Какова развязка поэмы черный человек. Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина. «Черный человек» Сергей Есенин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Краткий анализ

История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” .

Эпитеты “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” .

Олицетворения “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Тема

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Жанр

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, с ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” , горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” , а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

8 532 0

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму , первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», - сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть, которая приходит для того чтобы зачитать грехи перед отходом в иной мир.

На самом деле стихотворение более чем символичное и пророческое, оно написано в год гибели поэта, который на тот период ощущал крайний упадок собственных эмоций, разочарование во многом, не смотря на новую супругу – Софью Толстую, которая отличалась привязанностью к Сергею Александровичу.

В этом стихотворении Есенин как будто не ассоциирует себя с собственной личностью, он различает внешний образ «прохвоста и забулдыги», который нагоняет «тоску и страх» с собственной внутренней идентичностью. В каком-то смысле разбитое зеркало в завершение этого стихотворения указывает на отказ героем принять внешний образ как нечто соответствующее подлинному положению дел.

Отдельные факты, которые приводит черный человек, образ которого также описывается как монах над усопшим, в связи с чем снова наблюдаются пророческие коннотации этого стихотворения, не интересуют лирического героя. Есенину не интересно слушать о себе самом, ему не хочется снова знать историю о молодом поэте и авантюристе самой высшей пробы. Слова черного человека наводят ужас, герой чувствует себя в чем-то виноватым, вероятно, в этом проявляется какая-то внутренняя вина Есенина за обретенную известность и различные блага, подобно тому как любой более-менее состоявшийся и искренний человек регулярно себя спрашивает достоин ли он всего этого и здесь поэт просто предлагает подобный вопрос доведенный до предела.

Действие стихотворения разворачивается в пространстве комнаты лирического героя, он не может уснуть и терзается ночью душевными муками. Воспоминания переносят в различные эпизоды из собственной биографии, фигура черного человека вносит дополнительное смятение. Злобное альтер-эго стремится распространить тоску и печаль в тоске поэта, но во многом он сам занимается ироничным разоблачением собственной личности и профессии, подшучивает над некоторыми особенностями поэтов, которые могут читать «дохлую томную лирику» без особенной для этого надобности.

Безусловно, стихотворение по большей части похоже на самоисповедь. Есенин сумел зафиксировать в нем ощущения свойственные душе в период тотального упадка.

Вариант 2

Исповедь представляет собой наиболее сокровенное действо, самое тайное и способное при этом возносить душу к вершинам. Для поэта исповедь является действом практически непрерывным, причем и личным и публичным. Поэт исповедуется перед собой и публикой по причине потребности всегда оставаться чистым и старательно отмывать собственную душу ради возможности говорить нечто действительно стоящее, быть чем-то действительно стоящим.

В стихотворении Черный человек мы видим именно такую исповедь Есенина. Ночь, он толи стоит, толи лежит перед зеркалом, возможно в небольшом алкогольном бреду или приступе начинающегося тяжелого похмелья. В зеркале видится черный человек, который приходит к поэту, этот человек – он сам, его совесть или некий фатальный гость.
Есенин сам слушает собственную исповедь, вспоминает некоторые детали биографии. Сорокалетняя женщина – воспоминание о романе с актрисой Миклашевской, немного игривый перебор откуда был поэт «может в Калуге, а может в Рязани» - указание на деревенское детство.

В содержании прослеживаются нотки тягости и печали. Стихотворение написано в 1925 году, когда Есенин, согласно распространенной версии повесился, хотя, вероятно, был повешен чекистами. Поэтому образ черного человека тут становится образом предчувствия чего-то недоброго, какого-то судьи, который является и спрашивает за различные прегрешения, зачитывает грехи из книги жизни.

Есенин относится к этим нотациям немного надменно и презрительно.

Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай

Он со светлым цинизмом смотрит на рассказы от черной совести, хотя не гнушается также и самоиронией, высокой степенью рефлексии. Эти нотки наблюдаются в описании поэтов как истекающих половой истомой, в понимании как на него могут смотреть как на жулика бесстыдно обокравшего кого-то и подобным образом.

В итоге поэт разбивает морок, снимает наведенную иллюзию, разбивая зеркало в котором мерещится черный человек. Он возвращается в нормальный мир, но этот мир стал другим, ведь «ночь наковеркала». Он завершает ночную исповедь, подобно тому как монах завершает ночное бдение.

Анализ стихотворения Черный человек по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс

    Наполненное красотой, легкостью, утонченностью и глубиной чувств, стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» было написано около двухсот лет назад.

    В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

Год завершения поэмы - 1925 - это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой» , такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица» , и ей «на шее ноги маячить больше невмочь» , отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше - россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой» , «гнусавя» , «усопшим» , «тоска» , «страх» .

Прямая речь «чёрного человека» , этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки» , «поэт с ухватистой силою» … и дальше едкая насмешка - о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой» . Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но - пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица» , «деревянные всадники» , и - «опять этот чёрный на кресло моё садится» , теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец» , «ненужно» , «глупо» , «дохлая томная лирика» . В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою» , - это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт» . И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»

Далее - короткая и драматичная развязка , при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке» , и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма - откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» - реквиема поэта самому себе.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает у читателей разногласия и споры. Это происходит от того, что каждый видит в его творениях что-то индивидуальное, что-то доступное только одному ему.

Самой «неразгаданной» и «недопонятой» у Есенина остаётся поэма «Чёрный человек». Поэт и поэма неразрывно связаны между собой. Сложно себе представить персонажа и автора по отдельности, поэтому последние строчки «никого рядом нет, я один…» звучат настолько пугающе-незавершённо, как бы предвещая дальнейшие беды и страдания.

Многие из поклонников творчества Сергея Есенина выделяют «Чёрного человека», как лучшее из его произведений, многие также утверждают, что для них эта поэма - любимейшая из всех существующих стихов.

Для того, чтобы объяснить данный факт, следует обратиться к основам человеческой психологии. Как известно, практически каждого человека хотя бы несколько раз в жизни мучали кошмары. Они могли быть фантазийными, параноическими или же (самый распространённый вариант) в виде сновидений. Психологами замечено, что кошмары отражают переживаемые в реальной жизни страхи, а зачастую эти страхи - муки совести. Всё, чего боится человек, сливается в итоге в один образ, внушающий панический страх. Обычно это «типичные» образы - громадные насекомые, хищники, мистические создания (приведения, гномы, инопланетяне, монстры и проч.), криминальные элементы (маньяки, убийцы, киллеры). Реже возникает своеобразный, индивидуальный образ. Как правило, это касается ярких людей с развитой фантазией, творческих личностей. Известны случаи, когда такой необычный прототип страхов становился символом, запоминающимся и легко усваемым, а, следовательно, популярным.

Карл Юнг, основатель аналитической психологии и автор теории коллективного бессознтельного, создал понятие «архетип» (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.)

Чёрный человек соответствует всем обязательным чертам архетипа:

Имеет проявление в фольклоре (образ Чёрного Всадника из русских народных сказок; Чернобога из древнеславянской мифологии);

Проявляется у разных народов в разные эпохи («Фауст» Гёте, чёрные великаны из скандинавского фольклора и т.д.);

Воспринимается доосозанно; Имеет собственный символ - чёрный цвет;

Имеет и позитивный, и негативный аспекты (негативный - влияние на психику, пессимизм, циничность. Позитивный - как правило, заставляет героя/человека задуматься о чём-либо и что-то исправить в своей жизни);

Устойчив (так как его структура на протяжении многих столетий практически не была искажена);

Имеет достаточное количество собственных элементов (в первую очередь, это - упомянутый выше чёрный цвет, затем плащ, впоследствии переформировавшийся в сюртук во времена Пушкина, безличность - отсутствие конкретных черт лица и фигуры, цилиндр - также с пушкинских времён);

Имеет черты, связывающие с жизнью (видоизменение одежды и способов передвижения - в мифах он летает, в представлении людей XVIII-XIX веков скачет на коне, в двадцатом столетии выходит из зеркала;

Представляет опасность самоотождествления с ним - самые яркие примеры: вселение Чернобога в человека, безликий посетитель Моцарта (у Пушкина) и, конечно же, Чёрный человек Есенина;

Обладает сильным влиянием на эмоции человека; обладает собственной инициативой и специфической энергетикой.

Всё это доказывает нам, что Чёрный Человек - это не частная выдумка Есенина, а сформировавшийся за столетия образ.

Существует множество версий, кем или чем был этот образ для поэта.

Самый простой и объяснимый вариант - это собственная тень, собственное отражение в зеркале. Как известно, больной и запуганный человек, страдающий к тому же психическими заболеваниями, начинает бояться всего, что ему недостаточно понятно. «Почему отражение в точности повторяет черты, а тень - просто заполненный темнотой контур?» - задаётся вопросом такой человек и начинает размышлять, а в итоге приходит к выводу, что темнота - это его отрицательные качества, и тень «преследует» его.

Из этого объяснения вытекает другое, наиболее привычное: Чёрный человек - это совесть. Действительно, стоит вспомнить «спать не даёт мне всю ночь», «словно хочет сказать, что я жулик и вор…», сразу возникает мысль о совести. Также этому способствует то, что словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть, повышает тон голоса, как муки совести начинаются с её отголосков. Однако, сопоставляя есенинского Человека и другие образы, входящие в архетип, сложно установить черты, присущие совести, во всех.

Это подводит нас к наиболее страшной версии: Чёрный человек - это предвестник смерти или сама Смерть. Признаюсь, мне даже писать эти строки жутковато. Однако большинство фактов говорит как раз за этот вариант. Именно в это истолкование сущности Чёрного человека укладываются все образы архетипа. Начиная с древнеславянского Чернобога - друга и помощника Мораны-Смерти, сказочного Чёрного Всадника, аллегорически «настигавшего людей в пути», продолжая «Фаустом» Гёте, «Чёрным монахом» Чехова и героями Пушкина (Черномором, Медным всадником, безликим заказчиком «Реквиема»), заканчивая «Жизнью человека» Л. Андреева и, конечно же, «Чёрным человеком» Есенина. Кстати, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились» «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь - везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Следует обратить внимание на художественные детали в тексте:

Книга (символ мудрости, тайны), зеркало 9символ иного мира), прялки (прялка - символ судьбы, здесь они «весёлые», как бы надсмехающиеся, и «заводят метели», то есть, холод, неудачи, тревоги.), ночь морозная (и зима, и ночь считались временами, когда нечисть имеет силу), удачно по смыслу вписывается фраза «снег до дьявола чист», луна (символ ночи и особой активности нечистой силы). Интересно, что в поэме как бы пересекаются образы «чёрных людей» прошлого: «как монах», «как всадники».

С этого момента удобно рассматривать следующую версию происхождения Чёрного человека. Вспомним строчки «приподняв свой цилиндр и откинув небрежно сюртук…», «в каждом вижу историю, сердцу знакомую…». Некоторые исследователи полагают, что к Есенину по ночам являлся… Пушкин. Хулиган СВОЕГО ВРЕМЕНИ, в творчестве которого образ Чёрного Человека проявился в полной мере. Он даже во время написания поэмы говорит Есенину, что тот «жулик и вор…», то есть, крадёт его гениальную идею.

Стоит заметить, что Пушкин с момента его смерти являлся одной из самых почитаемых персон в мистических обрядах - гадалки любили «вызывать» его образ в зеркале или призывать его дух ответить на вопрос.

Далее следует рассмотреть самую нелюбимую поклонниками Есенина версию: поэма - это ни что иное, как плод больного воображения, подпитанного алкоголем и фобиями, сообщает сайт. Подтверждают эту идею слова «я очень болен», «заметает мозги алкоголь», частое повторение одних и тех же слов: «Чёрный, чёрный, чёрный…», отрывистые фразы: «не знаю.. не помню… а может…». Однако, факты говорят не в пользу этой версии: как известно, Сергей Александрович не писал в алкогольном опьянении. Напротив, он садился в светлой комнате, в тишине и пил только безалкогольные напитки, пока не заканчивал трудиться. Честно говоря, я, как начинающий поэт, слабо верю в идеальную правдивость этого. Вероятно, так и было, но были и стихи, написанные им в других обстоятельствах. Это моё мнение, и я извиняюсь перед читателем, если не права.

Наконец, нам следует перейти к самой сложной с психологической точки зрения версии: Чёрный Человек - это второе я, альтер эго поэта. В таком случае, несколько пересекаются с вариантом про совесть, но имеет иной замысел. Если совесть грызёт, и нет от неё ни укрытия, ни спасения, то самого себя, свою тёмную сторону победить реально. Поэт измучен «самораздвоением», - днём он весел и радостен: «побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех…», вечером хмур и печален: сыпь, гармоника, скука, скука…». В нём борются две его сущности - светлая и нежная, «желтоволосый мальчик с голубыми глазами» и тёмная и мрачная: «мне ничего не надо, мне никого не жаль».

Смысловой кульминацией поэмы является момент «И летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», а психологической: «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.». Есенин приходит к этому выводу и понимает: он, научившийся писать великолепные стих и манипулировать женщинами, не овладел самым высшим искусством в мире. Разбивая ненавистное зеркало, он делает первую попытку победить самого себя.

Осталось рассмотреть последнюю, на мой взгляд, самую абсурдную версию: Чёрный Человек - это чекист, образ слежки, постоянно ведущейся за поэтом. Конечно, некая логика в этой версии есть: действительно, за поэтом следили, и он об этом знал. Постоянная боязнь сделать что-то не так могла вызвать такое представление, галлюцинацию. Однако сомнительно. Что Есенин стал бы приписывать своему реальному врагу столько мистических свойств и качеств.

Рассмотрев все варианты возникновения образа Чёрного Человека в одноимённой поэме, я выделила три основных версии: «вторая сущность», «олицетворённая совесть» и «бессмыслица, пьяный бред», после чего провела социологический опрос, анализ которого вы сможете увидеть в следующей статье (2 часть).

Рассказать друзьям