Конспект урока по обучению грамоте "Звуки,. Буква Гг". Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках Изучение буквы г

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.

Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [г] , знакомство с буквой Г »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [г] в речи , продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуком [г] и без него (огурец, глаза, арбуз, гуси, грабли, гвоздь, гриб, буква Г , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук , а затем те, которые назовут слова на согласный звук .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.

II. Основной этап.

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках .

Красные лапки

Щиплят за пятки

Беги без оглядки.

(гуси)

Ревнул черный вол –

За сто речек, за сто сел.

(гром)

Зубастые, а не кусаются.

(грабли)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

(гвоздь)

Стоит Антошка

На одной ножке.

(гриб)

Дети определяют, что первый звук в этих словах [г] . (правильно) . Сегодня мы познакомимся со звуком [г] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуками .

Произнесение звука [г] . Характеристика артикуляции звука [г] :

- Звук [г] - согласный , твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука .

3. Развитие фонематического слуха.

Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г] , поднимите синюю фишку.

га, ха, па, гы, ты, мы, го, по, но, гу, ту, пу….

4. Произнесение звука [г] в словах .

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г] .

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове . Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз) .

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

7. Произношение звука [г] во фразе .

Повторяйте за мной читстоговорки.

ГА-ГА-ГА - Острые рога.

ГА – ГА – ГА – У козы рога

ГУ-ГУ-ГУ - Мыть посуду не могу.

ГА-ГА-ГА - На небе радуга.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуси на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуляем на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ–Там ромашка на лугу,

ГУ-ГУ-ГУ - Снеговик в снегу.

8. Развитие связной речи.

Закончи предложение словами на звук [г] :

На улице играет …. (Гармонь)

Папа читает (Газету)

Во дворе гогочет…. (Гусь)

У девочки голубые (Глаза)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут

Люди веслами … (гребут)

9. Обучение элементам грамоты .

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем . Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г . Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки) .

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя ,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок !

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г .

Не гусь, не галка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г» .

Попробуем нарисовать ее глазами.

10. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

11. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

Чтобы нам запомнить букву «Г» , давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.

12. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. - Напоминаю вам, что буквы мы видим , пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

Печатание слогов по образцу на карточках.

Списывание одного предложения на выбор с карточки.

Итог НОД.

С какой буквой мы сегодня познакомились ?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.


4. Подумай, какие новые слова можно образовать от слова «гусь»:

Назови гуся по-другому. (Гусак.)

Назови гусиную семью. (Гусь, гусыня, гусята.)

Как идут гуси, если они передвигаются друг за другом? (Гуськом.)

Мясо гуся. (Гусятина.)

Посуда для приготовления гуся. (Гусятница.)

Перо гуся. (Гусиное.)

Это родственные слова. С каждым из них придумай предложение.


5. Скажи наоборот. Подбери противоположное по значению слово, начинающееся со звука «Г».

Тихий... (громкий) Редкий... (густой)

Сытый... (голодный) Чистый... (грязный)

Мелкий... (глубокий) Шершавый... (гладкий)

6. Посмотри, это буква Г (гэ), так она называется в алфавите. Но когда мы читаем эту букву, то произносим звук «Г» без добавления гласного.

7. Раскрась букву синим карандашом. Выучи про нее стихотворение:

Длинную папочку прямо поставим,

Сверху короткую справа приставим.

8. Прочитай слоги:

9. Рассмотри картинку и скажи, что на ней изображено. Нарисуй звуко-слоговую схему этого слова.


10. Прочитай слова и покажи соответствующие картинки.

11. Напиши эти слова нужными ручками. Между словами соблюдай расстояние в мизи­нец.


Задание 94. Звук «Гь»

1. Раскрась кружочек и ленточку зеленым карандашом. Расскажи, какой звук «Гь».

2. Вспомни по 2 слова со звуком «Гь» в начале и середине.

3. Прочитай слова, найди соответствующие картинки.

4. Нарисуй звуко-слоговые схемы слов и напиши эти слова.

5. Придумай предложения с этими словами.

6. Прочитай предложения, поставь в словах ударение. Назови слова со звуком «Гь».

7. Прочитай и спиши предложение:


Задание 95. Дифференциация «Г»-«Гь»

1. Расскажи, какой звук «Г» («Гь»).

2. Ответь, чем похожи и чем отличаются звуки «Г», «Гь».

3. Назови по 2 слова со звуками «Г», «Гь» в начале и середине.

4. Закончи и повтори предложения:

Гоша играл на гитаре, потому что...

Мама сварила суп из грибов, которые...

Гриша поставил гири, куда...

Бабушка испекла пироги с грибами, чтобы...

Гена принес флягу, где...

5. Составь слова из букв И, Г, И, Р, слогов МА, ГА, БУ. Придумай с этими словами пред­ложение.

6. Найди лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Гуси, галки, снегири, грачи.

Бегемот, тигр, гепард, гиена.

7. Прочитай рассказ. Назови слова со звуками «Г» и «Гь».


8. Прочитай слова парами и запиши их нужными ручками. Поставь ударение.

Задание 96. Дифференциация «К»-«Г», «Кь»-«Гь»

1. Сравни звуки «К»-«Г», «Кь»-«Гь». Скажи, чем они похожи, чем отличаются.

2. Назови по 2 слова со звуками «К»-«Кь», «Г»-«Гь» в начале и середине.

3. Скажи, какое слово лишнее и почему:

Носороги, бегемоты, волки, гиены.

Кукушка, галка, грач, голубь.

Кресло, гардероб, комод, кровать.

4. Прочитай слоги:

5. Прочитай слова парами и объясни их.

6. Впиши нужную букву, К или Г, и прочитай слова. Придумай с этими словами предло­жения.

7. Прочитай предложения:

8. Найди и обведи карандашом буквы К и Г, которые написаны правильно.

Данная презентация поможет учителю-логопеду познакомить дошкольников со звуками и буквой Г, отправляясь в путешествие вместе с Гансом. Корабль Ганса стал тонуть. Ребятам предстоить спасать Ганса, выполнив ряд заданий.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Найди все игрушки
Презентацию
подготовила: учитель-логопед
МАДОУ №66 «
Забавушка
»
Тумченок
Е.А
.

Найди слова со звуками Г-
Гь
.
Гу
- си
Гвоз-ди-ки
Гру
-ши
Га-мак
Гри
-бы
Гне-здо
Ганс Ги-та-
ра
Какие слова
состоят из
1-го, 2-х
,
3 -х слогов

Игра «Наоборот»
Тихий- … чистый - …

веселый-… умный -…
Сытый -… редкий -…

мелкий-… шершавый
-

Ганс собирается в дорогу

Прочти слоги и слова

гвоздики
гномы
гусеница
голуби
гнездо
груша
грабли
гуси
Что хотел сказать гусь?
Прочти слово по первым звукам.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся
.
Кораблекрушение
Корабль Ганса тонет. Капитан
Врунгель
бросает Гансу спасательный круг. Мы спасем Ганса, если составим на спасательные круги звуковые схемы слов: Ганс, гуси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой")Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте. Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Тема: “Буквы Г, г. Звуки [Г], [Г’]”.

Тип: изучение нового материала

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель: сформировать понятие о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’].

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]

2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
  3. Постановка темы, целей и задач урока.
  4. Работа с новым материалом.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление нового материала.
  7. Отработка навыков чтения.
  8. Упражнения в составлении схем слов.
  9. Итог урока.
  10. Оценивание.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л.

Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.

Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

3. Постановка темы, целей и задач урока

/звучит музыка/

Ребята, что это?

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(появляется гном, конверт)

Посмотрим, что там в конверте?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

Где выросли грибы?

Какой звук повторяется?

Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

4. Работа с новым материалом

Игра “На что похожа буква”? /

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)

Посмотрите внимательно на картинки.

Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?

/ показываю магнитные пластины с этими словами./

Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]

Как мы его произносим? (твердо)

Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]

Как мы его произносим? (мягко)

Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

5. Физминутка

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником

Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?

(грибы, ягоды)

Какие грибы вам знакомы?

/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).

Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.

7. Отработка навыков чтения

Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.

Чтение текста.

О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

Какие грибы собрала Галя?

Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.

8. Упражнения в составлении схем слов

Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?

Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

С какой буквы мы их напишем? Почему?

Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги – слияния.

Куда падает ударение? 1 слог

Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.

Второй звук [А] – гласный, ударный.

Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

Последний звук [А]– гласный, безударный.

Гена. Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги- слияния.

Куда падает ударение?1 слог.

Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [Э] – гласный, ударный.

Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

Последний звук – [А]- гласный, безударный.

Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].

9. Итог урока

С какой новой буквой познакомились?

Что вы можете о ней рассказать?

Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.

Какие звуки обозначает буква Г?

На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.

10. Оценивание

Отмечаю, что получилось лучше всего, говорим об удачных ответах, жетончиках, спрашиваю, как себя оценили сами дети.

Рассказать друзьям