Презентация на тему: Что такое почва. Презентация "Что такое почва. Состав почвы" Презентация на тему что такое почва

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Урок «Что такое почва»

Окружающий мир

3 класс

Выполнила: учитель начальных классов:

Устименко Ю.А.


Земля - планета

Земля - почва

Земля – противоположность

водному пространству


Сказала лопата: - земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - земля, чтобы жить. А.Тетивкин

Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица,

Земля-поилица, родная мать-земля.

Так исстари уважительно и ласково зовём мы

нашу родную землю

Земля - почва

Тема урока: Что такое почва ?


Основополагающий вопрос

Почему почву называют кормилицей?

Гипотеза

В почве есть питательные вещества

необходимые для жизни


Метод - наблюдения

Почва -верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли.

Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше .


Метод - эксперимент (опыт)

Пузырьки воздуха

В почве есть воздух


Капельки воды

В почве есть вода



Глина

Песок

В почве есть песок и глина



Перегной

Воздух

Соли

Почва

Микробы

Вода

Песок

Глина



Кто участвует в образовании почвы?

лишайники

растения

Животные: черви, личинки, кроты, и т.д .

Микроорганизмы


Основное свойство почвы – это плодородие, его

необходимо сохранять


Что растения получают из почвы?

кислород

соли

перегной

вода

Вывод: почва - кормилица


Метод сравнения

Типы почв

Дерново-

подзолистые

Серые

лесные

чернозем

каштановые


солонец

солончак

краснозем

серозем


Докучаев Василий Васильевич

  • Создал науку о почвах – почвоведение
  • Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота
  • Написал книгу «Русский чернозем»

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена


1 Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью .

почва

2 Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода , воздух, перегной, соли, стекло .

песок, глина, вода, воздух, перегной, соли

3 Основное свойство почвы .

плодородие

4 Животные или растения стали первыми обитателями суши?

растения

5 Самые распространенные почвы в Воронежской области?

чернозёмы

6 Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

перегной



Ресурсы:

1.Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу

«Окружающий мир» М. Вако 2010

2.Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009

3.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса.

М.Просвещение 2007














Практическая работа Опыт 1 Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Опыт 2 Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА.


Практическая работа Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 4 Опыт 4 Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? В почве есть ПЕРЕГНОЙ. В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.


Практическая работа Опыт 5 Опыт 5 Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Что вы видите? Что вы видите? Сделайте вывод. Сделайте вывод. В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ




Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: Неразумная деятельность человека: строительство; строительство; уничтожение парков и скверов; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; непродуманный выпас скота; вырубка леса; вырубка леса; Почву размывает вода; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер; Выдувает сильный ветер;





Тест «Почвы» 1. Выберите правильное определение почвы: 1. Выберите правильное определение почвы: а). верхний слой земли, где есть песок и глина; а). верхний слой земли, где есть песок и глина; б). верхний плодородный слой земли; б). верхний плодородный слой земли; в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? 2. Какая главная часть почвы? а). Песок; а). Песок; б). Глина; б). Глина; в). Перегной. в). Перегной.


Тест «Почвы» 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду


Тест «Почва» 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? а) песок; а) песок; б) глина; б) глина; в) перегной. в) перегной. 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву;


Тест «Почва» 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности. 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

Докучаев Василий ВасильевичРусский ученый
Василий Васильевич
Докучаев создал науку о
почве, о законах ее
образования, сохранения
плодородия -
почвоведение.
Почвоведение – это
наука, изучающая почвы

Характеристика почвы

Почва – это рыхлый, поверхностный слой
земной коры, обладающий плодородием.
Почва – это особенное природное тело.
Оно образуется на поверхности Земли в
результате взаимодействия живой
(органической) и неживой (неорганической)
природы.

Гумус –
это перегной, образовавшийся в
результате переработки отмерших
растений микроорганизмами.
В гумусе содержатся основные
элементы питания, растений,
которые под воздействием,
микроорганизмов становятся
доступными для растений.
Основную роль играют сложные
органические соединения -
гуминовые кислоты и
фульвокислоты.
Гумус - важный фактор плодородия
почв. Для различных типов почв
характерно разное содержание
Гумуса: в подзолах – 3 - 4%, в
черноземах - до 12%

Климат
Выделение
кислоты
растения
микроорганизмы
Рельеф
почвы
Горные
породы
время
животные
Выветривание
Улучшают состав
почвы
Разрыхляют,
перемешивают

Почвообразующие факторы

1) почвообразующие породы. От свойств
материнской породы, ее состава и структуры
зависят физические свойства почвы и
первоначальное содержание в ней элементов
питания;
2) климат влияет на ход выветривания горных
пород, тепло и влага определяют интенсивность
почвообразующих процессов, а также характер
растительности и животного мира;
3) растительность рыхлит и оструктуривает почву,
извлекает из нее минеральные элементы, дает
корневой и наземный опад для превращения его в
гумус;

Почвообразующие факторы

4) животные (включая микроорганизмы) в процессе
жизнедеятельности ускоряет разложение и
способствуют формированию гумуса;
5) рельеф распределяет влагу и тепло:
6) время. За 100 лет образуется слой почвы не
более 2 см. Существенно влияет на строение,
свойства и состав почв геологический возраст
территорий:
7) Антропогенный фактор. Человек, обрабатывая
почву, внося удобрения, мелиорируя, вырубая леса,
направленно изменяет процесс почвообразования
и свойства почв.

Взаимосвязь почв, растительности и климата

Каждый тип почв
формируется в строго
определенных
климатических условиях
при определенном
соотношении тепла и
влаги.
В тоже время каждому
типу соответствует и
определенный тип
растительности.
Отмершие стебли и
листья принимают
непосредственное
участие в образовании
гумуса

Свойства почв: плодородие

Важнейшим свойством почвы является плодородие.
Плодородие – это способность почвы производить урожай
Оно обусловлено наличием в почвах органического
вещества – гумуса или перегноя.
Благодаря плодородию почвы являются величайшим
природным богатством, пользоваться которым нужно разумно.

Свойства почв: кислотность

растения, наиболее устойчивые к кислой реакции
почвы, переносящие умеренную кислотность (р-Н
5,0 - 5,5), - картофель, редис, редька, щавель;
растения, для которых наиболее благоприятна
слабокислая реакция почвы (рН 5,5- 6,0), -
морковь, огурец, кабачок, патиссон, тыква, дыня,
помидор, капуста цветная, кольраби, брюква,
турнепс, баклажан, хрен;
растения, чувствительные к кислотности, лучше
развивающиеся при реакции почвы, близкой к
нейтральной или нейтральной (рН 6,6-7,0), -
капуста белокочанная, свекла, салат, лук, чеснок,
сельдерей, пастернак, перец, спаржа.

Структурностью почв называют способность почвенной
массы распадаться на отдельные комочки различной формы и
величины. На целине каждый почвенный тип характеризуется
определенной структурой.

В зависимости от горной породы, на которой
шло почвообразование, почвы делят по
механическому составу на песчаные,
супесчаные, суглинистые и глинистые.
Суглинистые и глинистые почвы называют
тяжёлыми почвами. Они легко
заболачиваются. В такие почвы необходимо
вносить песок.
Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные. Плохо
удерживают влагу.

Почвенные горизонты

- слои, возникающие в
процессе почвообразования, различающиеся
по цвету, сложению, плотности и другим
свойствам.
Почвенные горизонты:
- располагаются один над другим параллельно
или почти параллельно поверхности почвы;
- образуют в совокупности почвенный
профиль;
- обозначаются заглавными латинскими
буквами с подразделением на подгоризонты.

Почвенные горизонты

Выделяются следующие почвенные
горизонты и подгоризонты: A-0 - растительная подстилка
(дернина); A-1 - гумусовый (перегнойный)
горизонт; A-2 - элювиальный горизонт
(горизонт вымывания); B - иллювиальный горизонт
(горизонт вмывания); С - материнская горная порода, не
затронутая или слабо
затронутая почвообразованием

СПБ ГБПОУ "Академия управления Городской Средой Градостроительства и Печати" Выполнил: Пельт Дмитрий Александрович Проверил: Резунков Андрей Геннадьевич

Слайд 2: Почва

Почва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.

Слайд 3: Морфология

Почвенный профиль - совокупность генетически сопряжённых и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Почвенный горизонт - специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в результате воздействия почвообразовательных процессов. Почвенный покров [ - совокупность почв, покрывающих земную поверхность. Выделяются следующие типы горизонтов: Органогенные - (подстилка (A 0, O), торфяной горизонт (T), перегнойный горизонт (A h, H), дернина (A d), гумусовый горизонт (A) и т. д.) - характеризующиеся биогенным накоплением органического вещества. Элювиальные - (подзолистый, лессивированный, осолоделый, сегрегированный горизонты; обозначаются буквой E с индексами, либо A 2) - характеризующиеся выносом органических и/или минеральных компонентов. Иллювиальные - (B с индексами) - характеризующиеся накоплением вынесенного из элювиальных горизонтов вещества. Метаморфические - (B m) - образуются при трансформации минеральной части почвы на месте. Гидрогенно-аккумулятивные - (S) - образуются в зоне максимального накопления веществ (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, оксиды железа и т. д.), приносимых грунтовыми водами. Коровые - (K) - горизонты, сцементированные различными веществами (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, аморфный кремнезём, оксиды железа и др.). Глеевые - (G) - с преобладающими восстановительными условиями. Подпочвенные - материнская порода (C), из которой образовалась почва, и залегающая ниже подстилающая порода (D) иного состава.

Слайд 4: Твёрдая фаза почв

Почва обладает большой суммарной поверхностью твёрдых частиц: от 3-5 м²/г у песчаных до 300-400 м²/г у глинистых. Почва обладает значительной пористостью: объём пор может достигать от 30 % общего объёма в заболоченных минеральных почвах до 90 % в органогенных торфяных. В среднем же этот показатель составляет 40-60 %. Плотность твёрдой фазы (ρ s) минеральных почв колеблется от 2,4 до 2,8 г/см³. Плотность почвы (ρ b) ниже: 0,8-1,8 г/см³ и 0,1-0,3 г/см³ соответственно. Пористость (порозность, ε) связана с плотностями по формуле: ε = 1 - ρ b / ρ s

Слайд 5: Минеральная часть почвы Минеральный состав

Около 50-60 % объёма и до 90-97 % массы почвы составляют минеральные компоненты. Минеральный состав почвы отличается от состава породы, на которой она образовалась: чем старше почва, тем сильнее это отличие. Минералы, являющиеся остаточным материалом в ходе выветривания и почвообразования, носят название первичных. Более устойчивыми являются полевые шпаты, составляющие до 10-15 % массы твёрдой фазы почвы. Чаще всего они представлены относительно крупными песчаными частицами.

Слайд 6: Гранулометрический состав

В почвах могут находиться частицы диаметром как менее 0,001 мм, так и более нескольких сантиметров. Тяжёлые (глинистые) почвы могут иметь проблемы с воздухосодержанием, лёгкие (песчаные) - с водным режимом. В мире также широко применяется определение механического состава почвы по треугольнику Ферре: по одной стороне откладывается доля пылеватых (silt, 0,002-0,05 мм) частиц, по второй - глинистых (clay, <0,002 мм), по третьей - песчаных (sand, 0,05-2 мм) и находится место пересечения отрезков. Внутри треугольник разбит на участки, каждый из которых соответствует тому или иному гранулометрическому составу почвы. Тип почвообразования при этом не учитывается.

Слайд 7: Органическая часть почвы

В почве содержится некоторое количество органического вещества. В органогенных (торфяных) почвах оно может преобладать, в большинстве же минеральных почв его количество не превышает нескольких процентов в верхних горизонтах. В состав органического вещества почвы входят как растительные и животные остатки, не утратившие черт анатомического строения, так и отдельные химические соединения, называемые гумусом.

Слайд 8: Почвенная структура

Структура почвы - физическое строение твёрдой части и порового пространства почвы, обусловленное размером, формой, количественным соотношением, характером взаимосвязи и расположением как механических элементов, так и состоящих из них агрегатов. Твёрдая часть почвы - совокупность всех видов частиц, находящихся в почве в твёрдом состоянии при естественном уровне влажности. Поровое пространство в почве - разнообразные по размерам и форме промежутки между механическими элементами и агрегатами почвы, занятые воздухом или водой.

Слайд 9: Новообразования и включения

Новообразования - скопления веществ, образующиеся в почве в процессе её формирования. К включениям относят любые объекты, находящиеся в почве, но не связанные с процессами почвообразования (археологическое находки, кости, раковины моллюсков и простейших, обломки породы, мусор). Неоднозначно отнесение к включениям, либо новообразованиям копролитов, червоточин, кротовин и прочих биогенных образований.

10

Слайд 10: Почвенный воздух

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов: кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например), от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма; углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ; метан и его гомологи (пропан, бутан), которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей; водород; сероводород; азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

11

Слайд 11: Почвообразование

Почвообразующие факторы Элементы природной среды: почвообразующие породы, климат, живые и отмершие организмы, возраст и рельеф местности, а также антропогенная деятельность, оказывающие существенное влияние на почвообразование.

Рассказать друзьям