Научить беглому чтению. Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению. Конкретные техники скорочтения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.

Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.

Соотношение класса и необходимой скорости чтения:

  • 1 класс - минимум 3 слов в минуту;
  • 2 класс - более 50 слов в минуту;
  • 3 класс - от 70 слов;
  • в 4 - начале 5 класса - более 100 слов в минуту;
  • в средней школе - от 120-150 слов в минуту.

Показатель, к которому нужно стремиться - 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.

Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.

Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.

Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:

  • увеличение словарного запаса;
  • развитие логического, пространственного мышления;
  • скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
  • навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.

Причины медленного чтения

Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:

  1. Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
  2. Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
  3. Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
  4. Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
  5. Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
  6. Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.

С чего начинать обучение

Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:

При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.

Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.

Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.

Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:


Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет

С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.

Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:

  1. Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
  2. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот - пот, лес - вес, сон - тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
  3. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Программа беглого чтения для детей старше 8 лет

Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.

Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.

Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:

  1. Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
  2. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
  3. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:

  1. «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
  2. Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
  3. Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.

Как быстро научить ребенка читать по-английски

Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:

  1. Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
  2. Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
    Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок.
  3. Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
    Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.

При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.

Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.

Еще несколько важных моментов:

А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.

Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.

Когда малыш впервые переступает порог школы, он думает об увлекательных приключениях, которые ждут его впереди. Однако многие родители в этот момент с горечью осознают, что беззаботное детство их чада закончилось, а теперь им вместе придется до ночи корпеть над домашними заданиями и книгами, чтобы своевременно выполнить все задания учителя.

Пессимистические мысли еще никому не помогали! Задайтесь вопросом «как научить ребенка читать бегло», вооружитесь советами опытных педагогов и вместе со своей крохой покорите новые вершины!

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины. Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация » позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт » или «Буквенный охват » помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Мотивация при обучении технике чтения

Будем откровенными: у младшеклассника мало шансов по-настоящему влюбиться в чтение. Самые интересные книги ему пока «не по зубам» из-за их большого объема и обилия незнакомых слов. На этом этапе главная задача родителей – выработать у малыша тягу к новым знаниям и желание поскорее научиться читать.

  • Найдите для малыша интересную книгу с краткими текстами – оцените по достоинству роль сборника стихов и анекдотов, детских энциклопедий и комиксов.
  • Читайте ребенку вслух. Договоритесь, что малышу нужно проговорить одно-два предложения из напечатанного текста, а вы озвучите целую страницу.
  • Используйте внешнюю мотивацию.

Овладение навыком чтения – это сложная задача, с которой за один день справиться невозможно. Идите к этой цели маленькими шажками ежедневно, и прогресс не заставит себя долго ждать.

  • Не давайте ребенку толстую книгу без картинок или с маленьким шрифтом. Лучше отдать предпочтение тексту, который оформлен красочными иллюстрациями или четко разделен на абзацы. Интересная литература позволит пробудить интерес к чтению и превратить его в желанный процесс.
  • Не считайте книгу наказанием – избегайте фразы «ну если тебе нечем заняться, сейчас будем читать» и ей подобных формулировок. Неправильная установка закрепит ребенка во мнении, что чтение – это долго, неприятно и неинтересно.
  • Не предлагайте сладости, компьютерные игры и другие конкретные награды. Иначе ребенок будет считать чтение противным делом, которое просто надо пережить, чтобы получить желаемое.
  • Не смотрите вместе со своим чадом фильм или мультфильм до знакомства с произведением.
  • Читайте сами, и с упоением пересказывайте новую информацию малышу. Ваш ребенок заразится вашим примером и тоже захочет провести время за книгой.

Чтобы возродить в ребенке интерес к чтению, нужно прилагать к этому регулярные усилия. Главная задача родителя – сделать так, чтобы малышу нравилось проводить время с книгой в руках. Не ругайте свое чадо, не сравнивайте его с одногодками и не превращайте занятия в наказание за какой-то проступок.

Не вынуждайте читать детей, а стимулируйте их интерес к знаниям. Купите им красочную книгу, перескажите свою любимую сказку, пообещайте потом посмотреть фильм о любимых героях. Чтение должно быть не отчаянной попыткой привести в порядок домашнее задание. Превратите его в увлекательный процесс, к которому захочется возвращаться снова и снова.

Как научить ребенка быстро читать?

Ненавязчивые регулярные тренировки позволят сделать обучение чтению интересным и веселым процессом.

Если вы еще думаете над тем, как научить малыша читать выразительно и бегло, советуем выполнять следующие упражнения:

  • «Буквы-шутницы» – заготовьте карточки со стишками, пословицами и загадками. Не забудьте сделать «ненормальными» 3-4 буквы: заставьте их стоять на голове, лежать на боку или изображать какой-то знак или предмет. Попросите малыша прочесть написанное на карточке.
  • «Муха». Пофантазируйте с ребенком о том, как говорила бы муха, собака, змея и так далее. Не стесняйтесь проявлять творческий подход при обучении чтению.
  • «Кто больше?». Предложите малышу выбрать любимую букву из алфавита. По очереди называйте слова, которые с нее начинаются.
  • «Цепочка». Это упражнение по принципу популярной игры «Города». Так как ученик младшей школы не всегда силен в географии, называйте с ним по очереди любые предметы или явления. Главное – чтобы первая буква нового слова совпадала с окончанием предыдущего.
  • «Вычеркивание» - это еще один пример того, как можно сделать обучение чтению веселым и творческим процессом. Заготовьте карточки, тексты с картинками, отпечатанные крупным шрифтом, или страницы из детского журнала. Предложите ребенку вычеркивать какую-то одну букву. Не вынуждайте малыша читать быстро и зачеркивать как можно больше. Смысл задания в том, чтобы не пропустить ни одной буквы в тексте.
  • «Волна» - это упражнение, рассчитанное на малышей, которые без проблем могут прочитать 50-60 слов. Сначала шольникам нужно читать текст, как обычно, а затем дети пытаются повторить то же самое, когда книга находится под углом 90 или 180 градусов. Начинайте выполнение упражнения с одного-двух предложений и обязательно внесите «Волну» в график регулярных занятий по обучению чтению.
  • Чтение таблиц слогов и слов. Засекайте время на секундомере и отслеживайте динамику успехов.

Помните, что каждое упражнение нужно выполнять дважды. Первое занятие рассчитано на наработку, а второе – на закрепление результатов.

При правильном подходе к обучению, у детей возникнет неподдельный интерес к чтению. В курс ежедневных тренировок нужно дополнительно включить пересказы и игры на развитие памяти и внимания.

Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?

Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.

Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:

  • Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
  • Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
  • Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
  • Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
  • Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.

Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!

В этой статье речь пойдет о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже при разнообразных подходах к ее решению и учителю, и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка бегло читать и осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении, привить к нему любовь.

А нерешенная проблема – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий. О том, как их можно избежать или преодолеть на страницах нашего сайта уже писалось, в частности, в статье , а во многих статьях категории «Необыкновенное чтение» раздела «Для родителей» рассматривались некоторые способы совершенствования техники чтения, приемы формирования интереса к чтению и потребности в самостоятельном чтении.

Существует множество причин, по которым ученик 4-го или 5-го класса, а возможно, и в более старшем возрасте читает по слогам. Чтобы их выявить и определить характер затруднений, имеющихся у ребенка, необходимо провести предварительное обследование навыков чтения школьника с учетом его возрастных, индивидуально-типологических особенностей, а также возможностей чтения. Мы сейчас не будем углубляться в эту очень серьезную тему, а предложим несколько общих приемов, которые помогут школьнику преодолеть трудности чтения.
Чтобы научиться читать бегло, надо, во-первых, стараться воспринимать слова целиком (об этом будет рассказано далее), а во-вторых, задействовать в работе как можно больше мыслительных операций.

Вот, к примеру, действенный прием, разработанный методистом, педагогом-психологом и преподавателем логики Поповой Татьяной Аркадьевной. Алгоритм таков.
Прочтите школьнику несколько интересных скороговорок и попросите выбрать одну понравившуюся. Пусть он сам запишет ее очень четко на бумаге под вашу диктовку печатными буквами и несколько раз прочтет вслух. После того, как ребенок начнет четко и бегло читать предложение (пусть даже на это уйдет немало времени), попросите его по памяти произнести эту скороговорку вслух как можно четче и быстрее (и на эту работу времени жалеть не следует), а затем записать ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги (лучше напечатать на белой бумаге, чтобы очень хорошо было видно). Например:

У пе-́ре-пе-ла и пе-ре-пёл-ки пять пе-ре-пе-лят.


Терпеливо и доброжелательно помогите ребенку, если тот не справится. Потом попросите прочесть это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова.
И так же необходимо поступить сначала с другими скороговорками, а затем и с любыми предложениями.

Полезно выполнять следующие упражнения (подобных упражнений очень много в интернете):

Предложите ребенку после работы с анаграммами такой текст:

Очень хорошо способствуют как развитию речи, так и совершенствованию техники чтения пение и декламация. Помогите ребенку раскрепоститься, почувствовать себя артистом.

Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками. В работе с ребенком постоянно должны присутствовать позитивные подкрепления, а негативных (запреты, порицания) быть не должно вовсе. Тогда школьник сосредоточится на том, что необходимо сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах, и его все время будут сопровождать вера в собственные силы и успех.

Все занятия должны быть организованы так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от них удовольствие.
Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. М.М.Безруких постоянно предостерегает родителей и воспитателей, утверждая, что «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка».

Также нужно помнить и о том, что работа по совершенствованию техники чтения должна проводиться не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного.

Хорошо бы включить в работу по совершенствованию техники чтения специальные разминки. Например, такие:
http://festival.1september.ru/articles/500412/

В интернете имеются разные техники скорочтения, некоторые из которых целесообразно применять в работе со школьниками. Вот техника, в основе которой лежит работа с карточками. Метод такой работы заключается в последовательном показе слов, написанных на карточке печатными буквами крупным шрифтом. Этот метод позволяет заметно увеличить скорость чтения за счет исключения движения глаз по строке. Кроме того, быстрая подача слов способствует подавлению проговаривания слов про себя, что тоже увеличивает скорость чтения.

Формирование и дальнейшее развитие навыка чтения должно происходить в эмоционально благоприятной обстановке, с применением способов выработки и стимулирования интереса к чтению, с проведением мероприятий (как школьных, так и в кругу семьи) по поддержке и пропаганде чтения.

Неотъемлемой частью этой работы должно стать:

  • развитие внимания, памяти, воображения, речи, творческих способностей;
  • воспитание познавательного интереса, самостоятельности, трудолюбия, организованности личности;
  • стимулирование познавательного интереса школьника, расширение его кругозора;
  • формирование коммуникативных умений и др.
Соответствующие упражнения можно найти во всех разделах нашего сайта.

Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем умение понимать смысл текстовой информации, распознавать ее.

Действенный прием , способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно. Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Родители, учителя, психологи, воспитатели распечатывают их и по изложенному выше принципу работают с ними. Посмотрите вот эти истории: , , .

Еще один прием, который вырабатывает к тому же и потребность в чтении – сочинять и публиковать собственные истории под своим именем, например, на нашем сайте, даже участвовать в конкурсе. Ребенку необходимо рассказать о такой возможности и показать на сайте истории других школьников, вместе с ним прочесть одну из них, а затем предложить почитать остальные самостоятельно, чтобы ребенок понял, как это вообще делается. Вот истории школьников, которые сейчас принимают участие в конкурсе , представленные в этих статьях: , . Большинство детей вовлекаются в подобную работу и самостоятельно читают многие истории. Задача взрослого – помочь найти ребенку соответствующие его возрасту рассказы.

Участие в литературном конкурсе также обязательно принесет свои плоды.

Огромную роль в воспитании культуры чтения школьника играют родители и педагоги. Если человек, пользующийся у ребенка авторитетом (а таковым у младших школьников является и родитель, и учитель) постоянно демонстрирует бережное, трепетное отношение к книгам, к чтению, искренне и эмоционально выражает восхищение, делится впечатлением и призывает к обсуждению прочитанного, – редкий ребенок не заразится чтением.

Самый беспроигрышный прием формирования интереса к чтению у школьника любого возраста – выявить его наклонности и ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие истории или статьи на интересующую его тему, а затем текст большего объема и не сильно привязанный к любимой теме.

Для формирования потребности в чтении необходимо перед школьником ставить такие задачи и моделировать такие проблемные ситуации, решение которых он находил бы на страницах сначала предложенных взрослыми книг и даже, возможно, при участии наставников, а затем совершенно самостоятельно.

Бывают случаи, когда сам процесс чтения вызывает у школьника раздражение, а иногда и отвращение (такое у психически здоровых детей происходит, в основном, в связи с серьезной педагогической запущенностью). Как помочь таким детям? Школьников любого возраста заинтересует игра, описанная в статьях и . Для начала нужно обязательно подобрать очень простой текст на интересующую ребенка тему и поступить так, как показано в статьях. Этот прием позволяет сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать.
Подобным образом гораздо легче усваивать и учебный материал гуманитарного и естественно-научного цикла.

Инструкция

Одна из причин несформированности навыка связного чтения – звукобуквенный принцип обучения, который фиксирует на формальной стороне процесса чтения. При низком уровне концентрации внимания к концу предложения ребенок забывает начало. У некоторых узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком. Некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова. Скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов. Наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности .Оптимальный вариант скорости чтения – в темпе речи, 120-150 слов в минуту. Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.

Вовлекайте его в процесс чтения без принуждения: когда читаете ему, остановитесь на самом интересном месте, скажите, что устали, и попросите его самого немного. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно.Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.
Просматривайте диафильмы: короткие подписи к кадрам, произвольная смена их помогут в удобном темпе.Займитесь параллельным чтением: вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами про себя, следя по тексту пальчиком. Так он будет проверять себя сам, не беспокоясь о том, как его оценят со стороны.
Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка, поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов.Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное.

Педагоги-дефектологи предлагают также упражнения на развитие речевого аппарата: артикуляция гласных, согласных и их сочетаний, это особенно полезно, если есть нарушения дикции. Можно пропевать гласные, читать скороговорки и чистоговорки. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки, не настаивайте на том, чтобы он непременно произносил этот звук в упражнениях, обратитесь к логопеду, который профессионально решит проблему.Кроме того, педагоги и психологи советуют тренировать зрительную память (запоминание и картинок, игра «Что пропало со стола?», запоминание букв, слогов, слов на карточках). Чтение слов с пропущенными буквами: ребенку предъявляются слова из одной смысловой группы (например, животные) с пропущенными буквами. Он должен узнать эти слова, прочитать их и сказать, как это все называется одним словом.Можно написать буквы вразноброс, под ними поставить цифры: опираясь на цифры, ребенок расположит буквы в нужном порядке и узнает слова. Например:
О А К С Б А
2 4 5 1 3 6 Зрительные диктанты постоянно используются на уроках в начальной школе. Учитель записывает на доске предложение из 2-3 слов, некоторое время дети его читают и запоминают. Затем предложение убирают с глаз, его надо записать по памяти. При этом учитывается и грамотность написания.

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Рассказать друзьям