Историческая личность степан разин. Степан Разин. Главный бунтовщик Руси XVII века. Поход в Персию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Биография

Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора , а затем - и первого российского кинофильма . По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти) .

До восстания

Родился в черкасской станице Зимовейская , (там же позднее родился Емельян Пугачёв), после подавления восстания Пугачёва переименованной в малороссийскую станицу Потёмкинская, в настоящее время станица Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области .

На страницах истории Разин является в 1652 году . К этому времени он был уже атаманом и действовал, как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина Иван. В -1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи . В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

Поход за зипунами

См. также Поход за зипунами

Разинское движение 1667-1671 годов было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону , в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком , и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу , куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества - донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.

ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ

Слова Д. Садовникова,
музыка неизв. автора,
обработка А. Титова.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет
Он, весёлый и хмельной.

А она, потупив очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови чёрные сошлися,
Надвигается гроза.
Буйной кровью налилися
Атамановы глаза.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздаётся голос властный
По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй, ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны.

В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600-800 казаков, но к ним прибывали все новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.

По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами», с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию , носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.

Разин - герой огромного количества русских народных песен; в одних реальный образ жестокого казачьего вождя подвергается эпической идеализации и нередко смешивается с фигурой другого знаменитого казака - Ермака Тимофеевича , завоевателя Сибири, в других содержатся почти документально точные подробности восстания и биографии его предводителя.

Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А. С. Пушкин . В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница ». В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенька Разин».

Современные оценки

Главными причинами поражения восстания Разина явились:

  • его стихийность и низкая организованность,
  • разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина,
  • отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей.

Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву , они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счёт захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах.

Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и или нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства.
Так, после освобождения Москвы от семибоярщины и интервентов, установилась власть ставленников казаков - Дома Романовых , но приставство казаков показалось крестьянам более тяжёлой формой эксплуатации, чем вотчинное и помещичье землевладение . Романовы вернули казаков в традиционные казачьи земли, а после Азовского сидения (1641-1642 гг.), якобы только для того, чтобы помешать казакам собирать добровольцев для войн с Оттоманской портой по всей России, Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование «крестьянская война», в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение «восстание».

Степан Разин в искусстве

Литература

  • песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А. С. Пушкин
  • «За чьи грехи?» / Мордовцев, Даниил Лукич - исторический роман (1891).
  • «Стенька Разин» / М. Цветаева - стихотворение (1917)
  • «Разин» / В. Хлебников - поэма , (1920)
  • «Стенька Разин» / В. А. Гиляровский - поэма
  • «Степан Разин» / В. Каменский - поэма
  • «Разин Степан» / А. Чапыгин - исторический роман (1924-1927)
  • «Степан Разин (Казаки)» / Иван Наживин - исторический роман (1928)
  • «Степан Разин» / С. Злобин - роман (1951)
  • «Я пришёл дать вам волю » / В. Шукшин - роман (1971)
  • «Стенькин суд» / Максимилиан Волошин - стихотворение (1917).
  • «Казнь Стеньки Разина» / Евгений Евтушенко - стихотворение (1964).
  • «Колодезь» / Святослав Логинов - роман (1997).

Кинофильмы

Музыкальные произведения

  • «Стенька Разин» - опера композитора Н. Я. Афанасьева
  • «Стенька Разин» - симфоническая поэма композитора А. К. Глазунова
  • «Анафема» - рок-опера композитора Владимира Калле
  • «Есть на Волге утёс» - Народная песня
  • «Из-за острова на стрежень» - народная песня на слова Д. М. Садовникова
  • «Ой, то не вечер » - народная песня
  • «Казнь Степана Разина» - симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра композитор Д. Д. Шостаковича
  • «Сон Степана Разина» - былина для баса и симфонического оркестра Г. И. Уствольской
  • «Суд» - песня композитора Константина Кинчева на стихи Алексея Толстого)
  • «Народится атаман» - песня Николая Емелина.

Места, названные в память о С. Разине

Озеро Разелм в Добрудже

Название самого большого озера Румынии (фактически группа озёр, лагун и лиманов) в честь Степана Разина и разинцев объясняет устная традиция, отражённая в конце ХIХ века в Большом Румынском Географическом Словаре (Marele Dictionar Geografic Romаn). Словарь сообщает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также о пребывании Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка).

Населённые пункты

  • Село Разин расположено в Земетчинском районе Пензенской области , в том месте, где шло восстание.
  • Рабочий посёлок имени Степана Разина - населённый пункт в Лукояновском районе Нижегородской области России
  • Поселок Степан Разин в Волгоградской области (Ленинский район).
  • станица Степано-Разинская в Волгоградской области (Быковский район).
  • Степан Разин, посёлок городского типа в Азербайджане, подчинён Ленинскому райсовету (ныне - Сабунчинскому району) г. Баку . Расположен на Апшеронском полуострове . 39,8 тыс. жителей (на 1975 год).
Проспекты и улицы
  • Проспект Степана Разина расположен в городе Тольятти
  • Улицы в честь Степана Разина названы в Ростове-на-Дону , Перми , Арзамасе , Армавире , Воронеже , Екатеринбурге , Ижевске , Иркутске , Красноярске , Самаре , Сарапуле , Саратове , Оренбурге , Челябинске , Орле , Темиртау , Петрозаводске , Мичуринске , Дмитрове .
  • Спуск Степана Разина на Императорский (старый) мост через реку Волга в Ульяновске .
  • Набережная Степана Разина в Твери .
  • В Туапсе тоже есть улица Степана Разина.
Предприятия

В честь Степана Разина назван

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем , на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.


Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.


С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.


Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный . Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.


Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.


В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.


После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как , А. А. Соколов, В. А. Гиляровский, .


Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, .

Лихой вольный казак известный в народе как Стенька Разин появился на Дону не случайно. Все тяжелее становился крепостной гнет, все больше закреплялась зависимость крестьян. Воеводы и чиновничий аппарат прогнил, на Руси процветало мздоимство, волокита, отсутствовал справедливый суд. Бегство крестьян приобретало колоссальные масштабы, даже в челобитных того времени часто встречались угрозы «разбежаться врозь». В такой обстановке появление сильного предводителя и защитника было закономерностью. Бунт не был вызван Разиным, это скорее Степан Тимофеевич стал порождением народного гнева.

Удивительная, полная приключений жизнь свободолюбивого, неординарного человека, удачливого атамана прошла на поле брани. Личность Степана Тимофеевича овеянная славой, которой может позавидовать любой венценосный самодержец, притягательна для русского народа, прежде всего своим открытым и отчаянным характером. Степан Разин в народных сказаниях олицетворяет предводителя крестьян и доблестных казаков, защитника и освободителя.

Родился будущий грозный атаман в станице Зимовейская на Дону. С этим таинственным местом много связано для русского народа. Немногим позже появится на свет и Емельян Пугачев, прошедший по территории нашей страны не менее кровавой дорогой, чем окаянный Стенька Разин. Что за аномалия в этих местах не известно. Однако факт остается фактом, именно здесь родились два самых отчаянных бунтаря, так горячо любимых и уважаемых на Руси.

Василий Суриков. Степан Разин. 1903–1907

Донское казачество к середине шестнадцатого века состояло из двух специфических прослоек: коренных жителей и беглых или пришлых людей. Не имевшая постоянного места жительства «голытьба» часто срывалась в походы с целью ограбления проходящих мимо кораблей с товарами и близлежащих территорий. Такие воровские акции носили название у казаков походов «за зипунами», и хотя коренные зажиточные жители не одобряли такие набеги публично, они все же тайно их финансировали за определенную долю в добыче. Одним из таких походов и началась народная «буря», имя которой Степан Тимофеевич Разин.

Небольшой отряд казаков, по некоторым данным численность его составляла около 2-х тысяч человек, направился на разбой вниз по Волге. Во главе отряда стоял молодой и удачливый атаман Степан Тимофеевич. Поход достаточно быстро вышел за рамки обычного набега, характерного для донских казаков. Правительство предпринимало сначала довольно вялые попытки усмирить казаков, и время было упущено. Уже в мае 1667 г. казачьи отряды разбили стрельцов и разграбили караван судов Шорина, сопровождавшего судно с ссыльными. Пленники были отпущены на свободу и с охотой примкнули к казакам. Разин вторгся в Яик, затем направился к персидским берегам, где захватил в плен известную из народных песен персидскую княжну. Бросал ли Степан Тимофеевич персиянку в воду или нет до сих пор не установлено однозначно, однако известно одно, что дочь Мамед-хана астаринского из плена казаков так и не вернулась.

Возвращение в Астрахань было для Стеньки Разина триумфальным. Воеводам была принесена повинная, в обмен на проход к Волге. Во время пребывания в городе атаман катался на стругах и всячески подчеркивал свою независимость и непокорность. Несмотря на обещание отдать властям всю добычу и пленных, казаки не передали им ровно ничего, и ушли в Царицино.

В городе попытка выставления казакам запретов на посещение кабаков была сурово наказана Разиным. По сути, Степан Тимофеевич отказался подчиняться царской администрации и захватил город. На все угрозы атаман отвечал бранью и ответными обещаниями расправы. Всячески подчеркивал Разин свое непринятие существующего режима угнетения, проповедовал равенство, жестоко карал неугодных, однако напрямую царя не бесчестил. Отчаянный атаман хорошо понимал, что царь в сознании населения легко может быть противопоставлен ненавистным воеводам и жадным боярам, что активно использовал в своих речах и делах. Побежденных воевод и военных начальников Степан Тимофеевич прилюдно сек розгами, что также поднимало его авторитет в глазах подчиненных.

Бузулуков С. А. Степан Разин в Саратове. 1952

Каждый занятый Разиным город переходил на казацкое управление и перенимал образ их жизни. Многие присоединялись к доблестному и разгульному воинству. Начальников, господ, бояр неугодных местному населению безжалостно истребляли, а дочерей из знатных и благородных семей в лучшем случае выдавали замуж за простых крестьян или казаков. Интересно, что Степан Тимофеевич напрочь отказывался признавать обряд венчания и сам организовывал обряды бракосочетания. Таинство заключалось в безумных плясках непродолжительное время, после чего пара объявлялась законными супругами.

После Царицына Разин занял Самару, Саратов и ряд других городов. Двигаясь на гребне крестьянской войны, которая зародилась еще в 1670г., силы казаков все прибывали и все более походили на повстанческую армию. С целью привлечения народа Разин приказал обшить один из своих кораблей красной тканью и усадить неизвестного пленника в качестве царевича Алексея, а вторую ладью покрыли черными покрывалами и распространяли слухи о присутствии на нем патриарха Никона. Таким образом, Степан Тимофеевич активно старался дискредитировать образ государя, не высказывая прямых намерений о свержении самодержавия. Разин указывал, что воюет он за царя, но против заворовавшихся воевод, бояр и прочей знати.

Однако в походе атаман постоянно пил, дебоширил и предавался различным кровавым развлечениям. Постепенно он утратил свой первоначальный образ защитника и преобразился в бесноватого, безжалостного убийцу, ведомого мнением толпы, величающегося своими достижениями и победами. Меры, применяемые окружением Разина к ставленникам государя, были очень жестокими. Несчастных вешали, колесовали, топили и терзали различными изощренными способами. Наказания носили характер устрашения. Отряды казаков разделялись и занимали все новые города, волнение охватило не только Поволжье и Центральную часть Руси, но дошло даже до территорий Белого моря.

В 1670 г войско Разина потерпело первую неудачу в осаде Симбирска, а уже в начале октября было разбито царской армией численностью 60 тысяч воинов под командованием Барятинского. Степан Трофимович был тяжело ранен и, бросив основную часть своего отряда, бежал на родной Дон. Впоследствии Разина выдали казаки вместе с его братом Фролом.

Сергей Кириллов Степан Разин. 1985-88 гг

Пытали народного атамана в царских застенках, но его мужество вызывало уважение даже у палачей. Выносливый казак не проронил ни слова, он не просил о пощаде и не молил о снисхождении. Гордый и удивительно сильный человек даже перед лицом неминуемой смерти сохранил достоинство. Казнь была страшной и мучительной. Степану Трофимовичу отсекли руку, а затем ногу, и только потом сжалившийся палач отсек атаману голову. По приговору Разин должен был быть четвертован, но смерть пришла быстрее. Негодование атамана было вызвано поведением брата Фрола, который, испугавшись кровавого зрелища, произнес слова раскаяния. По свидетельствам очевидцев, лишь тогда Разин крепко выругался в его адрес.

Удивительная отчаянная жизнь бунтаря закончилась на плахе, что характерно для предводителей народных восстаний в России. Кровожадный шальной разбойник остался в народной памяти героем-освободителем. Так ли это каждый решает для себя сам. Стенька Разин относится к тем великим и таинственным личностям, судит которых лишь .

Казацкий атаман, предводитель казацко-крестьянского восстания, получившего в позднейшей историографии название Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина 1670-1671 годов.

Согласно наиболее распространенной версии, Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в станице Зимовейская (ныне станица в ). Некоторые источники называют его родиной город . Вероятно, он был средним из трех сыновей (Иван, Степан, Фрол) зажиточного казака Тимофея Разина. Имеются сведения о том, что его крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев.

Первый достоверный документ о жизни С. Т. Разина - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь, датированная 1652 годом.

В 1658 году С. Т. Разин был в числе черкасских казаков, направленных в в Посольский приказ. В 1661 году вместе с атаманом Ф. Буданом он вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 году С. Т. Разин стал атаманом, в 1662-1663 годах его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 году воевода князь Ю. А. Долгоруков повесил старшего брата С. Т. Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время Русско-польской войны 1654-1667 годов. Решив не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать, атаман собрал «ватагу» в 600 человек и отправился весной 1667 года от Зимовейского городка вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «походом за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства».

«Ватага» С. Т. Разина быстро выросла до 2 тысяч человек на 30 стругах. Хитростью захватив Яик (ныне Уральск в Казахстане), С. Т. Разин казнил 170 человек, видевших в его войске «воровское полчище», и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, С. Т. Разин реорганизовал свое «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками.

В 1667-1669 годах С. Т. Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Его казаками были взяты и разграблены Баку, Решет, Фарабад и Астрабад.

В августе 1669 года флотилия С. Т. Разина подошла к и казаки «великому государю вины свои принесли», сдав воеводе князю И. С. Прозоровскому часть трофейных пушек, пленных и товаров, после чего вернулись на Дон с богатой добычей, доказав свою удаль и воинское счастье. Имя С. Т. Разина стало легендарным. Попытка московского правительства наказать строптивое казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила атаману сторонников.

В августе-сентябре 1669 года С. Т. Разин построил крепость на одном из донских островов - Кагальницкий городок. В ней разинская «ватага» и он сам раздавали добытые военные трофеи, привлекая новобранцев в казачье войско.

В мае 1670 года на «большем круге» С. Т. Разин объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», «за великого государя стоять» и дать свободу «чорным людем». «Прелестные письма» атамана собирали массу сторонников, и поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с С. Т. Разиным царевиче Алексее Алексеевиче (на самом деле умершем в 1670 году) и патриархе превращал поход в событие, получившее благословение церкви и власти. С. Т. Разин смутно представлял себе результат успешного восстания чем-то вроде большой «казацкой республики».

В мае 1670 года казаки С. Т. Разина овладели . В июне 1670 года у на сторону восставших перешли астраханские стрельцы. Повстанцы двинулись к , взяли город штурмом, казнили воеводу князя И. С. Прозоровского, стрелецких начальников, митрополита Иосифа и многих клириков астраханской епархии.

В июле на казачьем круге в было принято решение идти с основными силами к . В августе 10-тысячному отряду С. Т. Разина без боя сдались и . В сентябре-октябре атаман безуспешно осаждал Симбирский кремль.

В октябре 1670 года войско С. Т. Разина было разгромлено под . Тяжело раненый атаман ушел на Дон. Укрепившись в Кагальницком городке, он стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 года войсковая старшина захватила его в плен вместе с братом Фролом и выдала властям. С. Т. Разин был перевезен в , а затем в . В столице он был допрошен, пытан и четвертован на эшафоте возле Лобного места 6 (16) июня 1671 года.


Степан Разин – донской казак и атаман. В 1670-1671-м годах возглавил самое крупное народное восстание — Крестьянскую войну.

Многие считают Стеньку Разина буйным разбойником, героем песни, который в порыве гнева и страсти утопил персидскую княжну. Вот пожалуй и все, с чем ассоциируется его имя, а зря. Потому что все вышесказанное, просто миф, художественный вымысел. На самом деле Степан Разин был выдающимся полководцем и политическим деятелем. Он стал «отцом родным» всем униженным и оскорбленным. Недаром его так боялись власти, даже после смерти он внушал им чувство страха, хоть его четвертованное тело болталось на шестах под Москвой.

Детство

Родился Степан Разин в 1630 году. К сожалению, точная дата его рождения не сохранилась. Родина Разина – станица Зимовейская, хотя по сведениям из других источников, его родной город Черкасск. Отца Степана звали Тимофей Разя, он жил в Воронежском крае. Что стало причиной его переселения на Дон, так и осталось тайной. Возможно, его гнал голод, а может бесправие и бесконечные притеснения, кто теперь скажет наверняка. Тимофей был сильным, смелым, энергичным, очень скоро стал «домовитым», т.е. богатым казаком. Ни один военный поход не обходился без него. Он даже жену себе привез из одного такого похода. Он взял в плен турчанку, женился на ней, и молодая жена подарила ему троих сыновей – Ивана, Степана и Фрола. Степан стал крестником самого атамана войска Корнилы Яковлева.

Смутное время

В 1649-м царь Алексей Михайлович Романов подписал «Соборное послание», которое окончательно загнало крестьян в кабалу крепостного права. В документе значилось, что крепостные могут передаваться по наследству, а если сбегут, то срок их поисков достигал 15 лет. После того, как этот закон был принят, страна начала захлебываться от мятежей и восстаний, много крестьян бежали от своих хозяев, пытаясь найти вольные земли и поселения.

Наступили смутные времена. В казацких поселениях постоянно появлялась «голытьба» — нищие крестьяне, которые просились примкнуть к зажиточным казакам. Беглые крестьяне организовывались в отряды, воровали и грабили. Численность казацких поселений росла, особенно большими стали донские, теркские и яицкие казачества. Соответственно, укреплялась и их военная мощь.

Молодые годы

1665 год можно назвать переломным в биографии Степана Разина. В то время его старший брат – Иван, участник русско-польской кампании, решился на самовольный уход с позиций. Он забрал свою армию и отправился на родину. Обычай гласил, что представители вольного казачества могли не выполнять приказы правительства. Однако войско Юрия Долгорукова догнало Ивана Разина и его бойцов. Долгорукий предъявил им обвинение в дезертирстве и отдал приказ казнить на месте. После того, как до Степана дошла весть о гибели брата, он люто возненавидел русское дворянство. Он принимает решение воевать с Москвой, чтобы навсегда покончить с боярщиной. Положение крестьян тоже волновало Степана Разина, и это была еще одна причина идти с войском на Москву.

Характерными чертами Разина были удаль и смекалка. Он не привык ломиться напролом, старался все уладить дипломатичным путем и хитростью. Благодаря этому Степан смолоду был в составе делегаций, которые представляли интересы казачества в Астрахани и Москве. Степана считали прирожденным дипломатом, которому под силу были даже самые безнадежные переговоры. Во время известного похода, получившего название «за зипунами», могли пострадать все его участники. Но после непродолжительного общения Разина и царского воеводы Львова, войско спокойно отправилось домой, причем с запасом нового оружия. Степан Разин получил подарок от царского воеводы – икону Богородицы.

Разин сумел помирить и представителей южных народностей. Когда калмыки и нагайбакские татары вступили в противостояние, именно Разин сумел выступить в роли посредника и не допустить, чтобы пролилась кровушка с любой из сторон.

Восстание

Весной 1667 года Разин начал сборы своего войска. К тому времени удалось собрать две тысячи воинов, с которыми он и отправился по притокам Волги, попутно отбирая все ценное с судов, принадлежащих боярам и купцам. Власть пока не видела в грабежах бунта, потому что в основном, все казачества жили именно за счет привычных разбойных набегов. Однако Разина просто разбой мало прельщал. В деревне под названием Черный Яр Разин безжалостно расправился со стрелецкими войсками, выпустил на волю всех, кто в тот момент находился под стражей. После этого его путь пролег на Яик. Мятежные войска применили хитрость, проникли на ее территорию, и полностью подчинили слободу.


В 1669-м армия Разина стала больше в разы, ее пополнили беглые крестьяне. Разин повел свои войска на Каспий, где они сразились с персами. Во время одной из схваток Степану удалось хитростью вырвать победу у Мамед-хана. Лодки разинского войска прикинулись, будто бегут от персидских кораблей, и Мамед распорядился объединить все свои корабли и полностью окружить казацкое войско. Но тут Разин предпринял тактический ход, развернулся и сильно обстрелял главный корабль персов. Судно начало идти ко дну, а за ним и вся вражеская флотилия. Так, не имея большого войска, Степан сумел вырвать победу в бою у Свиного острова. Атаман прекрасно понимал, что персы не простят ему победу, начнут собирать войско намного большей численностью. Поэтому отдал приказ выдвигаться на Дон через Астрахань.

Крестьянская война

В 1670 году Степан Разин начал подготовку своего войска для похода на Москву. Он поднимался вверх по Волге, побывал во всех городах и прибрежных селениях. Он старался привлечь в свое войско как можно больше местных жителей. Разин придумал так называемые «прелестные письма»- грамоты, которые раздавались в каждом городе. Они гласили о том, что с боярщиной можно покончить, если вступить в ряды мятежной армии.


К казакам потянулись не только те, кто устал терпеть гнет. Среди добровольцев можно было увидеть ремесленников, старообрядцев, чувашей, марийцев, мордвинов, татар, и даже русских солдат, служивших в правительственных войсках. После того, как в армии начало процветать повальное дезертирство, царские войска пополнялись польскими и прибалтийскими наемниками. Но этим воинам лучше было не попадаться в руки казаков, все иностранные военнопленные подвергались казни.

Разин специально пустил слух, что казаки дали приют пропавшему царевичу Алексею Алексеевичу и ссыльному патриарху Никону. Так атаман пытался привлечь под свои знамена как можно больше добровольцев.

Всего за один год к нему подтянулись жители почти десяти городов русских. Бой под Симбирском Разин проиграл, на этот раз удача улыбнулась князю Ю.Барятинскому. Разин получил ранение и отступил к Дону.

На протяжении шести месяцев местом жительства атамана и его приближенных стал Кагальницкий городок. Однако такое положение дел не устраивало местных зажиточных казаков, они решили сдать Разина правительственным войскам. Старейшины боялись, что пребывание у них Степана вызовет царский гнев, от которого не поздоровится всему русскому казачеству. Весной 1671-го Разина взяли в плен и вместе с приближенными доставили в Москву.

Личная жизнь

Исторические документы не сохранили сведения о личной жизни Разина. Хотя известно, что у него родился сын, который продолжил отцовское дело. В бою против азовских татар молодой человек попал в плен, но его вскоре отпустили.

Легенда гласит, что второй женой атамана была персидская княжна. Она оказалась в плену у казаков после сражения на Каспие. Девушка стала матерью детей Степана, но атаман ее приревновал и утопил в Волге. Было ли это на самом деле, доказать не удалось, скорее всего это просто миф.

Смерть

В самом начале лета 1671-го, стольник Григорий Косагов и дьяк Андрей Богданов доставили Степана и его младшего брата Фрола в Москву. Их жестоко пытали, и спустя четыре дня вынесли приговор о смертной казни. Разина четвертовали на Болотной площади. Фрол не смог вынести увиденное, начал просить пощады, пообещав рассказать в замен секретную информацию о сокровищах, которые награбил Разин. Прошло пять лет, никаких сокровищ найти не удалось, поэтому Фрола тоже казнили.

Памятники Степану Разину

После того, как Степан был казнен, война продолжалась еще 6 месяцев. Теперь во главе казачества стояли атаманы Федор Шелудяк и Василий Ус. Но они оказались не такими мудрыми и харизматичными, как их предшественник, поэтому вскоре восстание подавили. Последствия народной борьбы только усугубили положение крепостных. Законы стали еще более жесткими, крепостным теперь не разрешалось менять хозяев, а если крепостной не повинуется, то наказание может быть любым, даже самым жестким.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Рассказать друзьям