Опера Верди «Аида. Либретто оперы «Аида» (Дж. Верди) Аида либретто на русском краткое содержание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Опера Верди «Аида» является одним из наиболее известных и популярных произведений музыкального театрального искусства. Она имеет интересную историю создания и занимательный сюжет. Хотя представленное в этой статье краткое содержание оперы «Аиды» не передает всех подробностей того, что происходит на сцене во время ее постановок, оно поможет лучше понять этот спектакль тем, кто собирается впервые его посмотреть.

История создания

В 1868 году правительство Египта решило заказать оперу Джузеппе Верди. Ее премьера на сцене недавно построенного Оперного театра в Каире должна была стать частью торжественных мероприятий по случаю открытия Суэцкого канала. Из-за занятости композитор долго затягивал с ответом, и лишь два года спустя приступил к написанию «Аиды».

Краткий сценарий, который предложили Верди в качестве основы для этого произведения, написал французский египтолог Мариетт, который на тот момент жил в Каире. Он решил использовать легенду, которую прочел, расшифровав древний папирус, найденный в одной из гробниц.

Она рассказывала о борьбе фараонов против Нубии (Эфиопии), которая длилась несколько десятилетий. Кроме того, Мариотт нарисовал несколько рисунков по мотивам найденных им фресок. Их позже использовали для изготовления декораций и костюмов для премьеры и последующих постановок. На основе сценария Мариотта К. дю Локль написал прозаическое изложение сюжета действий спектакля «Аида» (опера). Либретто, краткое содержание которого представлено ниже, требовало доработки, так как арии должны были быть написаны на стихи.

Антонио Гисланцони

Всем известно, что одно из наиболее примечательных произведений Джузеппе Верди — опера «Аида». При этом имя Антонио Гисланцони, создавшего ее либретто, знакомо лишь специалистам. Интересно, что этот человек, будучи обладателем приятного баритона и несомненного литературного таланта, долго не мог найти себе занятие по душе. Сменив множество профессий, лишь к 30 годам он стал сотрудником миланского музыкального издания Italia musicale, которую позже возглавил. Наряду с этим, он написал несколько романов, посвященных в основном театру. Будучи большим поклонником оперного искусства, Антонио Гисланцони заинтересовался написанием либретто. Его самым известным произведением стала опера «Аида» (кратко содержание ее можно пересказать за пару минут). Кроме того, ему принадлежит авторство еще 80 либретто.

Несколько слов о Верди

Хотя тема данной статьи — «Аида» (опера): краткое содержание» — следует сказать несколько слов и о великом композиторе, создавшем этот музыкальный шедевр.

Джузеппе Верди является автором множества произведений, которые популярны во всем мире. По всеобщему признанию, его творчество можно считать крупнейшим достижением мирового оперного искусства, а также кульминацией итальянской оперы 19-го века. Лучшими произведениями композитора являются «Бал-маскарад», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата». Однако, по мнению критиков и знатоков, вершина творчества Верди — это его последние оперы, «Отелло», «Аида» и «Фальстаф». Известно, что композитор очень придирчиво относился к выбору сюжета либретто и брал в работу только те сценарии, которые позволяли ему максимально проявить свое дарование.

«Аида» (опера), краткое содержание которой будет представлено далее, была написана им только после того, как он прочитал набросок в прозе Локля. Композитора заинтересовал сюжет, навеянный древней легендой, записанной на папирусе, спрятанном в гробнице. Он взялся за работу и создал бессмертное музыкальное произведение, которое и сегодня имеет множество поклонников.

Краткое содержание оперы «Аиды»: первое действие

Верховный жрец бога Фта и начальник стражи Радамес беседую о нападении варваров на приграничные области страны. Молодой военачальник обуреваем желанием стать во главе и возглавить поход против вторгнувшихся в страну эфиопов. В случае победы его ждет не только слава и почести, но и возможность попросить у своего повелителя свободу для рабыни Аиды, в которую он уже давно влюблен.

Мечты Радамеса прерывает дочь фараона Амнерис. Она мечтает завоевать сердце начальника дворцовой стражи и страдает из-за его холодности. Входит Аида. Она обменивается страстными взглядами с Радамесом, что не ускользает от внимания Амнерис. Царевна, мучимая ревнивыми сомнениями, замышляет наказать соперницу-рабыню.

На площади перед дворцом появляется фараон и его свита. К нему подходит гонец, который рассказывает, что земли на юго-востоке страны разорены войском варваров под предводительством эфиопского царя Амонасро. Аида приходит в ужас, услышав имя своего отца.

Фараон объявляет народу волю богини Изиды, согласно которой войска, направляемые против захватчиков, должен повести в бой Радамес. Аида понимает, что вскоре ее возлюбленный и отец сойдутся на поле брани как противники и, возможно, погибнут от руки друг друга.

Девушка молит богов о смерти, так как не хочет стать свидетельницей гибели ни того, ни другого.

В храме Фта жрецы совершают обряд человеческого жертвоприношения и вручают Радамесу меч, который обагрили кровью эфиопа.

Сюжет оперы «Аида»: краткое содержание второго действия (первая картина)

Амнерис с нетерпением ожидает возвращения Радамеса. В покоях царевны собрались молодые египетские аристократы. Чтобы утолить свою злобу, они убивают пленного чернокожего эфиопа. Входит Аида. Увидев ее, царевна вновь испытывает муки ревности. Чтобы убедиться в своих подозрениях, Амнерис сообщает Аиде, что Радамес погиб. Девушка не скрывает своего горя, и разгневанная дочь фараона грозит ей ужасной карой.

Картина вторая (1-е действие)

На площади в Фивах народ восторженно встречает египетские войска. Звучит марш из оперы «Аида». Перед царем и его свитой проходят пленники. Среди эфиопских невольников Аида узнает своего отца — Амонасро. Тот просит дочь сделать вид, что она с ним не знакома, и сообщает фараону о том, что он якобы является одним из солдат эфиопского вождя, погибшего на поле брани. Амонсаро вместе с другими пленниками умоляют о пощаде и милости. Видя слезы любимой, Радамес просит фараона отпустить эфиопских пленников. Правитель Египта решает оставить в качестве заложников только Аиду и Амонсаро и сообщает о своем решении отдать дочь в жены Радамесу. Амнерис торжествует, а военачальник и его возлюбленная понимают, что им никогда не быть вместе.

Действие третье

Царевна готовится выйти замуж за Радамеса. Она вместе с прислужницами и главным жрецом направляется в храм. Там она молит богов, чтобы жених полюбил ее так же сильно, как она любит его.

В это время на берегу Нила Аида ожидает Радамеса. Она решает броситься в реку, если возлюбленный скажет, что им нужно расстаться. Девушка с тоской вспоминает о своей родине, куда она вряд ли когда-нибудь сможет попасть.

Вместо Радамеса появляется Амонасро. Он говорит, что узнал о любви дочери к своему заклятому врагу и требует, чтобы Аида выведала у Радамеса маршрут египетского войска, направляющегося, чтобы покарать эфиопов.

Аида в ужасе отказывается, а взбешенный Амонасро проклинает ее, называя рабыней фараонов, которая предала свою родину, кровь и народ. Истерзанная упреками отца девушка обещает помочь ему.

Появляется Радамес, он надеется еще раз вернуться с победой и попросить в награду Аиду. Это намерение он не смог выполнить после первого похода, так как ему пришлось вымаливать у фараона пощаду для Амонасро и пленных эфиопов.

Все его надежды рушатся, когда Аида сообщает, что может быть счастлива, только если он согласиться бежать с ней вместе в Эфиопию. Она узнает у Радамеса дорогу, по которой должна пройти армия египтян. Их разговор подслушивает Амонасро. Он выходит из укрытия и сообщает Радамесу, что он отец Аиды. Египетский полководец приходит в ужас, так как понимает, что стал предателем. Эфиоп уговаривает его бежать вместе с ним и дочерью. В эту минуту входят Амнерис, верховный жрец и слуги. Амонасро убегает, увлекая за собой Аиду. Радамеса арестовывают, так как он не отрицает, что открыл военную тайну врагу.

После этого он, жрецы, Амнерис и другие персонажи спектакля «Аида» (опера), краткое содержание первых трех действий которой вам известно, отправляются в Мемфис.

Действие четвертое

В темницу к бывшему жениху приходит Амнерис, умоляющая его признать вину. Она обещает сохранить ему жизнь, если он откажется от Аиды. Однако Радмес отвечает, что любовь для него дороже чести и жизни. Амнерис грозит Радамесу мщением, и в то же время молит богов о его спасении.

Верховный жрец выносит приговор. Согласно его решению, предатель будет погребен живьем под алтарем бога Фта.

Услышав о том, что Радамес должен умереть мучительной смертью, Амнерис проклинает жрецов.

Перед смертью Радамес предается мечтам об Аиде. Внезапно появляется Аида, которая проникла в подземелье, чтобы умереть вместе с Радамесом.

Доносится пение жрецов. Рабы замуровывают вход в подземелье. В последней картине, которой завершается «Аида» (опера), над камнем, закрывающим вход в подземелье, Амнерис молит богов о мире и покое.

Музыка (1-2 действия)

Главной особенностью произведений оперного искусства является то, что мелодии используются как инструмент передачи эмоций, создания нужной атмосферы и пр. В любой постановке спектакля «Аида» (опера), содержание которой вам уже известно, она может рассматриваться, в некоторой степени, как еще одно действующее лицо. Кроме того, многие арии, романсы и марши сегодня исполняются в качестве отдельных концертных номеров. В их числе:

  • Оркестровое вступление, в котором композитор сжато изложил основной конфликт драмы. Для этой цели используется хрупкая мелодия скрипок, создающая образ любящей, женственной Аиды и грозная мелодия, выбранная для жрецов. Она захватывает весь оркестр, но в конце уступает теме любви.
  • Романс Радамеса «Милая Аида», который сопровождается нежными соло и выражает чувства молодого полководца к несчастной рабыне.
  • Терцет Радамеса, Амнерис и Аиды, передающий тревожные настроения и смятение всех трех героев.
  • Торжественный марш «К берегам священным Нила», выражающий мощь Египта.
  • Сольная партия Аиды «Вернись с победой к нам», которая передает душевную борьбу героини и завершается молитвой «Боги мои».
  • Хор жрецов, который начинается словами «Боги, победу дайте нам». Он неизменно производит большое впечатление на зрителей. Этот номер совсем не похож на следующий за ним прозрачный хор прислужниц дочери фараона, который прерывается страстными репликами Амнерис. Чтобы подчеркнуть атмосферу женской половины царского дворца, зрителю демонстрируют танец мавританских рабов.
  • Развернутый дуэт Аиды и Амнерис представляет собой драматичное столкновение этих героинь. В нем властные, горделивые мелодии, исполняемые дочерью фараона, противопоставляются скорбным репликам эфиопской рабыни. Центральный раздел дуэта, в котором несчастная молит о прощании, выражает одиночество и отчаяние героини.
  • Хор-марш жителей Мемфиса, гимн жрецов и танец с драгоценностями используются для представления народного ликования.
  • Ария Амонасро характеризует царя эфиопов, который страстно выражает свою любовь к жизни.

Музыка (3-4 действия)

Оркестровое вступление посредством прозрачных, трепетных мелодий воссоздает атмосферу египетской ночи. Звучит романс Аиды «Небо лазурное и воздух чистый», в котором голосовая партия сплетается с наигрышем гобоя. Далее следует дуэт Аиды и ее отца. В ходе этого номера начальная задушевная мелодия сменяется воинственной, бурной мелодией проклятья эфиопского военачальника.

Дуэт Аиды и Радамеса представляет собой слияние волевых, героических настроений воина-героя и призывов его печальной возлюбленной, которые сопровождаются тоскливым напевом гобоя.

В первой картине 4-го акта центральное место принадлежит Амнерис. В 2-х больших сценах раскрывается душевный мир царевны Египта, охваченной любовью, ревностью и жаждой мести. Далее Амнерис и Радамес исполняют мрачный и трагический дуэт.

Развязка сюжета оперы наступает в сцене суда над Радамесом. Верди объединил суровую тему жрецов и бесстрастный хор, глухо доносящийся из подземелья. Им противостоят полные скорби реплики Аиды, молящей «Боги, сжальтесь» и грозные звуки приговора.

Наиболее красивым и запоминающимся музыкальным номером оперы является прощальный дуэт Аиды и Радамеса, который полон просветленных и воздушных мелодий.

Теперь вы знаете, как создавалась опера Верди «Аида». Краткое содержание либретто вам также известно, и вы сможете не только наслаждаться исполнением партий этого произведения звездами первой величины, но и понимать, о чем они поют и какие эмоции стремятся донести до зрителей.

Снова на дворе выходные, мы снова рады видеть вас у нас на сайте, ведь на дворе суббота, 6 апреля 2019 года и на Первом канале традиционно в это время в эфир выходит знаменитое во всем мире интеллектуальное телешоу, игра “Кто хочет стать миллионером”. Игроков и телезрителей приветствует ее ведущий Дмитрий Дибров, который дает возможность каждой паре гостей в студии заработать своим умом и не без помощи везения три миллиона рублей.

Для этого нужно всего лишь ответить на 15 вопросов. Игроки могут воспользоваться подсказками, коих у каждой пары 4 штуки. Можно звонить другу, спросить у зала, выбрать право на ошибку, или убрать два заведомо неверных ответа. Получится ли у сегодняшних гостей программы выиграть заветную сумму? И насколько интересные вопросы в игре? Вот один из них:

Для какого голоса написана партия Аиды в опере Верди?

Премьера оперы «Аида» успешно состоялась 24 декабря 1871 года в Каире, а ровно через 46 дней в Милане. С тех пор этот спектакль был поставлен во многих странах мира. Долгожданная премьера в России была осуществлена в 1875 году в Петербургской итальянской опере, под управлением дирижера Бевиньяни. В 1877 году зрители смогли познакомиться с этим спектаклем на русском языке благодаря постановке в Мариинском театре. Роль Аиды исполняла Меньшикова, Радамеса – Орлов.

Исполнительницу роли «Аиды» Терезу Штольц даже обвиняли в романе с Джузеппе Верди, однако этот факт не был доказан. Между тем, они неоднократно сотрудничали, поскольку Верди необычайно нравился её мощный, страстный и одновременно величественный сопрано.

Действующие лица:

Царь Египта бас
Амнерис, его дочь меццо-сопрано
Аида, рабыня, эфиопская царевна сопрано
Радамес, начальник дворцовой стражи тенор
Рамфис, верховный жрец бас
Амонасро, царь эфиопский, отец Аиды баритон
Гонецтенор

Жрецы, жрицы, министры, военачальники, солдаты, сановники, рабы и пленные эфиопы, египетский народ. Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества фараонов.

Ещё в 1868 году правительство Египта обратилось к Верди с просьбой сочинить оперу с «египетским сюжетом» в связи с предстоявшими празднествами по случаю двойного события: открытия Суэцкого канала и почти одновременного открытия оперного театра в Каире. Пятидесятипятилетний Верди, совсем уж было собравшийся свернуть свою композиторскую деятельность, ответил отказом. Но почти через два года французский археолог и египтолог Мариетт предложил Верди сценарий оперы на сюжет легенды, которую он якобы почерпнул из расшифрованного им папируса и которая относится к эпохе ожесточённой борьбы египетских фараонов с Эфиопией. Верди был пленён достоинствами сценария и согласился приступить к работе.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Дворец фараона в Мемфисе; идет война между Египтом и Эфиопией. Входят Радамес и Рамфис. Они обсуждают слухи о готовящемся нападении эфиопов. Рамфис сообщает Радамесу, что жрецы обращались к богине Изиде с вопросом, кто должен возглавить египетское войско в предстоящей битве, и многозначительно смотрит на Радамеса, но его имени не называет. Оставшись один Радамес мечтает о будущей славе и том, что, победив в сражении, сможет жениться на эфиопской невольнице – красавице Аиде. Входит Амнерис и спрашивает Радамеса о причине его радости. Когда она намекает на то, что у него, наверное, есть в Мемфисе возлюбленная, Радамес в смущении отворачивается. Амнерис терзается ревностью, ведь она сама влюблена в Радамеса. Появляется Аида. Амнерис встречает ее с притворной радостью, но замечает, что они с Радамесом избегают смотреть друг на друга. Входит фараон со свитой. В этот момент гонец приносит весть о приближении эфиопского войска во главе с царем Амонасро. Никто не знает, что он отец Аиды.

Раздается боевой клич. Предводителем войска провозглашают Радамеса, Амнерис вручает ему знамя. Под звуки военного гимна фараон удаляется. Аида остается в смятении. Она не может молиться за победу Радамеса, но надеется, что ее возлюбленный вернется с поля боя невредимым.

Храм Вулкана. Проходит торжественный обряд. Введя в храм Радамеса, Рамфис вручает ему священный меч. Вдвоем они просят бога Пта ниспослать победу египетским войскам.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Покои Амнерис. Египетское войско одержало победу. В ожидании Радамеса, в которого она влюблена, Амнерис наблюдает за выступлением танцовщиц. Аида вносит корону Амнерис. Та вновь обращается к ней с притворной добротой и намекает, что ей известно о любви Аиды к египтянину. Затем она будто невзначай говорит невольнице, что Радемес пал в бою. Отчаяние Аиды выдает ее. Признавшись, что солгала, Амнерис начинает угрожать Аиде, а та, быстро забыв гордость, тщетно умоляет ее о пощаде.

Возвращаются войска. Фараон, Амнерис, жрецы и придворные ожидают возвращения Радамеса и его победоносной армии. Замыкая торжественную процессию, появляется Радамес. Амнерис возлагает ему на голову корону победителя, а фараон провозглашает спасителем страны. По приказу Радамеса приводят эфиопских пленных. Аида видит среди них своего отца,

но Амонасро успевает шепнуть, чтобы она не раскрывала его имени. Он говорит фараону, что его армия доблестно сражалась, но царь погиб в битве. Затем он молит о милосердии, и Радамес приказывает освободить всех пленных эфиопов. Рамфис соглашается, но при условии, что в заложниках останется сам Амонасро. Фараон торжественно обещает отдать в жены Радамесу свою дочь и объявляет его своим преемником. Среди всеобщего ликования безутешны лишь Радамес и Аида.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Ночь. Берег Нила у храма Изиды. Из храма Изиды раздаются песнопения. Появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Накануне свадьбы она должна помолиться богам, поэтому вместе Рамфисом она направляется в храм. Входит Аида. Она пришла сюда, чтобы тайно увидеться с Радамесом. Понимая, что им не быть вместе, она собирается утопиться в Ниле. Но в этот момент появляется ускользнувший из-под стражи Амонасро. Он говорит дочери, что ее долг – помочь своей странев новой войне против Египта. Она должна выведать у Радамеса, какой дорогой он поведет войска против эфиопов. Сначала Аида отказывается, но затем уступает настойчивым просьбам отца. Амонасро прячется. Входит Радамес, уверенный, что после второй победы фараон разрешит ему жениться на Аиде. Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. После долгих уговоров Радамес соглашается, и Аида спрашивает, каким путем его войско двинется в Эфиопию. Как только он отвечает, из укрытия выходит Амонасро, и Радамес в ужасе понимает, что совершил предательство. Амонсаро и Аида убеждают Радамеса последовать за ними, но тут из храма появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Амонасро пытается убить Амнерис, но Радамес защищает ее. Аида и Амонасро скрываются, а Радамес отдает себя в руки стражников, вызванных Рамфисом.

Зал во дворце над подземным судилищем. Амнерис ждет в одиночестве, разрываясь между любовью и жаждой мести. Она посылает за Радамесом и обещает добиться его помилования, если тот забудет сбежавшую Аиду. Радамес отказывается, и Амнерис посылает его на суд. Оставшись одна, она слышит, как его приговаривают к смерти. Когда Радамеса уводят, а Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов. Радамес ожидает смерти в склепе, где он должен быть заживо замурован. На место укладывают последний камень, но вдруг он слышит странный шорох. Это Аида, тайком пробравшаяся в склеп, чтобы умереть вместе с возлюбленным. Они прощаются друг с другом, а из храма над ними доносится пение жриц и голос Амнерис, которая молит Изиду об упокоении души Радамеса.

Опера Aida создана Верди и состоит из четырех действий, написанных на основе итальянского либретто Антонио Гисланцони. Оно было написано на базе французского прозаического варианта, созданного Камилла дю Локля, который, в свою очередь, взял за основу своего произведения сюжет Франсуа Мариетте. При произведение было обогащено собственными композиторскими вкраплениями в виде прозаических и стихотворных вариаций.

Впервые любители классической музыки и оперного искусства слушать могли это произведение в Каире в самом конце 1871 года. И стоит заметить, что за этот музыкальный шедевр автор оперы был вознагражден сполна: он не только получил гонорар в размере 30 тыс. долларов, что по современным меркам составляет около 200 тыс. Верди подписал контракт с египетским правительством, заключавшийся в необходимости создания оперы в новый каирский театр. Все это связывалось с открытием Суэцкого канала. И на тот момент к опере не было написано абсолютно ничего. В результате сделки автором покупателям была предоставлена всего лишь копия партитуры, а также эксклюзивное право постановки произведения в Египте и только в Каире. За Верди сохранялись не только права получать отчисления за постановки, но даже за издания партитуры и либретто. Примечательно, что Верди пришлось уговаривать для того, чтобы он сел за написание оперы. А с полученным вознаграждением он поступил следующим образом: хорошо заплатил создателю либретто, а также перечислил значительную сумму тем, кто пострадал при осаде Парижа.

Работа Верди была утомительной и напряженной. В основу был положен сюжет, разместившийся на 4 страницах рукописи египтолога Мариетта Би. А уже на этой основе Верди и его друг дю Локл создали либретто к опере в 4 акта. Затем была работа с итальянским поэтом Гисланцони, которому было предложено написать либретто на итальянском языке. Верди активно работал над сюжетом, и даже писал стихи. Музыка, кстати, была им написана всего за 4 месяца.

Премьера оперы была принята триумфально, в том числе и представителями высшего общества со всех концов света. Однако на премьере в Каире Верди не присутствовал, что было им исправлено уже на итальянской премьере, состоявшейся в Милане спустя полтора месяца после египетского триумфа. Успех итальянской сцены был не менее фееричным. Сегодня его также триумфально принимают в исполнении любой оперной труппы по всему миру.

Основным местом действия гениального музыкального шедевра были выбраны два города: Мемфис и Фивы.

Краткое содержание произведения с легкостью можно раскрыть в явном противостоянии добра и зла, любви и ненависти, страстей и надежд, судьбы и рока. Именно изначально конфликтная ситуация звучит в оркестровом вступлении, где обозначается противопоставление, олицетворением которого с положительной стороны выступает Аида, а со стороны зла она воплощается в образах жрецов.

Если рассматривать стилистику произведения, то ей, как и большой французской опере, свойственны такие характеристики как масштабность, зрелищность, участием балетных трупп и ансамблей, массовость хоровых сцен и т.п.

Наряду с выше обозначенными элементами прослеживаются черты лирико-психологической драмы, где любовный треугольник порождает конфликты и обостряет внутренние противоречия. Идейное содержание произведение не менее сложно, чем драматургия, в которой главенствует подчеркнутая конфликтность, как между врагами, так и любящими.

В первой картине первого действия не только представляются все центральные персонажи произведения, но прослеживается завязка любовных отношений. Первая ансамблевая сцена носит название трио ревности, где слышатся тревожные волнения Аиды и Радамеса, а также гневность Амнерис. Именно ревность становится главной темой этой картины, а монолог Аиды является кульминацией борьбы самых разноречивых чувств в ее душе: смятение, чувства к отцу, любовь к Радамесу, печаль, желание смерти. Монолог сопровождается развернутыми сценами, где прославляется Египет и происходит посвящение Радамеса. Именно здесь становится очевидной экзотичность сюжета, наполненная восточным колоритом.

Сюжет второго действия отражает усиление контрастности: антитеза соперниц, обострение конфликта основных действующих лиц, появляются новые лица: Амонарсо, представляемые им эфиопские пленники, и Амнериса, как фараона и представителя египтян.

Краткое содержание третьего действия неотделимо от понимания кардинального перехода драматургии произведения в область взаимоотношений людей. Восторженные отзывы об опере обязательно отмечают два исполнительских дуэта, в котором партнерами Аиды выступают Амонарсо и Радамес. Их кардинальные различия прослеживаются в выразительных и композиционных решениях. Однако они являются неотъемлемыми составляющими единой линии понемногу нарастающего драматического напряжения. Именно это действие стало обладателем сюжетного «взрыва», основанного на нечаянном предательстве Радамеса и неожиданном появлении Амнериса, Рамфиса и жрецов.

В четвертом действии видна кульминация. В начале впечатляет ария Амнериса и Радамеса из оперы Aida, а в конце особое впечатление оставляет молитва великой жрицы, совершающей ритуальное отпевание. Стоит отметить, что четвертое действие особенное, обладающее двумя кульминациями, выраженными в сценах суда и прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Дуэт олицетворяет собой «тихую» кульминацию оперы, которая, в противовес грандиозности, триумфу, напряженности, становится утверждающим финалом, в котором царствует любовь и во имя ее совершаемый подвиг.

Если возникло желание услышать самые знаменитые арии из оперы Aida, написанной Верди, то их бесплатно можно услышать в режиме онлайн на сайте клуба «Орфей». Здесь же возможно найти и видео большинства существующих постановок.

Дворец фараона в Мемфисе
Верховный жрец Рамфис говорит начальнику дворцовой стражи Радамесу, что враждебные эфиопы готовятся вновь напасть на Египет. Радамес мечтает возглавить египетское войско. Он любит Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис, и надеется, что военный триумф поможет ему освободить Аиду и жениться на ней. Но в Радамеса влюблена и Амнерис. Она с ревностью замечает чувства Радамеса к Аиде.

Гонец приносит весть о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса верховным полководцем. Аида разрывается между любовью к Радамесу и мыслями о родине, ведь она – дочь царя Эфиопии Амонасро. Она молит богов о пощаде.

Храм Вулкана
Радамес проходит обряд посвящения. Рамфис призывает его защитить родину.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Покои Амнерис
Эфиопская армия побеждена. Амнерис ждет возвращения Радамеса в надежде стать его женой. Появляется Аида. Принцесса отсылает остальных слуг, чтобы узнать тайну своей рабыни. Сначала она говорит Аиде, что получила известие о гибели Радамеса, после чего открывает правду: Радамес жив. Отчаяние и радость Аиды не оставляют никаких сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис клянется уничтожить соперницу.

У ворот Фив
Торжественным маршем проходят войска во главе с Радамесом. Вслед за этим вводят пленных эфиопов. Среди них отец Аиды Амонасро. Он просит дочь никому не говорить, кто он такой.

Радамес просит фараона помиловать побежденных врагов. Фараон освобождает пленных, но оставляет Амонасро в качестве заложника. В награду за победу Радамес должен получить руку Амнерис.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Берег Нила
Амнерис в сопровождении Рамфиса отправляется в храм. Аида ждет тайного свидания с Радамесом. Она погружена в печальные мысли о своей родине. Внезапно появляется Амонасро. Он требует, чтобы Аида выведала у Радамеса путь, по которому египетская армия пойдет в Эфиопию. Амонасро прячется.

Появляется Радамес. Он клянется Аиде в любви и соглашается бежать вместе с ней. Аида спрашивает Радамеса о пути, по которому пойдет армия. Как только Радамес открывает секрет, появляется Амонасро. Радамес в отчаянии от того, что он выдал врагу государственную тайну.

Из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида спасаются бегством. Радамес отдает себя в руки жрецов.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Подземный зал во дворце фараона
Радамес ожидает суда. Амнерис предлагает ему спасение, если он откажется от Аиды, но Радамес непреклонен. Суд признает его предателем и приговаривает к погребению заживо. Амнерис тщетно просит жрецов смягчить приговор.

Храм Вулкана
Аида проникает в подземелье, чтобы разделить судьбу Радамеса. Влюбленные прощаются с жизнью. В храме наверху Амнерис оплакивает свою судьбу.

Показать краткое содержание

Рассказать друзьям