Красивые слова об одаренных детях. Талант. Умильные афоризмы о таланте. Вопросы и задания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не зарывай талант в землю

Александр Владимирович Сухих

Даётся каждому здоровье
И жизнь одна, что суждена…
На эту тему грех злословить,
Неблагодарная она…

Но вряд ли стоит обижаться:
Мол, вот таланта не дал Бог…
Талант у каждого есть, братцы,
Не каждый пользоваться смог…

Не попытался за обидой,
За суетою бренных дел,
Идя дорогою избитой,
Раскрыть свой собственный удел…

Нам небесами от рожденья
Заложен свой потенциал -
Найти себя в Отца творенье,
Раскрыть свой счастья идеал!..

Не обязательно картиной,
Иль книгой или же стихом,
Но целью искренней гонимый
Служеньем ближнему во всём…

В делах обыденных сердечность
За правило себе приняв,
Раскрой талант, что дарит Вечность,
Плечо своё другим подставь!..

Когда покажется несчастным
Твой личный, собственный удел,
То подари другому счастье
Такое, как себе б хотел!..

И отдавая так, в итоге,
Умножишь собственный талант*
И не «зароешь в землю»… Бога,
А станешь истинно богат!

Кристалл таланта

Александра Белковская

Как найти заветный ключик
От шкатулки расписной,
Где лежит кристалл таланта,
Предназначенный судьбой.

Под охраной чьей секретной,
Где лежит он, золотой?
Как понять,что путь неблизкий
Может одолеть любой?

Ведь глубины человека -
Клад загадочных начал,
Где таланты ждут расцвета,
Ограняется кристалл.

Соберутся вместе Музы -
Заблестит брилльянт искусств.
Каждый лучик - это узы,
Отраженье лучших чувств.

Ты искал, ты ждал, старался,
Сплел крапивных семь рубах,
Огорчался, улыбался,
Много находил, терял.

И все это - не разгадка,
Ключ заветный где-то там…
Он в грядущем, он не найден.
Ты надежды не теряй!

Талант

Аннушка Андриященко

Бессмысленно просить талант,
Ведь он от бога дан тебе.
Не за заслуги этот гранд,
А как аванс в твоей судьбе.
И загубить его легко,
Как голову себе отсечь,
И ежечасно для него
Всегда готов булатный меч.
Талант - душа твоя, моя,
Цени, работай над собой,
Бей в точку, это всё не зря,
И позабудь про сон, покой.
Талант во всём, везде талант
В работе, жизни и любви,
Со временем шагая в лад
Дни не меняй ты на рубли.
Красиво жить не запретишь:
Вот так в народе говорят.
Я слышу, ты мне говоришь:
Талант, воистину талант!

В дворцах таланты - не живут...

Борис Кравецкий

В дворцах таланты - не живут:
От роскоши таланты - тают…
И только повседневный труд
Их процветанью помогает.

И лишь в труде дано - сиять:
Стихам и музыке, и краскам…
В труде! Другого - не сыскать.
Таланты-лодыри лишь - в сказках…

Таланту нужно размышленье

Валерия Ливина

Таланту нужно размышленье,
Покой, достаток и досуг,
Чтоб обнаруживались вдруг
Таланты и произведенья.

Таланту нужен чистый воздух,
Свободы одинокий дар,
Чтоб в тишине он порождал
Соцветия красот непоздних.

Но вместо мирного покоя,
Спешим, торопимся успеть
Проговорить, прожить, пропеть,
Усилья ускоряя вдвое.

Чтоб сочетать и долг, и прихоть,
Приходится горами двигать.

Талант


Владимир Петрович Григин

Мне нравится талантливое в людях,
Без пафоса, надменности в груди.
Их искренность и простота прибудет,
И устремленность жизни впереди.

Мне нравится к ним взглядом прикоснуться,
Так хочется к ним ближе подойти.
В их мир хотя б немного окунуться
И… не вспугнув, на цыпочках пройти.

Мне нравится трудами их дивиться,
Прочесть их книги, мысль их угадать.
В дела успешные хотя б немного влиться,
В делах успешных вектор их узнать!

Мне нравится, что я талантлив тоже,
Способностями Бог не обделил.
Как радуюсь, что жизнь ни с чьей не схожа,
Я жил и развивался, не спешил.

Мне нравится любви в лицо смотреться,
Улыбки, комплименты получать!
Я радуюсь… все в жизни удается,
Любовь - она ведь радости… печать!

Мне нравится, когда страна нас любит,
Свои признанья вовремя дает.
И этим она нас сильней разбудит,
Талант… который всех толкнет вперед!

Таланты


Вячеслав Харитонов 2

Таланты в жизни, как атланты.
Пока не грянул звёздный час,
Певцы, поэты, музыканты -
Они вращаются средь нас.

Иной и вовсе уж под боком.
Вини его ты не вини -
А он в смущении глубоком
Всю жизнь скрывается в тени.

Но вот, поди ж ты, держит небо
На хилых, вроде бы, плечах.
Ему вполне хватает хлеба.
И от нагрузки не зачах.

Царит в России бездорожье,
Дурак царит и тот, кто крут.
Непостижима воля божья,
Неоценим Сизифов труд.

Талант

Вячеслав Хомич

Талант нельзя
Уворовать,
Он никуда
Не может деться,
Всецело он
Принадлежит -
Его законному
Владельцу.
Но без труда
Его зерно -
Не обретет
Творений силы:
Отнюдь не каждому
Дано -
Таланта видеть
Перспективы...

Таланты

Вячеслав Хомич

Таланты -
Свободны как птицы,
Им зависть земли -
Ни почем!
И не зачем им
Суетиться:
Мы их -
Никогда не пропьем!

Талант

Евгения Урусова

Людей без дарованья нет.
Мы все наделены талантом.
Быть может, в ком-то спит поэт,
А кто-то мог быть музыкантом.
Но, если слуха не дано,
Не значит, что скупа природа.
Способности есть всё равно,
Пускай совсем другого рода.
Способный повар на обед
Такой шедевр создать умеет,
Что каждый, хочет или нет,
От восхищения немеет.
Но мало отыскать талант,
Что собственно уже награда.
Отшлифовать, как бриллиант-
Вот тут уж потрудиться надо!

Мне хочется вас чем-то удивить

Елена Толоконникова 2

Мне хочется вас чем-то удивить,
Чтоб вы заметили мои таланты!
Готова встать на лёгкие пуанты,
И облаком по воздуху парить.
Мне хочется увидеть ваш восторг,
Пропеть чистейшим голосом небесным.
Смотрите, озаряется восток
Лучом новорождённым, неизвестным!

Послушайте, вздыхает океан,
Почувствуйте морской воды прохладу!
Мне важно знать, что вам всё это надо:
Восторг зари и утренний туман…
Наверное, я очень долго шла,
И по пути - таланты растеряла.
Остались не растрачены слова,
Но их, поверьте, всё-таки немало.

Гении


Игала

Они рождаются такими,
Им Бог талант, наверно, дал
И в детстве став уже большими,
Они - великие всегда.
Их мозг устроен необычно,
Извилин всех не сосчитать,
Им необычное - привычно,
Простым их смертным не понять.
На свете гениев так мало,
Весь мир их знает имена,
Хоть их природа создавала,
Одарена сама она.

Талант


Игала

Талант, коль дан он человеку,
Однажды путь себе пробъёт,
Свою проложит в жизни веху
И прорастёт, и расцветёт,
И даст плоды, и будет множить
Уж многократно свой успех,
И развивать его продолжит
Всё дальше, удивляя всех.

Пока не в моде

Ирина Кудряева

Талант - немного сумасшедший.
Пока не в моде - он изгой.
Его не видит мир ослепший.
Его не слышит мир глухой.

Таланту выжить очень сложно -
он прогибаться не привык
перед влиятельным вельможей,
сияющим как солнца лик.

Но много ли таланту нужно?
Земля и небо, кисть, мольберт.
Твори для вечности художник,
ведь для искусства - смерти нет.

Что есть талант?

Лариса Александрова-Дмитриева

Что есть талант на самом деле? -
Благословенный дар Богов,
Который с самой колыбели
Ты взращивать в себе готов...

А кто-то скажет - это гены,
Всё в нас заложено давно,
И если в предках кто-то гений -
Тебе таким стать суждено.

Но только вот,талант не вечен,
Его ты можешь потерять,
И лишь работой бесконечной
Сумеешь крепко поддержать.

Его ты либо развиваешь
Своим же собственным трудом
Или всё глубже зарываешь,
Теряя дар свой с каждым днём...

А гены - это груз серьёзный:
Ответственность за честь и кровь,
Талант же - это пот и слёзы,
И к делу вечная любовь...

Талант


Лариса Чех

Таланту надо помогать,
Бездарность вылезет сама,
Таланту бед не занимать -
Тюрьма иль нищая сума.

И сколько превратились в прах
Непризнанных слепой толпой,
Кто на пути,кто в лагерях,
А кто сейчас пока живой.

Талант - извечный пилигрим,
Бездарность заняла дворцы,
Великий Пушкин был гоним
Над ним глумились подлецы.

Таланту руку подавать
Всегда бездарность не спешит,
А кто умеет подпевать,
Тот без таланта знаменит.

Талант

Марина Терехова 2

Талант - небес далёких дар:
Цветок, пробившийся из снега,
В нём есть живительный нектар,
И золотой автограф неба.

Слугой таланту -вечный труд,
Что мысли придаёт движение,
С ним сообща они начнут
К вершинам славы восхождение.

Им друг без друга не взлететь,
Не воспарить над миром бренным,
В людских сердцах не пламенеть,
Не быть сокровищем бесценным.

Сложившись пазлами в одно,
Они свернуть способны горы,
Коль вместе быть им не дано,
То в пустоту все разговоры.

За серой скукой тихих дней
Талант угаснет понемногу.
И сколько не плоди идей,
К успеху не найдёшь дорогу.

Таланту надо помогать

Наталья Довженко

Таланту надо помогать -
Бездарный сам пробьёт дорогу.
Себя к успеху продвигать
Талант не может сам, ей-богу.

Летает ветром в васильках,
Взметает в небеса вулканом,
Талант витает в облаках,
Творит и плещется фонтаном.

Усидчивость ему претит,
Рутина с ним несовместима…
Талант бывает часто бит
Бездарной завистью активной.

Таланту надо помогать,
Не ставить подлую подножку.
Напротив - помощь предлагать,
Хотя б чуть-чуть, хотя б немножко.

Ода таланту

Николай Тимченко

Талант не вещь и не заначка.
Его не спрячешь от людей.
Он виден всем, а это значит,
Ты кладезь редкостных идей.
Когда идея воплотилась
В шедевр, которым дорожим,
Ты снова, что бы ни случилось,
Идеей новой одержим.
Легли слова, как ноты в строчки,
Душа мелодию ведёт.
К тебе всегда и без отсрочки
Ген вдохновения идёт.
Ищи, твори, дерзай, как можешь!
И удивлять не уставай!
Пусть Бог в творениях поможет!
А ты - талант. И это знай!

Талант

Светлана Пивоварова

Талант сравню… скорей с зерном,
Нужна поливка, удобренье -
Любовь и труд, чтоб проросло,
Без них талант - всего уменье.

Талант и труд. Их естество
Нас делает сильней и выше!
Я твёрдо знаю: мастерство
Из тех понятий родом вышло.

Бездарность и талант


Святослав Моисеенко

Во все века своим змеиным жалом,
Плюя в лицо, пороча вся и всех,
Бездарность шла, отравленным кинжалом
Себе дорогу расчищая вверх.

Она несла с собой пустую серость,
Любой талант сжигая на костре.
Приговорив за искренность и смелость
На эшафот, на плаху, на расстрел.

Бездарность шла, завидуя талантам.
И кулаком - расчетливо, под дых!
Чтоб оборвалась песня музыканта,
Чтоб не родился гениальный стих!

Бездарность шла, узором черной сажи
Усталый лоб пытаясь заклеймить.
И не за то, что ты талантлив даже,
А лишь за то, что ты посмел творить.

Но я живу, стуча в сердца и души.
Не дай нам Бог их навсегда закрыть…
Я буду петь, пока умеют слушать
Те, кто еще надеятся любить!

Секрет таланта

Святослав Супранюк

Секрет таланта прост:
талант - духовный мост
меж нашей жизнью бренной
и вечною Вселенной.

Талант - не просто искра...

Сергей Хомутов Рыбинск

Талант - не просто искра, это - дар
Служения бессонного и долга,
Он, может, от рожденья многим дан,
Да часто растранжирен был без толка.

Легко предстать, имея добрый шанс,
Потом в печальной роли недоучки,
Работника, что получил аванс
И, загуляв, остался без получки.

Озлобленный талант

Татьяна Велесова

Озлобленный талант не милосерден -
Эгоистичен, потому ущербен.
Он будто человек подслеповатый,
Хромой, а, может, даже и горбатый.

Своим лишь продвиженьем озабочен,
А потому он мелочен, неточен.
ОхАет всё прекрасное чужое,
Чтоб любоваться только лишь собою.

Мне талант был дан россыпью...

Татьяна Семеновская

Мне талант был дан россыпью -
Нанижи только и владей! -
Не всем данной такой роскошью:
Видеть солнце в потоке дождей.

Твёрдой мне дано поступью
Идти прямо и не свернуть,
Не всем данной такой роскошью
Хоть однажды взять и рискнуть

В облака упасть белые,
Как лихой сыграть музыкант.
Это роскошь быть такой смелою!
А, пусть россыпью будет талант!

Талантливому

Юлия Борисова Из Питера

Не говори мне про усталость.
Большим негоже уставать.
Тебе столь многое досталось,
Что отдавать и отдавать.

Талант - алмазная огранка.
Он - наказание твоё.
Болит, как резаная ранка,
Но ты терпи, терпи её.

Пусть жжёт алмазная отвага
Толпу завистников твоих,
Ведь даже и твои полшага,
Как километры для других.

Под бритвы, иглы и рапиры
Не привыкать тебе вставать.
Ты слишком много должен миру,
Чтобы от мира уставать.

Талант

Юрий Михайлович Агеев

У каждого есть собственный талант
к чему-нибудь, развитый, неразвитый.
Живёт полу-атлет, полу-атлант,
такой же и ничем не знаменитый, -

Как проклятый горбатя на семью,
сводя концы, решая: или - или,
он делает работу не свою,
а ту, что навязали и взвалили.

Шлют столяры работу к праотцам,
завидуя фальцетам и дискантам,
певцы вовсю завидуют чтецам,
чтецы - поэтам или музыкантам.

Трут рифмы стихотворцы до трухи,
мечтая о богатствах Монте-Кристо,
прозаики берутся за стихи,
политики уходят в аферисты.

Жалеет правда, что она - не ложь,
а ложь меняет то и дело платья,
мир перепутан так, что не найдёшь
того, что ищешь, жизни не потратив.

У каждого из нас своя стезя,
фасон, пошив, отстроченные рантом.
Ах, жили бы вы счастливо, друзья,
и не мешали жить своим талантам!

Единственное ограничение, которое налагается на наши способности - это наша неспособность признать собственные неограниченные возможности. Нам необходимо применить усилие для того, чтобы понять, что наши возможности огромны и безграничны. Нам необходим энтузиазм по отношению к делу или нашему занятию. Нам нужны усилия для того, чтобы продолжать даже тогда, когда результаты наших усилий и наши друзья говорят нам о том, что мы должны сдаться. Нам нужны усилия для того, чтобы правильно себя чувствовать по отношению ко всему, что происходит, как к радости, так и к скорби в нашей Жизни. И нам нужны усилия, чтобы научиться любить себя больше, чем всех других, особенно когда мы осознаем, что терпим неудачи, что нас преследуют сомнения и трагедии.
Однако не нужно никаких усилий для того, чтобы смириться с поражением. И не требуется особенных усилий для ленивого созерцания процесса поражения, поражения по отношению к будущему, поражения по отношению к собственной личности, поражения по отношению к настоящему.
Ирония заключается в том, что то единственное, что мы действительно можем контролировать - это наши отношения и чувства. И в то же время большинство из нас проживает всю жизнь, так и не использовав возможности полного контроля над собственными чувствами и отношением к событиям и вещам. Но именно наши отношения определяют наши решения: читать или не читать, пытаться бороться или сдаться. И именно нашим отношением мы или обвиняем самих себя в наших неудачах или обвиняем в собственных неудачах других.
Наши отношения определяют, любим ли мы или ненавидим, говорим ли мы правду или говорим ложь, действуем или сомневаемся, продвигаемся вперед или движемся назад, и нашим собственным отношением мы и только мы действительно решаем - победить или потерпеть неудачу.

0 0

Джим Рон

Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли.

0 0

Карло Досси (Альберто Пизани Досси)

Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант - как бы время использовать.

0 0

Артур Шопенгауэр

Интрига выше таланта: она умеет из ничего сделать что-то.

0 0

Оноре де Бальзак

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.

0 0

Люк де Клапье Вовенарг

Счастье в том, чтобы без помех упражнять свои способности, каковы бы они ни были.

0 0

Аристотель

Одним Бог послал красноречие, других - куда-то ещё послал...

0 0

Леонид С. Сухоруков

Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.

0 0

Клод Адриан Гельвеций

Никакое богатство содержания не оправдывает бездарность формы.

0 0

Олег Тихоненко

Дар - это уникальная способность, заложенная в человеке, а талант - это уникальная способность, постигнутая человеком.

0 0

Гарун Агацарский

Отсутствие таланта - это уже редкий дар.

0 0

Леонид Леонидов

Любовь - это талант, пожалуй, величайший из талантов и, может быть, единственный, дающий истинное счастье.

0 0

Илья Шевелев

Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

0 0

Василий Осипович Ключевский

Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.

0 0

Фридрих Энгельс

Я не верю в несостоявшихся гениев. Если ты талантлив, то обязательно добьешься успеха.

0 0

Рената Литвинова

Кажется, таланта - ну ни капли, а такая бездарность!

0 0

Михаил Генин

Знаете ли вы, что искру божью легче всего высечь из человека в детстве?

0 0

Владимир Туровский

Для того чтобы преуспеть в бизнесе, нужен талант необычайный; если же вы обладаете таким талантом, зачем тратить его на бизнес.

0 0

И. Липкий

Все талантливые пишут разно, все бездарные - одинаково и даже одним почерком.

0 0

Илья Ильф

Тематика коллекции: Высказывания про одаренных детей. Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Я. Корчак

Мужчина, да отчасти и женщина, которые не способны в полной мере выразить себя в общественной, профессиональной деятельности, стремятся к компенсации в семье. И в большинстве случаев их активность в этом плане принимает деспотичный, эгоистичный характер. В. Зубков

Все мы дети, вопрос только в том, у кого какие игрушки.

Один отец значит больше, чем сто учителей. Д. Герберт

Семья — это школа обязанностей, основанных на любви и верности.

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков

Уважение — это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызения совести. О. Бальзак

Первая проблема родителей научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая найти это приличное общество. Роберт Орбен

Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным. Александр Дюма-отец

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма. В. Г. Белинский

Изначально супружество, семья это некоторое соглашение, призванное оставаться незыблемым. Вот только каждые день пункты и правила почему-то изменяются. Бриджит Бордо.

Взрослый человек не может без любви. Но он приучается терпеть и терпит отсутствие любви, как боль. И старик не может без любви. Но старик давно живет и научился смиряться, как бездомная собака смиряется с голодом.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Лев Николаевич Толстой

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж. Руссо

Совет — больше чем услуга. Александр Дюма-отец

Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других. Жан Жак Руссо

Прежде чем воспитать человека в ком-то другом, воспитай его сначала в себе

Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький

Как бы почтительно ни относилась к вам женская половина вашей семьи, как бы ни ценила она ваши достоинства и авторитет, втайне она всегда смотрит на вас как на осла и питает к вам нечто вроде жалости. Генри Луис Менкен

Мышление афоризмами характерно для народа. Максим Горький

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Л. Н. Толстой

В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять. И. Кант

Внимание, сенсация! В Люберцах был найден мальчик, воспитанный собаками! Интересно, что это единственный воспитанный мальчик в Люберцах.

Не от каждого мезальянса рождаются красивые дети. Вильгельм Швёбель

Любовь — это роскошь. — Нет. Любовь — жизненная необходимость. Лэйни Тейлор «Дочь дыма и костей»

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Ян Амос Коменский

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных. Дейл Карнеги

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания. Сунь-цзы

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. Марк Туллий Цицерон

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон

Мудрые государи древности строго соблюдали законы, касающиеся правителя и подданных, соблюдали правила, касающиеся высших и низших; они воспитывали народ в соответствии с обычаями, подбирали талантливых людей и, таким образом, были всегда готовы ко всяким случайностям. У-цзы

Взрослеешь — когда забыл шапку и думаешь, что ты лох, а не крутой.

Искусство быть родителем состоит в том, чтобы спать, пока ребенок не видит. — Американская пословица

С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. В.А. Сухомлинский

Будем трудиться, потому что труд — это отец удовольствия. Стендаль

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский

Уча других, мы учимся сами. Сенека Младший

Когда ты понимаешь, что не можешь позволить себе содержать семью, ты уже давно женат.

Раньше: «Ура! С родителями нa дачу! Сейчас: Ура! Родители нa даче!

Многие детские игры подражание серьезной деятельности взрослых. Я. Корчак

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо сами по природе своей — радость и счастье. В. Гюго

Когда слово не бьет, то и палка не поможет. Сократ

Надо позвонить маме, сказать, где я. — Алло, мама? Где я?

Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью А.П.Чехов

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Патрик ОРурк

Насилие никогда не приведет ни к чему хорошему. М. Лютер

Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо. Борис Замятин

Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации. Рабиндранат Тагор

Одностороннее самопожертвование — ненадежная основа совместной жизни, потому что оскорбляет другую сторону. Джон Голсуорси

Николай Валуев в детстве поджигал пакет, звонил в дверь и не убегал.

Так уж положено: молодость веселится, старость бранится. Александр Дюма-отец

Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне. Александр Дюма-отец

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты. Н. М. Карамзин

Кто больший друг, как не брату брат? Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)

Семья — это малое предприятие, работающее по госзаказу и поставляющее государству рабочую силу и солдат. Н. Козлов

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

По имени детей узнают душу родителей. Вильгельм Швёбель

Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. Д. Питтак — Высказывания про одаренных детей.

Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мама. — С. Джейет

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский

Данная работа -это размышление о проблеме одарённости детей дошкольного возраста,как нужно относиться к детям с неординарными способностями,описывается опыт работы с одарёнными детьми в Ульяновской области.Материал написан для сборника статей научно-практической конференции по проблеме одарённости детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Одарённые дети – надежда и опора нашей Родины»

Адрес места работы: МБДОУ№3детский сад общеразвивающего вида «Рябинка», город Инза, Ульяновская область, ул. Яна Лациса,66.

«Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране» (Ж. Брюно)

Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных,педагогов, психологов. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Что же такое одаренность? Под этим термином понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности: художественной, технической, коммуникативной, спортивной. Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял В.А. Сухомлинский, его высказывания об одарённости детей самые актуальные сейчас в дошкольной педагогике. Приведу некоторые из них:»…Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...», » Одарённость обнаруживается тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться», «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного,великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании для тех педагогов и учителей,кто выявляет одарённых детей и работает с одарёнными детьми, поддерживает юные дарования и верит в детей с неординарными способностями. Но обладать таким чутьём и тактом должен новый педагог, педагог нового поколения на стандарт которого указывает «Профессиональный стандарт педагога»/2013год/:

«-работа с одарёнными учащимися;

- использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников;

- Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети. »

Основную цель по работе с одарёнными детьми поставил Президент России В.В. Путин в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»:

«-Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одарённостью,независимо от сферы одарённости…»,определены меры по поиску и поддержке талантливых детей:»… Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. Создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. В новом «Законе об образовании»/2012год/указывается,что образование доступно каждому ребёнку в нашей стране и он получает право на дальнейшее развитие и обучение по индивидуальным программам для одарённых и способных детей. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» /2008год/основной задачей является: «… создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…»

Наш Ульяновский регион не остаётся в стороне от Федеральных законов о внимании к одарённым детям. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых ребят и общую среду для проявления и развития способностей каждого

ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. » Коллектив Ульяновской гимназии №34 создал авторскую программу «Одарённые дети» и считает своей целью: «… формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и наклонности..» По поручению Правительства Ульяновской области и Министерства образования Ульяновской области начата разработка проекта областной целевой программы «Одарённые дети» на период до 2015 года . Губернатор нашей области С.И. Морозов отметил, что «…интересный и амбициозный проект над которым мы работаем – создание в Ульяновской области целостной системы по работе с одарёнными детьми и молодежью на всех уровнях образования; сбалансированности основных направлений деятельности по формированию интереса к техническим, естественно-научным дисциплинам, научно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации детей и молодежи является детский научный комплекс «ДНК».В основу этого проекта положен опыт научного Центра «Эврика» Финляндии, других уникальных мировых детских научных центров. Данная методика позволит создать непрерывную систему образовательного процесса: дошкольное образование – общее образование – дополнительное образование – профессиональное образование профессиональное образование (практика) – профессиональная реализация..» В Ульяновской области идет процесс формирования единой системы выявления и поддержки талантливых детей и молодёжи. Ресурсное обеспечение работы с талантливыми детьми и молодёжью на территории Ульяновской области возлагается:

На региональный научно-методический центр по работе с одарёнными детьми;

- на областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодёжи».

- Специалистами центра по работе с одарёнными детьми создана компьютерная программа – электронный банк данных «Одарённые дети Ульяновской области».Образовательными учреждениями Ульяновской области ведётся исследовательская работа: ЦРР детский сад № 178

«Облачко», ЦРР детский сад № 128 «Гусельки», ЦРР детский сад № 253 «Белоснежка» и т.д.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. В современном дошкольном образовании сейчас многое меняется-должен поменяться и педагог – дошкольник, по моему мнению, именно на самой первой ступени образования-дошкольной - необходимо выявить ярких,талантливых,неординарных детей с высокими показателями в разных видах детской деятельности,поддержать и направить. По опыту своей работы в дошкольном учреждении/более 30 лет/ хочу высказать свой взгляд на проблему одарённости детей, выявлению таких особенных, ярких детей и обучение их по специальным программам для дальнейшего развития:

1.Воспитатель дошкольного учреждения должен обладать педагогическим чутьём и педагогической внимательностью, чтобы видеть в детях зачатки одарённости.

2.Обязательно работать в тандеме с другим воспитателем по воспитанию и развитию таких детей.

3.Вести огромную,кропотливую работу с родителями одарённого ребёнка, ведь в семье дети получают колоссальную поддержку,внимание и участие.

4.Никогда не выделять таких детей в присутствии других детей.

5.Необходимо разработать индивидуальную программу для каждого одарённого ребёнка, включить в эту программу всех специалистов дошкольного учреждения: психолога,медсестру, воспитателя по изодеятельности, инструктора по физкультуре и т.д.

6.Никогда не нагружать ребёнка сверх того.что он может и умеет, ведь цель педагога: мягко и ненавязчиво развивать его талант.

7.Всячески поддерживать и поощрять новые идеи, новые мысли одарённого ребёнка и помогать ему их осуществлять.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Истинно одарённых детей мало, но они есть- и воспитателю важно увидеть искорку одарённости в каждом ребёнке и разжечь огонёк таланта, постараться раскрыть и поддержать.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. И поэтому особая миссия возложена на детский сад. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Литература:

1.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998г. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/475-belova-scheblanova16

2.Комплексная программа «Ковровая дорожка» по реализации эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Ульяновской области на 2012-2015 годы.

3.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности,1989г.

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

5.Об образовании в Российской Федерации Российская Федерация Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

6.«Профессиональный стандарт педагога»,Вестник Образования России Август 15,2013. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.Утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662.

7.Программа «Одарённые дети»- 2009-2015 гг. Управление образования администрацииг.Ульяновска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Гимназия №34».


Поговорим об одаренности….

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять егов экстремальной ситуации.

Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.

Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.

Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных.

Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

    Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.

    Предоставление большей самостоятельности.

    Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

    Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.

Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению - творчеству. Имеются данные психологических исследований, согласно которым высокий уровень развития интеллекта не всегда связан с таким же высоким уровнем творческого потенциала Но именно эта способность к творчеству привлекает исследователей больше всего. Можно, оказывается, много знать, но не уметь ничего изобрести нового и оригинального.

Дело в том, что для учебной деятельности важнее оказывается преимущественно конвергентное мышление, направленное на поиск логически единственного правильного ответа, а для творчества важно дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано несколько правильных ответов.

Если говорить образно, то шаблонное мышление – это поиск-в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы, нешаблонное – попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вырытую наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее рытье. С другой стороны, держат обязательства перед социумом идти по выбранному пути.

По мысли Э. Боне, существуют четыре основных принципа нешаблонного мышления. Это:

    осознание господствующих идей и способность отказаться от них;

    поиски различных альтернативных подходов к явлениям;

    высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;

    использование случая.

Творческое развитие вашего ребенка. Советы Дэвида Льюиса

    Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.

    Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

    Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. Помогайте ему улучшать результаты его работы.

    Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

    Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев,

    Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

    Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

    Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

    Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

    Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

    Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

    С вниманием относитесь к его потребностям.

    Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

    Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

    Не упрекайте ребенка за ошибки.

    Хвалите за любые успехи.

    Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

    Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

    Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

    Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

    Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

    Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку. Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Помогайте ребенку стать личностью.

    Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

    Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

    Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

    Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему «этого тоже не умеешь». Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

    Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

Учитель должен:

    быть доброжелательным и чутким;

    разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

    иметь высокий уровень интеллектуального развития;

    иметь широкий круг интересов и умений;

    иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

    быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

    иметь живой и активный характер;

    обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

    проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

    иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

    обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

    иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

    Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка

    Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

    Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

    Ребенку предоставить:

название темы,

план изучения темы,

основные вопросы,

понятия и термины, которые он должен усвоить,

практические работы,

список необходимой литературы,

формы контроля,

задания для самопроверки.

    Для анализа результатов работы оформить таблицу:

предмет

дата и время консультаций

главные рассматриваемые вопросы

время работы с темой по программе

фактически затраченное время

дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

невыясненные вопросы

причины отклонений от сроков.

    Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

    Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности

    Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих

    Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску

    Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

    Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

    Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

    Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.

Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.

Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.

Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей

Избегайте сравнивать детей друг с другом.

Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем

Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Рассказать друзьям