей.

В основе адекватной самооценки лежит принятие самого себя, своего тела, своих особенностей характера, достоинств и недостатков. Наша способность к развитию напрямую зависит от того, насколько мы готовы взглянуть в глаза реальности и признать её как данность.

При завешенной или заниженной самооценке человек неизбежно ощущает внутренний конфликт. Ведь и в том, и в другом случае он сталкивается с реальностью, которая не совпадает с его восприятием. Люди с завышенной самооценкой склонны переоценивать свои возможности и влияние на окружающих, они сконцентрированы на себе, но у них не слишком высокая потребность в развитии. К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный?

Люди с заниженной самооценкой, наоборот, не верят в себя и свои возможности, страдают от нереализованности и склонны к самоедству. Проблемы с саморазвитием у них лежат немного в другой плоскости: они не видят в себе ресурсов менять что-то к лучшему.

Как же помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки?

Формирование самооценки начинается с самого раннего возраста и напрямую зависит от родителей. Младенец еще не ощущает себя кем-то отдельным от мамы, он воспринимает реальность через призму ее взгляда, а так же через мамино самоощущение. Насколько добр этот мир к ним обоим, любят ли маму и ребенка, беседуют ли мама и папа с ним ласково, хвалят за чудесную улыбку или постоянно недовольны его плачем и поведением? А может, равнодушны и не обращают внимания? Как мама чувствует себя рядом с малышом? В зависимости от этого малыш будут испытывать чувство комфорта и собственной значимости, либо беспокойство и неудовлетворенность происходящим вокруг и в том числе собой. Как мы видим, самооценка закладывается через эмоциональное восприятие: эмоции фиксируются и становятся той базой, на которой будет закладываться самооценка растущего человечка. Не бойтесь перехвалить своё дитя, как растение нуждается во влаге, так и младенец нуждается в любви, ласке и похвале.

Обычно у родителей не возникает особых проблем с малышами, но чем старше ребенок становится, тем он получает больше простора для самостоятельных действий, и тем критичнее начинают относиться к его поступкам родители. И вот уже вместо «Какая чудесная девочка» дочка слышит «Ай-ай-ай, как плохо писать в штанишки!», вместо «Замечательный малыш» сына отчитывают «Нехорошо лезть в мамину сумку!». Понятно, что мы не можем совсем обходиться без критики. Она является неотъемлемым кирпичиком в фундаменте воспитания. Но старайтесь давать отрицательные оценки не личности ребенка, а его поступкам. Отрицательных оценок не должно быть больше, чем положительных. И если уж вы беретесь показать малышу, что он сделал плохо, то покажите и как можно сделать хорошо. А вот хвалить можно не только его поступки, но и его самого, просто так, потому что он - ваш малыш, любимый и желанный.

Завышенная самооценка, может появиться тогда, когда любые действия подрастающего чада родители оценивают как положительные, они боятся критиковать сына или дочку, оправдывая любую оплошность детской непосредственностью, ранимостью и прочими необъективными причинами. В результате ребенок вырастет уверенным в собственной непогрешимости. Да и как ему научиться адекватно оценивать своё поведение, когда что бы он ни делал, всё одобрено заранее?

Существует и еще одна ловушка. Родители могут отзываться о ребенке только положительно, хвалить и лелеять его, но конфликтовать между собой. Если в семье отсутствует взаимоуважение, родители привыкли обвинять другу друга во всех грехах, ребенок воспринимает это как свою вину. Детям свойственно так называемое мифологическое мышление - когда ребенок думает, что все его мысли и желания могут быть воплощены в реальность и потому считает, что именно его поведение является причиной разлада. К тому же ребенок до определенного возраста отождествляет себя с одним из родителей. И потому, когда один родитель унижает другого это равноценно тому, что родители будут каждый день говорить ребенку, как он плох и ничтожен.

В подростковом возрасте появляется возможность строить самооценку на основе собственных суждений о себе самом. Включается логическое мышление, мнение о себе и своих возможностях подвергается переоценке. В дальнейшем, в течение жизни самооценка может видоизменяться, но первое эмоционально знание о себе остается базовым. Я хороший. Я плохой?

Как же узнать, какова самооценка вашего ребенка на данный момент?

Вы можете сами предложить ему небольшой тест. Нарисуйте на листке бумаги лестницу из 10 ступенек. Предложите ребенку представить, что на самой верхней ступени этой лестницы стоят самые хорошие дети, ниже чуть менее хорошие, а на самой нижней ступеньке самые плохие. На какой ступеньке, по его мнению, будет стоять он? По аналогии расспрашиваем и предлагаем разместить подобным образом на ступеньках себя между детьми самыми: сильными - слабыми, смелыми - трусливыми, умными - глупыми, добрыми - злыми. Так же спросите, где он может находиться между детьми, с которыми все хотят общаться и детьми, с которыми никто не хочет общаться. Ученикам младших классов можно предложить пару: самый лучший ученик в классе - самый худший ученик в классе. Для наглядности можно сделать несколько лестниц. Вам сразу станет понятно, склонен ли ваш ребенок занижать или переоценивать свои возможности, ведь вы то знаете насколько он добр или смел (хотя и тут порой сложно избежать субъективного восприятия). Так же вы можете посмотреть, какие черты своей личности он воспринимает наиболее болезненно. Страдает от невнимания сверстников или ощущает себя слабым?

В любом случае, если вы обнаружите какие-то проблемы, лучше прийти с этим открытием к специалистам. Главное не пытайтесь сами внушать ребенку, что он не прав и у него всё хорошо. Лучше расспросите, отчего сын или дочка решили, что они именно такие и поищите какие-то доказательства обратного. Почаще хвалите в характере ребенка положительные черты, подтверждайте, что он смелый, умный - в зависимости от ситуации. А может у него действительно проблемы с агрессией или взаимоотношениями в классе и дело не в самооценке? В детском возрасте скорректировать это, как, впрочем, и самооценку легче, чем во взрослом.

Во взрослом возрасте реально повысить свою самооценку


Даже старые впечатления можно переиграть, наложить на них новый эмоциональный опыт. Если вы считает, что нуждаетесь в коррекции самооценки, обратитесь за помощью к специалисту, но можно использовать и несколько несложных упражнений:

  1. Почаще хвалите себя перед зеркалом. Утром, умываясь в ванной обязательно скажите сами себе что-то приятное. Помните фильм «Самая обаятельная и привлекательная?» Да-да, нам нужно действовать по тому же принципу. Возьмите за правило несколько раз в день заглядывать в зеркало и внушать себе простые мысли: «Я успешная (ый)», «Я самая красивая (ый)», «Мне все удается легко», «Я нравлюсь окружающим». Используйте те фразы, в которых вы сейчас нуждаетесь. Чего вы хотите? Стать умнее, богаче, красивее, стройнее? Наши мысли постепенно формируют наш образ. Имейте терпение и вы заметите, как вслед за вашим восприятием в лучшую сторону меняется и ваша жизнь.
  2. Заведите себе хвалебную тетрадь. Каждый вечер перед сном вспоминайте и записывайте в неё 5 (или больше) событий прошедшего дня, за которые вы могли бы похвалить себя. Пусть сперва вам будет казаться, что это какие-то мелочи, важна каждая из них. Это упражнение нужно проделывать не менее месяца. Со временем вы научитесь находить для себя слова похвалы без того напряжения, что возникало вначале.
  3. Учитесь принимать комплименты. Как правило, люди с заниженной самооценкой при комплиментах краснеют, бледнеют, начинают оправдываться или обесценивать свои достоинства, за которые их похвалили. В ответ на: «Как чудесно ты сегодня выглядишь», они отмахиваются, что все дело лишь в покрое платья или удачном макияже. Останавливайте эти порывы. Научитесь не оправдываться, а говорить в ответ «спасибо». Прислушивайтесь к своим ощущениям. Что мешает вам насладиться сказанным? Подойдите, в конце концов к зеркалу, посмотрите себе в глаза и повторите вслед за тем, кто вас похвалил: «Да, я сегодня выгляжу прекрасно!»
  4. Учитесь хвалить других. Мы часто проецируем на окружающих свой страх получать комплименты, потому и сами редко кого ими одариваем. Возьмите себе за правило хотя бы раз в день сказать приятное хоть одному человеку. Не нужно фальши. Наверняка в вашем окружении есть тот, кому можно отдать должное в кулинарных изысках, или похвалить цвет помады, или умение вести переговоры. Да мало ли поводов? Стоит лишь оглянуться вокруг. Особенно это актуально в отношении ваших же собственных детей. Из вам нужно научиться хвалить в первую очередь.
  5. Позвольте себе делать ошибки. Люди с заниженной самооценкой склонны казнить себя за любой промах и неудачу. Посмотрите на ситуацию с юмором, найдите в ней плюсы, даже самая горькая ситуация - неоценимый жизненный опыт. А уж сколько плюсов можно найти в повседневных неприятностях! Порвали своё любимое платье - повод сделать себе приятное и купить новое, сожгли ужин - можно сходить в ресторан или заказать пиццу на дом, а может для этого вечера хватит и легкого салата, ведь вы давно хотели сбросить пару лишних кило. Если что-то можно исправить - исправляйте, нет - отпустите. Не бывает безупречных людей, ни разу не совершавших промахи.
  6. Задействуйте логику. Проанализируйте качество, отравляющее вам жизнь в последнее время. К примеру, считаете себя некрасивой: что именно дает вам основание мыслить о себе в таком ключе? Может быть, вам никто не делал комплиментов? Может обзывают на улицах? Как вы себя ведете, когда считаете, что эта мысль верна? Отказываетесь от свиданий? Не ходите в гости и на вечеринки? Что было бы, если бы это качество сменилось противоположным, и вы стали бы красивой? Как бы вы вели себя? Попробуйте пофантазировать на эту тему. А потом задайте себе вопрос, действительно ли только внешность мешает вам воплотить в жизнь эти фантазии? Затем сформулируйте противоположное суждение: Я красивая! И найдите три подтверждения данному утверждению: давний поклонник, случайный комплимент... Так можно работать с любым негативным образом о себе.
  7. Не откладывайте на потом, начинайте действовать прямо сегодня. И помните: Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше (Соня Хени).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • , самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; // s.async = true; if(!yaLo) { yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); } })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет - будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

    Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления . Чем сильнее прокачан и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

    Кстати, о комплиментах . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

    Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

    Учитесь создавать себе хорошее , улыбаться и хвалить себя по любому поводу . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

    Прощайте себя за ошибки, их совершают все . От чувства вины нужно избавляться, это , направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

Рассказать друзьям