Как правильно читать псалтырь дома о здравии и об усопших. Порядок чтения Псалтири по усопшим

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» - пишет христианам города Коринфа. Это означает, что человеку не хватит воображения представить, как выглядит другой мир, где он предстанет перед Богом лицом к лицу. Но когда умирает родственник или друг, хочется знать, что происходит с ним за гранью бытия. Когда и как молиться Богу, чтобы облегчить свою скорбь об ушедшем и путь его души в вечность? Церковные и домашние молитвы о новопреставленном при внимательном чтении дают христианину утешение и поучение.

Новопреставленным (т. е. только что представшим перед Богом) называют усопшего с момента смерти до года . За многие века в Православной Церкви установилось несколько обычаев поминать новопреставленных:

  • ежедневное чтение Псалтири со специальной молитвой;
  • сорокоуст, исполняемый в храме;
  • панихиды на 3-й, 9-й и 40-й день;
  • литии на могиле в дни общего поминовения усопших;
  • пожертвования, поминальные трапезы.

Благочестивые христиане стараются делать перечисленное и по истечении года. Таким образом облегчается участь умершего и исполняется заповедь Господа о любви к ближним.

Чтение Псалтири по новопреставленному

Когда тело умершего ещё находится в доме и ожидается прибытие священника для отпевания, родственники по очереди, включая ночное время, читают над усопшим Псалтирь . При отсутствии должного мастерства приглашают церковного чтеца или благочестивого мирянина, имеющего в этом опыт.

Для чтения устанавливают аналой (подставку для книги) или небольшой стол, располагая его в головах покойного, зажигают свечу. Не запрещено, наряду со свечой, использовать настольную лампу. При длительном чтении и крайней утомлённости чтец может продолжать молитву сидя, вставая только для поклонов на словах «Слава: и ныне: » и молитвы, совершаемой после каждой кафизмы.

Друзья и родные могут тихо входить и выходить во время исполнения Псалтири, совершая молитву об усопшем родственнике по силам. Приглашённый чтец, по возможности, может читать всю ночь или ограничиться прочтением Книги Псалмов один раз . За понесённый труд ему предлагают денежное пожертвование, часть поминальной трапезы и просят молитв об усопшем.

Звучание псалмов у гроба новопреставленного успокаивает скорбь близких и вселяет надежду на милость Бога, с Которым очень скоро встретится душа умершего.

В день погребения верующие родственники и друзья покойного договариваются между собой продолжать чтение Псалтири до сорокового дня. Каждый берёт обязательство прочитывать какую-то одну кафизму ежедневно.

Псалтирь состоит из 20 кафизм , каждая из них поделена на три части. После каждой части делается по три поклона и читается короткая молитва:

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царство Небесное» .

По окончании кафизмы читают молитву по усопшему до 40 дней, расположенную в конце Псалтири, в главе «О чтении Псалтири об усопшем». Если такой главы в книге нет, используют отдельно распечатанный текст.

Для осознанного чтения следует понимать значение некоторых слов и выражений , составляющих текст.

  • «в надежди живота вечного» - надеясь на вечную жизнь;
  • «отпущаяй грехи и потребляяй неправды» - эти слова относятся ко Господу, Который отпускает грехи и уничтожает неправые дела, сотворённые человеком;
  • «вольная и невольная согрешения» - грехи, сделанные намеренно и нечаянно;
  • «причастие вечных благих» - получить часть вечных благ;
  • - всё сказанное - истина.

Заказ сорокоуста в храме

Важной частью молитвы за новопреставленного является церковная служба . Близкие умершего выбирают храмы, где богослужение проводится ежедневно и заказывают сорокоуст об упокоении. Делать это желательно в день смерти, но допустимо заказать молитву и в день погребения. Сорок дней, перед служением Литургии, за усопшего будет выниматься частичка просфоры с упоминанием его имени.

Молитва на 3-й, 9-й и 40-й день

Поминовения в особые дни после смерти существовали ещё в язычестве. Желая освятить народные обычаи, Церковь постановила в установленные древностью сроки творить молитвы о душе усопшего. Человеческому разуму невозможно познать, что происходит в мире, где нет времени. Чтобы легче было представить загробный путь покойного, Церковь делит его на периоды:

3-й день, погребение

В третий день после смерти совершается Погребение (отпевание) - православный обряд с участием священника и обязательной молитвой близких. Погребение совершается над гробом покойного. В случае трагической смерти, когда тело не удаётся обнаружить, совершается заочное отпевание в храме.

Чин погребения очень продолжительный и в древности длился около двух часов. Сегодня он совершается сокращённо, до 20 минут. На участь усопшего это не повлияет, если родственники горячо молятся за его душу.

После обряда устраивается поминальная трапеза, на которую в старину приглашали нищих и убогих, прося их молитв об умершем.

9-й день, начало мытарств или «двадцати судов»

В этот важный день близкие собираются в храме, чтобы отслужить панихиду . Душа покойного, насладившись созерцанием райских обителей, готовится давать ответ за все содеянные неправды. К ней приступают бесы, напоминая даже самые мелкие проступки, относящиеся к двадцати видам грехов. Им отвечают Ангелы, указывая на добрые дела покойного или принесённое им церковное покаяние. Тяжело приходится душе, за которую Ангелы не могут дать ответ. Тогда на чашу весов кладутся молитвы близких, совершаемые в 9-й день и всё последующее время, до 40-го дня.

40-й день, определение места пребывания души

В 40-й день вновь собирается поминальная трапеза , в храме заказывается панихида. Можно продлить закончившийся сорокоуст или заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири» в монастыре. Близкие покойного молятся, чтобы Бог помиловал душу и определил ей ожидать Страшного Суда в райском блаженстве.

К молитве лучше призвать как можно больше людей, творя милостыню от имени покойного. Обычно раздают угощение, деньги или одежду неимущим, говоря: «Помяните о упокоении раба Божиего (имя)». Берущий милостыню крестится и отвечает молитвой: «Помяни, Господи, раба Твоего во Царствии Твоем».

По прошествии 40 дней чтение Псалтири по усопшему прекращается , но его имя постоянно поминается при домашнем чтении кафизм или слушании их в храме. Достаточно на «Славе» мысленно произнести «Помяни, Господи, раба Твоего».

В отдельных случаях, по договорённости со священником, в храме может быть совершена заупокойная

Родительские субботы

До того как со дня смерти исполнится год, усопшего называют новопреставленным. Существует также обычай делать это только до 40-го дня. Обе традиции допустимы.

Каждую субботу в церкви совершаются заупокойные литии , на которые следует подать записку и свечу. В дни общецерковного поминовения - Родительские субботы - приносят продукты для служителей храма, чтобы те присоединились к молитве. В пакет с приношением хорошо вложить записку с именем умершего, обязательно пометив «за упокой».

По исполнении года со дня смерти над могилой устанавливается капитальный памятник (крест) и служится панихида. После этого усопший называется «приснопоминаемым» (о котором помнят вечно).

Домашняя молитва о новопреставленном

Почти все тексты, звучавшие в храме на отпевании и панихидах, можно использовать в домашней молитве за покойного. Найти их можно в молитвослове или Требнике . Обычно поминание новопреставленного совершается за утренним правилом, где этому посвящён отдельный текст.

Молитва за новопреставленного успокаивает горечь разлуки, позволяет духовно соединиться с ним, помочь его положению. Для более продолжительной молитвы существует «Канон за единоумершего», где для удобства поминовение ведётся в единственном числе. К канону можно присоединить с тем же названием. Эти тексты находятся в богослужебных книгах, поэтому для чтения дома удобней купить в храме отдельное издание или распечатать из интернета. Существует традиция читать канон и акафист именно в сороковой день.

Посещая могилу, мирянин сам может пропеть тропари «Со духи праведных скончавшихся», «Со святыми упокой», «Вечная память».

В Православной Церкви существует добрый обычай чтения Псалтири в память об усопшем. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней.

Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм , каждая из которых делится на три "Славы" . Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Затем читается молитвенное прошение за усопшего:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [ИМЯ] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы. По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Также тропари, находящиеся в начале “Последования по исходе души”:

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.
Господи, помилуй. (40 раз)

Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.

О псалтири

Надейся на Господа всем сердцем твоим,
и не полагайся на разум твой.
Псалтирь, псалом 3, 5

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из ста пятидесяти обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

Псалмы, пророчествующие об обещанном Спасителе, поражают точностью и ясностью своих откровений. «…Пронзили руки мои и ноги мои…Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» - звучит в псалме, написанном за тысячу лет до Крестной смерти Христа. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» - читаем мы в Евангелии.

Но самое главное и самое ценное, что в ней описаны и изображены движения человеческой души, рвущейся к Богу. Оковы греха, словно камень, тянут ко дну человека, во мрак ада, но он, превозмогая эту тяжесть, устремляется к горним вершинам, навстречу божественному свету.

Дух Святой устами авторов псалмов сказал все, что переживает наше сердце в разные моменты жизни, сказал так, как не могли бы сказать мы. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий.

Псалтырь можно уподобить зеркалу, в котором человек познает самого себя, познает движения души своей. Псалмы, судя по тому, чем страдает душа человека, учат его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь.

Тот, кто уповает на Бога и живет, соблюдая Его заповеди, пребудет во веки, обретет спасение и блаженство уже в земной жизни. Это одно из важнейших духовных завещаний Псалтыри, которое помогает человеку пережить самые тяжелые минуты своей жизни.

Не удивительно, что любимой книгой древних христиан была Псалтырь. Они сопровождали всю свою жизнь псалмопением, воодушевляя себя этим на подвиги благочестия. Псалом был на устах и у идущего на смерть мученика, и у удалившегося от мира пустынника. Да и в повседневной жизни христиане не оставляли Псалтыри. «Земледелец, - пишет блаженный Иероним, идя за плугом поет «Аллилуйя»; покрытый потом жнец поет псалмы, и виноградарь, срезая кривым ножом виноградные ветви, поет из Давида».

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов - кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост - дважды в течение седмицы.

Как уже было сказано, в древности, в ветхозаветной Церкви во время богослужения и молитвы использовались музыкальные инструменты: ударные - кимвалы, духовые - трубы и струнные - псалтирь. Но в Православной Церкви инструментальной музыки нет, не слышен голос рукотворных инструментов. В православном храме звучит только голос человека - этого Боготворного инструмента, обновленного Духом Святым и приносящего Богу «песнь новую». Его голосовые связки - самые приятные струны для Божьего слуха, его язык - самый лучший кимвал. Когда человек поет или читает псалмы, то он становится таинственной арфой, к струнам которой прикасаются искусные персты Святого Духа. И этот человек может вместе с царем Давидом воскликнуть Богу: «сколь сладки гортани моей словеса Твоя. Паче меда устам моим.»

Зачем читать Псалтирь по усопшим? Откуда пришла такая традиция? Какие истории написания 50 и 90 псалмов? Правда ли, что раньше на Руси учились чтению не по букварю, а по Псалтири? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье. А также узнаете о том, как творить псалмы об упокоении и понимать прочитанное.

Что такое Псалтирь и в чем секрет ее популярности?

Одной из самых любимых и популярных книг всех христиан можно назвать Псалтирь — книгу псалмов. У иудеев псалмами называли молитвенные гимны, посвященные Господу и исполняемые под аккомпанемент.

Умение слагать псалмы считалось великим даром, и сполна им обладал царь Давид, которому и приписывают авторство Псалтири — 151 псалма (в некоторых переводах 150). Большинство из этих гимнов действительно написал Давид. Царь вкладывал в них все оттенки эмоций: он благодарил Господа, слезно молил о помощи, раскаивался в своих грехах, пророчествовал о судьбе израильского народа.

Как был написан 50 псалом?

Этот псалом — песнь покаяния. В чем раскаивался царь? Однажды он соблазнился красотой Вирсавии — жены его воина Урии. Чтобы «убрать» законного мужа, он отдал приказ поставить воина в битве с аммонитянами в том месте, где его точно убьют. Когда Вирсавия стала вдовой, Давид забрал ее в свой дворец и женился на ней. Но в своем нечестивом поступке царь искренне раскаивался, обличил же его в грехе пророк Нафан. Господь также наказал Давида: первый сын от Вирсавии родился мертвым. После облечения царь долго молился и постился. Результатом этой сокровенной молитвы стал 50 псалом.

Какой псалом защищает от нечистых духов?

Не менее известен и 90 псалом, которым святые отцы советуют ограждаться от нечистых духов. Главный смысл гимна в том, что уповающего на Бога Господь обязательно защитит. Так и было в истории царя Давида. По молитвам Господь избавил от трехдневной моровой язвы, от эпидемии которой гибли десятки тысяч людей.

Это только два примера известных гимнов. На самом деле их намного больше. Верующие используют их в церковной молитве и личной, читают Псалтирь по усопшим и о живых. Как сложилась такая традиция?

Вместо первого молитвослова и… букваря

Мы часто слышим гимны во время Литургии, на вечернем богослужении, поминальной службе и даже не знаем, что на самом деле они взяты из Псалтири.

И в иудейской, и в христианской традиции любовь к псалмам передавалась из поколения в поколение.

По преданию, над гробом Богородицы апостолы пели гимны царя Давида. Дети и взрослые на Руси учились читать не по букварю, а по Псалтири. Известный святой, Сергий Радонежский, в детстве очень переживал из-за того, что не может читать псалмы ровно, четко, без ошибок и заминок.

Сегодня дети уже не изучают грамоту по Книге псалмопевца Давида. Но со временем, уже будучи взрослыми, они часто приходят к вере и осознают важность хвалебных гимнов. Читая и глубоко вникая в тексты царя Давида, мы аккумулируем молитвенный опыт многих поколений христиан.

Такая молитва, если она творится с верой, искренне, с желанием вникнуть и понять, приятна Богу. Вот поэтому принято молиться по Псалтири как за усопших, так и за живых.

Зачем читать Псалтирь по усопшим?

Такая молитва полезна не только умершему, но и тому, кто обращается к гимнам. Если это скорбящий от потери родственник, то во время чтения он успокаивается, отвлекается от жизненной суеты и думает о спасении.

Во времена первых христиан не было таких торжественных служб, как у нас, не существовало множества молитв, канонов, акафистов. Не было никаких молитвословов. Единственное, что у них было, — это Псалтирь и горячая молитва от всего сердца.

Со временем появились разные молитвенные чины, но гимны царя Давида не потеряли своей важности. В келейной (домашней) молитве православные христиане обычно читают Псалтирь, молятся о живых и усопших и добавляют разные прошения (то, о чем просят Бога).

Как читать Псалтирь по усопшим?

Для удобства чтения Псалтирь разделена на 20 частей — кафизм. В каждой кафизме, кроме псалмов, есть еще и три «Славы». На славах принято поминать имена живых и усопших. Более подробно о том, зачем и как молиться за умерших словами Давидовых псалмов, вы узнаете в статье «Псалтирь по усопшим — читаем правильно» .

Когда начинать и как долго читать кафизмы за умершего? Однозначного ответа здесь нет, но можно дать общую рекомендацию: как можно раньше начать, усиленно молиться первые 40 дней (в православии считается, что за это время определится, в раю или аду будет пребывать душа до Второго пришествия, поэтому молитва родных может помочь покойнику).

По сколько псалмов или кафизм читать? Обычно верующие читают по одной кафизме в день. Об упокоении принято в первую очередь читать 17 кафизму. Именно ее используют в заупокойных службах. Но если желающих молиться за умершего собралось много, то можно разделить кафизмы так, чтобы за сутки по усопшему Псалтирь прочитывалась полностью. Получится ли это — все зависит от желания верующих.

После 40 дней не стоит обрывать молитву. Умершие нуждаются в нашей духовной поддержке, частью которой являются и псалмы. Если вы будете продолжать читать по кафизме в день, то поминайте на первых двух «Славах» имена о здравии, а на третьей — об упокоении.

Как научиться понимать псалмы?

Популярный вопрос, волнующий многих верующих: как понять Псалтирь, особенно, если читаешь ее на церковнославянском?
Обычно ответы священников и богословов несколько отличаются.

  • Кто-то советует все равно читать Псалтирь по усопшим и о здравии, даже если не понимаешь. Главный аргумент: ты не понимаешь, но лукавые духи все понимают и убегают. Со временем усердно молящийся тоже начнет понимать. Бог открывает.
  • Другие рекомендуют пользоваться переводами на русский, выписывать отдельные слова, и с помощью словаря с церковнославянского языка переводить их на русский. Лучше всего читать исторические сведения о написании каждого гимна и пользоваться толкованиями святых отцов и богословов.

Найти такие пояснения можно как в церковной лавке, так и на полезных христианских сайтах. Также, чтобы понимать смысл гимнов, надо изучать Священное Писание. О том, что пережил Давид перед тем как написал 50 псалом, рассказывается во Второй книге Царств.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду - на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы.

Для каждого верующего христианина чтение Псалтири по усопшим — это дань памяти тем, кто покинул этот мир. Согласно традиции Псалтырь читают непрерывно над телом усопшего с момента его смерти и до погребения.

Псалтырь — это книга, входящая в состав Священного Писания. Насчитывают всего 150 псалмов. Большинство из них написаны библейским царем Давидом, остальные принадлежат перу других древних израильских правителей.

Что такое кафизма?

Сама Псалтырь разделена на двадцать глав или кафизм. Кафизмы представляют собранные воедино несколько псалмов (обычно три-четыре), разделенных тремя «Славами». Другими словами, прочтя к примеру, два псалма, чтец встречает в тексте слово «Слава». Это означает, что в данном месте следует произнести: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», затем последовательно читаются другие молитвы и в конце произносится «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Известный Владыка Афанасий считал, что во время чтения Псалтыри по покойному, после каждой «Славы» и «Ныне» следует произносить специальную заупокойную молитву и класть пять земных поклонов. До и после чтения Псалтыри по усопшим необходимо читать заупокойный Канон.

Разделенную Псалтырь на кафизмы читать намного проще, и само чтение книги может длиться всего пять часов. Псалтырь по усопшим желательно читать непрерывно, особенно перед погребением. Это могут совершать близкие люди усопшего, те, кто в состоянии это делать.

В самом тексте чувствуется надежда человека на Божие милосердие. Вдумчивое чтение и слушание Псалтыри утешает близких людей и родственником скончавшегося.

Не только разрешается, но и приветствуется читать Псалтырь по усопшим до 40 дней. Зачастую практикуется чтение Псалтыри сорок дней до даты смерти, а затем чтение повторяется еще сорок дней. В итоге проходит восемьдесят дней.

Семнадцатая кафизма

Эта книга уже давно вошла в число Богослужебных книг, так как почти половина текста службы Всенощного бдения и Литургии состоит из ее отрывков. Псалтырь по усопшим можно читать и сидя, но не лежа. Святые отцы считают, что молитвы, произносимые без утруждения тела, не приносят достойных плодов. Лишь больным и немощным людям разрешается читать лежа Псалтырь, Евангелие, и так далее.

Люди, далекие от церкви, но желающие в дальнейшем стать настоящими верующими, зачастую спрашивают: какой Псалтырь читают по усопшим дома? Действительно, бывает так, что священнослужители благословляют читать не весь Псалтырь, а одну его кафизму. Это семнадцатая кафизма. Ее выбрали, так как содержание Божественного текста больше всего подходит для выражения чувств самого усопшего.

Семнадцатая кафизма является не только самой длинной из всех, но и самой красивой. На чтеца возглавляется трудная и почетная ответственность помянуть покойного, потрудиться за него перед Богом, отчего Псалтырь, читаемый по усопшим, приносит и душе того, кто ее читает, огромную пользу.

Как появилась традиция поминать усопших?

История, после которой появилась традиция поминать усопших записана в Ветхом Завете, во второй книге Маккавеев. После того, как Авраам проявил глубокую преданность Богу, Всевышний обещал еврейскому народу, что они выйдут победителями во всех войнах, даже если численность врагов будет превышать в несколько раз, но только в том случае, если будут хранить Его Завет.

Действительно, пока народ хранил Божественный завет, написанный на скрижалях, никто не мог победить его в битве. Однако ветхозаветный военачальник Иуда однажды потерпел сокрушительное поражение на поле битве. Такое произошло впервые и оставшиеся бойцы во главе с военачальником были в недоумении, понимая, что Всевышний отказался от Своего слова. Встревоженные воины решили осмотреть тела погибших друзей, чтобы отправить родным и близким часть их одежды. На некоторых они обнаружили языческие амулеты и другие знаки поклонения идолам. Это открыло им глаза на гнев Божий.

Иуда собрал оставшихся в живых воинов, и они все встали на молитву, предварительно поблагодарив Создателя за то, что Он не скрыл от них правду. В обращении к Богу благочестивые воины просили прощения за погибших братьев, отступивших от Его завета. Господь принял их молитву и высоко оценил поступок Иуды.

Есть еще несколько ветхозаветных историй, в которых древние люди проявляли заботу об усопших.

Почему следует читать именно Псалтырь?

Еще до того, как Господь Иисус Христос явил себя людям и до появления Нового Завета, ветхозаветные благочестивые люди читали Псалтырь. написавший ее, был человек смиренный с кротким сердцем, что в те жестокие времена было необычно.

Через свои псалмы или, говоря современным языком, песни, он показывал высшие качества человека, освященные Святым Духом. Сборник псалмов, читаемый за душу усопшего, ограждает ее от преследуемых злых духов.

Как читать Псалтырь?

Обычно ее читают на что вызывает некоторое недоумение и неудобство. Чтец может до конца не понимать значение слов и выражений. На этот счет существуют два мнения.

Другое мнение — это вдумчивое чтение псалмов, с выпиской непонятных слов и с переводом на русский язык.

Конечно же, сознательное чтение стоит в приоритете, но и первый вариант приемлем. При желании разыскать пояснения к сборнику псалмов можно как в Интернете, так и в книгах, посвященных этой теме, которых много в церковных лавках.

Полезно изучать Священное Писание, как новозаветное, так и ветхозаветное. Пятидесятый псалом, чаще других используемый во время Богослужения, имеет свое пояснение, которое можно найти во Второй Книге Царств. Этот покаянный псалом Давид писал в тяжелом сокрушении, поэтому его полезно знать наизусть для покаяния души.

Если Псалтырь читается перед гробом усопшего, то чтецу следует стоять в ногах с горящей свечкой. Во время чтения слова Писания необходимо произносить с благоговением, так как скороговорка небрежно произносимые слова — это оскорбление и священному обряду и Слову Божиему.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего - сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир - вот главнейшая обязанность родственников.
Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.


В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати* . Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет** . Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела* , а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.
Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.
Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
"Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося , входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется "Каноном о усопшем едином".) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.
Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника - Святого Евангелия, при гробе мирянина - Псалтири .


Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.
Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.
Чтение Псалтири начинается по окончании "Последования по исходе души". Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.
Положение читающего Псалтирь - это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.
При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.
В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.
Ниже приводится отрывок из главы "Чтение Псалтири за умерших" из книги епископа Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по уставу православной Церкви" .
Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего* , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды . Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.
Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение". Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.
Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.


Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.
Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" . Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)
Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону - Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.
Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается "Последование по исходе души от тела". Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.
По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.
Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание
В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется "Последование мертвенное мирских тел". Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.
После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется "Трисвятое" - пение ангельской песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас"; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест - символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге
Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Рассказать друзьям