Расчет пропорций и соотношений. Соотношения Что такое отношение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Формула пропорций

Пропо́рция - это равенство двух отношений, когда a:b=c:d

отношение 1 : 10 равно отношению 7 : 70, что также можно записать в виде дроби: 1 10 = 7 70 читается как: «один относится к десяти так же, как семь относится к семидесяти»

Основные свойства пропорции

Произведение крайних членов равно произведению средних членов (крест-накрест): если a:b=c:d , то a⋅d=b⋅c

1 10 ✕ 7 70 1 70 = 10 7

Обращение пропорции: если a:b=c:d , то b:a=d:c

1 10 7 70 10 1 = 70 7

Перестановка средних членов: если a:b=c:d , то a:c=b:d

1 10 7 70 1 7 = 10 70

Перестановка крайних членов: если a:b=c:d , то d:b=c:a

1 10 7 70 70 10 = 7 1

Решение пропорции с одним неизвестным | Уравнение

1 : 10 = x : 70 или 1 10 = x 70

Чтобы найти икс, нужно перемножить два известных числа крест-накрест и поделить на противоположное значение

x = 1 70 10 = 7

Как посчитать пропорцию

Задача: нужно пить 1 таблетку активированного угля на 10 килограмм веса. Сколько таблеток нужно выпить, если человек весит 70 кг?

Составим пропорцию: 1 таблетка - 10 кг x таблеток - 70 кг Чтобы найти икс, нужно перемножить два известных числа крест-накрест и поделить на противоположное значение: 1 таблетка x таблеток ✕ 10 кг 70 кг x = 1 70 : 10 = 7 Ответ: 7 таблеток

Задача: за пять часов Вася пишет две статьи. Сколько статей он напишет за 20 часов?

Составим пропорцию: 2 статьи - 5 часов x статей - 20 часов x = 2 20 : 5 = 8 Ответ: 8 статей

Будущим выпускникам школ могу сказать, что умение составлять пропорции мне пригодилось и , и для того, чтобы пропорционально уменьшать картинки, и в HTML-вёрстке интернет-страницы, и в бытовых ситуациях.

Пропорции - такое знакомое сочетание, которое известно наверное с начальных классов общеобразовательной школы. В самом общем понимании, пропорция это равенство двух и более отношений .

То есть если есть некие числа A, B и C

то пропорция

если чисел четыре A, B, C и D

то или тоже являются пропорцией

Самый просто пример где используется пропорция, это вычисление процентов.

В общем случае, применение пропорций настолько широко, что проще сказать где они не применяются.

Пропорции могуит быть использованы для определения расстояний, масс, объемов, а также количества чего бы то ни было, при одном важном условии: в пропорции, между разными объектами должны быть линейные зависимости . Ниже, на примере строительства макета медного всадника, Вы увидите как надо считать пропорции где есть нелинейные зависимости.

Определить сколько килограмм риса будет если взять 17 процентов от общего объема риса в 150 килограмм?

Составим пропорцию на словах: 150 килограмм это общий объем риса. Значит примем его за 100%. Тогда 17% от 100% будет рассчитываться как пропорция, двух отношений: 100 процентов относятся к 150 килограммам так же, как 17 процентов к неизвестному числу.

Теперь неизвестное число вычиляется элементарно

То есть наш ответ 25, 5 килограмм риса.

С пропорциями также связаны интересные загадки, которые показывают, что не надо необдуманно применять пропорции на все случаи жизни.

Вот одна из них, немного модифицированная:

Для демонстрации в офисе компании, директор приказал создать макет скульптуры "Медный всадник" без гранитного постамента. Одно из условий - макет должень быть сделан из тех же материалов что и оригинал, соблюдены пропорции и высота макета была ровно 1 метр. Вопрос: Какова будет масса макета?

Для начала обратимся к справочникам.

Высота всадника - 5,35 метров, а его вес 8 000 кг.

Если мы будем использовать самую первую мысль - составить пропорцию: 5,35 метров относится к 8 000 килограммам как 1 метр к неизвестной величине, то можем даже не начинать расчет, так как ответ будет неправильный.

Все дело в небольшом нюансе, который обязательно нужен учитывать. Все дело в том, что связь между массой и высотой скульпутры нелинейная , то есть нельзя сказать, что увеличив, к примеру, куб на 1 метр(соблюдая пропорции, что бы он кубом и остался), мы увеличим его вес на ту же величину.

Это легко проверить, на примерах:

1. склеем куб с длиной ребер в 10 сантиметров. Сколько туда войдет воды? Логично что 10*10*10 =1000 кубический сантиметров, то есть 1 литр. Ну и так как налили туда воду(плотность равна единице), а не другую жидкость, то и масса будет равна 1 кг.

2. склеем подобный куб но с длиной ребер в 20 см. Объем воды налитой туда будет равен 20*20*20=8000 куб.сантиметров, то есть 8 литров. Ну и вес естественно 8 кг.

Несложно заметить что связь между массой и изменением длины ребра куба нелинейная, а точнее говоря кубическая.

Напомним что объем - это произведение высоты, ширины и глубины.

То есть при изменение фигуры (при соблюдении пропорций / формы) линейного размера(высоты, ширины, глубины) масса/объем объемной фигуры меняется кубически.

Рассуждаем:

Линейный размер у нас изменился с 5,35 метров до 1 метра, тогда масса(объем) изменится как кубический корень из 8000/x

И получаем, что макет Медного всадника в офисе фирмы при высоте в 1 метр будет весить 52 килограмма 243 грамма.

Но с другой стороны если бы задачу ставили вот так " макет должень быть сделан из тех же материалов что и оригинал, соблюдены пропорции и объем 1 кубический метр " то зная, что между объемом и массой линейная зависимость - мы бы как раз воспользовались стандартным отношением, старого объема к новому, и старой массы к неизвестному числу.

Но наш бот помогает вычислять пропорции в других, чаще встречающихся и практичных случаях.

Наверняка, он пригодится всем домохозякам, которые готовят еду.

Возникают ситуации, когда найден рецепт изумительного торта в 10 кг, но объем его слишком велик для того что бы сготовить.. Хотелось бы поменьше, например всего лишь в два килограмма, но как рассчитать все новые веса и объемы инградиентов?

Вот тут то и поможет Вам бот который сможет расчитать новые параметры 2-х килограммого торта.

Также бот поможет в расчетах для работящих мужчин, которые строят дом и им нужно рассчитать сколько нужно взять инградиентов для бетона если у него только 50 килограммов песка.

Синтаксис

Для пользователй XMPP клиентов: pro <строка>

где строка имеет обязательные элементы

число1/число2- нахождение пропорции.

Что бы не пугались такого куцего описания, приведем здесь пример

200 300 100 3 400/100

Что говорит например о следующем:

200 грамм муки, 300 миллилитров молока, 100 грамм масла, 3 яйца - выход блинчиков 400 грамм.

Сколько надо взять инградиентов что бы испечь всего 100 грамм блинчиков?

Как несложно заметить

400/100 это отношение типового рецепта и того выхода, который мы хотим получить.

Более подробно примеры мы рассмотрим в соответствующем разделе.

Примеры

Подружка поделилась замечательным рецептом

Тесто: 200 грамм мака, 8 яиц, 200 сахарной пудры, 50 грамм тертой булки, 200 грамм молотых орехов, 3 стаканаложки меда.
Мак варить 30 минут на слабом огне, растереть пестиком, добавить растопленный мед, молотые сухари, орехи.
Яйца взбить с сахарной пудрой, добавить в массу.
Тесто осторожно перемешать, вылить в форму, выпечь.
Остывший корж разрезать на 2 пласта, промазать кислым вареньем, потом кремом.
Украсить ягодами из варенья.
Крем: 1 стакан сметаны, 1/2 стакана сахара, взбить.

Соотношение (в математике) - это взаимосвязь между двумя или более числами одного рода. Соотношения сравнивают абсолютные величины или части целого. Соотношения вычисляются и записываются по-разному, но основные принципы одинаковы для всех соотношений.

Шаги

Часть 1

Определение соотношений

    Использование соотношений. Соотношения используются как в науке, так и в повседневной жизни для сравнения величин. Простейшие соотношения связывают только два числа, но есть соотношения, сравнивающие три или более значения. В любой ситуации, в которой присутствует более одной величины, можно записать соотношение. Связывая некоторые значения, соотношения могут, например, подсказать, как увеличить количество ингредиентов в рецепте или веществ в химической реакции.

  1. Определение соотношений. Соотношение - это взаимосвязь между двумя (или более) значениями одного рода. Например, если для приготовления торта необходимы 2 стакана муки и 1 стакан сахара, то соотношение муки к сахару равно 2 к 1.

    • Соотношения могут быть использованы и в тех случаях, когда две величины не связаны друг с другом (как в примере с тортом). Например, если в классе учатся 5 девочек и 10 мальчиков, то соотношение девочек к мальчикам равно 5 к 10. Эти величины (число мальчиков и число девочек) не зависят друг от друга, то есть их значения изменятся, если кто-то уйдет из класса или в класс придет новый ученик. Соотношения просто сравнивают значения величин.
  2. Обратите внимание на разные способы представления соотношений. Соотношения могут быть представлены словами или при помощи математических символов.

    • Очень часто соотношения выражены словами (как показано выше). Особенно такая форма представления соотношений применяется в повседневной жизни, далекой от науки.
    • Также соотношения можно выразить через двоеточие. При сравнении двух чисел в соотношении вы будете использовать одно двоеточие (например, 7:13); при сравнении трех и более значений ставьте двоеточие между каждой парой чисел (например, 10:2:23). В нашем примере с классом вы можете выразить соотношение девочек и мальчиков так: 5 девочек: 10 мальчиков. Или так: 5:10.
    • Реже соотношения выражаются при помощи наклонной черты. В примере с классом оно может быть записано так: 5/10. Тем не менее это не дробь и читается такое соотношение не как дробь; более того, запомните, что в соотношении цифры не представляют собой часть единого целого.

    Часть 2

    Использование соотношений
    1. Упростите соотношение. Соотношение можно упростить (аналогично дробям), разделив каждый член (число) соотношения на . Однако при этом не упустите из виду исходных значений соотношения.

      • В нашем примере в классе 5 девочек и 10 мальчиков; соотношение равно 5:10. Наибольший общий делитель членов соотношения равен 5 (так как и 5, и 10 делятся на 5). Разделите каждое число соотношения на 5 и получите соотношение 1 девочка к 2 мальчикам (или 1:2). Однако при упрощении соотношения помните об исходных значениях. В нашем примере в классе не 3 ученика, а 15. Упрощенное соотношение сравнивает количество мальчиков и количество девочек. То есть на каждую девочку приходится 2 мальчика, но в классе не 2 мальчика и 1 девочка.
      • Некоторые соотношения не упрощаются. Например, соотношение 3:56 не упрощается, так как у этих чисел нет общих делителей (3 - простое число, а 56 не делится на 3).
    2. Используйте умножение или деление для увеличения или уменьшения соотношения. Распространены задачи, в которых необходимо увеличить или уменьшить два значения, пропорциональных друг другу. Если вам дано соотношение и нужно найти соответствующее ему большее или меньшее соотношение, умножьте или разделите исходное соотношение на некоторое данное число.

      • Например, пекарю нужно утроить количество ингредиентов, данных в рецепте. Если по рецепту соотношение муки к сахару составляет 2 к 1 (2:1), то пекарь умножит каждый член соотношения на 3 и получит соотношение 6:3 (6 чашек муки к 3 чашкам сахара).
      • С другой стороны, если пекарю необходимо уполовинить количество ингредиентов, данных в рецепте, то пекарь разделит каждый член соотношения на 2 и получит соотношение 1:½ (1 чашка муки к 1/2 чашке сахара).
    3. Поиск неизвестного значения, когда даны два эквивалентных соотношения. Это задача, в которой необходимо найти неизвестную переменную в одном соотношении при помощи второго соотношения, которое эквивалентно первому. Для решения таких задач пользуйтесь . Запишите каждое соотношение в виде обыкновенной дроби, поставьте между ними знак равенства и перемножьте их члены крест-накрест.

      • Например, дана группа учеников, в которой 2 мальчика и 5 девочек. Каково будет число мальчиков, если число девочек увеличить до 20 (пропорция сохраняется)? Во-первых, запишите два соотношения - 2 мальчика:5 девочек и х мальчиков:20 девочек. Теперь запишите эти соотношения в виде дробей: 2/5 и х/20. Перемножьте члены дробей крест-накрест и получите 5x = 40; следовательно, х = 40/5 = 8.

    Часть 3

    Распространенные ошибки
    1. Избегайте сложения и вычитания в текстовых задачах на соотношение. Многие текстовые задачи выглядят примерно так: «В рецепте необходимо использовать 4 клубня картофеля и 5 корнеплодов моркови. Если вы хотите добавить 8 клубней картофеля, то сколько понадобится моркови, чтобы соотношение осталось неизменным?» При решении подобных задач ученики часто допускают ошибку, прибавляя одинаковое количество ингредиентов к исходному числу. Однако, чтобы сохранить соотношение, нужно использовать умножение. Вот примеры правильного и неправильного решения:

      • Неверно: «8 - 4 = 4 - так мы добавили 4 клубня картофеля. Значит, нужно взять 5 корнеплодов моркови и к ним добавить еще 4... Стоп! Соотношения так не вычисляют. Стоит попробовать снова».
      • Верно: «8 ÷ 4 = 2 - значит, мы умножили количество картофеля на 2. Соответственно, 5 корнеплодов моркови тоже нужно умножить на 2. 5 x 2 = 10 - в рецепт нужно добавить 10 корнеплодов моркови».
      • Записывайте единицы измерения после каждой величины. В текстовых задачах гораздо проще распознать ошибку, если записывать единицы измерения после каждого значения. Помните, что величины с одними и теми же единицами измерения в числителе и знаменателе сокращаются. Сократив выражение, вы получите верный ответ.
        • Пример: дано 6 коробок, в каждой третьей коробке находится 9 шариков. Сколько всего шариков?
        • Неверно: 6 коробок x 3 коробки/9 шариков = ... Стоп, ничего нельзя сократить. Ответ будет таким: «коробки x коробки / шарики». Он не имеет смысла.
        • Верно: 6 коробок x 9 шариков/3 коробки = 6 коробок * 3 шарика/1 коробку = 6 коробок * 3 шарика/1 коробку = 6 * 3 шарика/1 = 18 шариков.

Основой математических исследований является возможность получить знание об определённых величинах, сравнивая их с другими величинами, которые либо равны , либо больше или меньше , чем те которые являются предметом исследования. Это обычно производится с помощью ряда уравнений и пропорций . Когда мы используем уравнения, то мы определяем искомую величину, находя её равенство с какой-то другой уже знакомой величиной или величинами.

Однако, часто бывает, что мы сравниваем неизвестную величину с другими, которые не равны ей, а больше или меньше её. Здесь нужен другой подход к обработке данных. Нам может понадобиться узнать, например, на сколько одна величина больше чем другая, или сколько раз одна содержит другую. Для нахождения ответа на эти вопросы мы узнаем что такое соотношение двух величин. Одно соотношение называется арифметическим , а другое геометрическим . Хоть и стоит заметить, что оба эти термина не были приняты случайно или только в целях отличия. Как арифметическое, так и геометрическое соотношения применимы как к арифметике, так и к геометрии.

Являясь компонентом обширного и важного предмета, пропорция зависит от соотношений, поэтому необходимо чёткое и полное понимание этих понятий.

338. Арифметическое соотношение это разница между двумя величинами или рядом величин . Сами по себе величины называются членами соотношения, то есть члены, между которыми есть соотношение. Таким образом 2 это арифметическое соотношение 5 и 3. Это выражается помещая знак минус между двумя величинами, то есть 5 - 3. Конечно термин арифметического соотношения и его расписывание по пунктам практически бесполезно, так как происходит лишь замещение слова разница на знак минус в выражении.

339. Если оба члена арифметического соотношения умножить или разделить на одну и ту же величину, то соотношение, в конечном итоге, будет умножено или разделено на эту величину.
Таким образом, если имеем a - b = r
Тогда перемножим обе стороны на h , (Акс. 3.) ha - hb = hr
И разделив на h, (Акс. 4.) $\frac{a}{h}-\frac{b}{h}=\frac{r}{h}$

340. Если члены арифметического соотношения добавляют или отнимают от соответствующих членов другого, то соотношение суммы или разности будет равно сумме или разности двух соотношений.
Если a - b
И d - h,
являются двумя соотношениями,
Тогда (a + d) - (b + h) = (a - b) + (d - h). Что в каждом случае = a + d - b - h.
И (a - d) - (b - h) = (a - b) - (d - h). Что в каждом случае = a - d - b + h.
Таким образом арифметическое отношение 11 - 4 равно 7
И арифметическое отношение 5 - 2 равно 3
Отношение суммы членов 16 - 6 это 10, - сумма соотношений.
Отношение разности членов 6 - 2 это 4, - разность соотношений.

341. Геометрическое соотношение - это отношение между величинами, которое выражается ЧАСТНЫМ , если одну величину делят на другую.
Таким образом соотношение 8 к 4, можно записать как 8/4 или 2. То есть частное деления 8 на 4. Другими словами, оно показывает сколько раз 4 содержится в 8.

Тем же самым способом, соотношение любой величины к другой может быть определено, разделив первую на вторую или, что, в принципе, одно и то же, сделав первую числителем дроби, а вторую - знаменателем.
Так соотношение a к b это $\frac{a}{b}$
Соотношение d + h к b + c это $\frac{d+h}{b+c}$.

342. Геометрическое соотношение также записывается, размещая две точки одну над другой между сравниваемыми величинами.
Таким образом a:b это запись соотношения a к b, а 12:4 - соотношения 12 к 4. Две величины вместе формируют пару , в которой первый член называется антецедентом , а последний - консеквентом .

343. Эта запись с помощью точек и другая, в форме дроби, являются взаимозаменяемыми по мере необходимости, при этом антецедент становится числителем дроби, а консеквент - знаменателем.
Таким образом 10:5 это то же, что и $\frac{10}{5}$ а b:d, то же, что и $\frac{b}{d}$.

344. Если из этих трёх значений: антецедента, консеквента и соотношения даны любые два , то третье можно найти.

Пусть a= антецедент, c= консеквент, r= соотношение.
По определению $r=\frac{a}{c}$, то есть, соотношение равно антецеденту разделённому на консеквент.
Умножая на c, a = cr, то есть, антецедент равен консеквенту умноженному на соотношение.
Разделим на r, $c=\frac{a}{r}$, то есть, консеквент равен антецеденту делёному на соотношение.

Соотв. 1. Если у двух пар антецеденты и консеквенты равны, то их соотношения тоже равны.

Соотв. 2. Если у двух пар соотношения и антеценденты равны, то и консеквенты равны и если соотношения и консеквенты равны, то и антецеденты равны.

345. Если две сравниваемые величины равны , то их соотношение равно единице или соотношению равенства. Соотношение 3*6:18 равно единице, так как частное любой величины разделённой на саму себя равно 1.

Если антецедент пары больше, чем консеквент, то соотношение больше единицы. Так как делимое больше, чем делитель, то частное больше единицы. Так соотношение 18:6 равно 3. Это называется соотношение большего неравенства .

С другой стороны, если антецедент меньше , чем консеквент, то соотношение меньше единциы и это называется соотношением меньшего неравенства . Так соотношение 2:3 меньше единицы, потому что делимое меньше делителя.

346. Обратное соотношение - это соотношение двух обратных величин.
Так соотношение обратное 6 к 3 это ⅙ к ⅓, то есть ⅙:⅓.
Прямое соотношение a к b это $\frac{a}{b}$, то есть антецедент разделённый на консеквент.
Обратное соотношение это $\frac{1}{a}$:$\frac{1}{b}$ или $\frac{1}{a}.\frac{b}{1}=\frac{b}{a}$.
то есть косеквент b разделённый на антецедент a.

Отсюда обратное соотношение выражается путём инвертирования дроби , которая отображает прямое соотношение, либо, когда запись ведётся с помощью точек, инвертируя порядок записи членов .
Таким образом a относится к b обратно тому, как b к a.

347. Сложное соотношение это соотношение произведений соответствующих членов с двумя и более простыми соотношениями.
Так соотношение 6:3, равно 2
И соотношение 12:4, равно 3
Составленное из них соотношение 72:12 = 6.

Здесь сложное соотношение получается, умножая между собой два антецедента и также два консеквента простых соотношений.
Так соотношение составленное
Из соотношения a:b
И соотношения c:d
и соотношения h:y
Это соотношение $ach:bdy=\frac{ach}{bdy}$.
Сложное соотношение не отличается по своей природе от любого другого соотношения. Этот термин используется, чтобы в определённых случаях показать происхождение соотношения.

Соотв. Сложное соотношение равно произведению простых соотношений.
Соотношение a:b, равно $\frac{a}{b}$
Соотношение c:d, равно $\frac{c}{d}$
Соотношение h:y, равно $\frac{h}{y}$
И соотношение сложенное из этих трёх будет ach/bdy, что является произведением дробей, которые выражают простые соотношения.

348. Если в последовательности соотношений в каждой предыдущей паре консеквент является антецедентом в последующей, то соотношение первого антецедента и последнего консеквента равны тому, которое получено из промежуточных соотношений.
Так в ряде соотношений
a:b
b:c
c:d
d:h
соотношение a:h равно соотношению, сложенному из соотношений a:b, и b:c, и c:d, и d:h. Так сложное соотношение в последней статье равно $\frac{abcd}{bcdh}=\frac{a}{h}$, или a:h.

Таким же образом все величины, которые являются и антецедентами и консеквентами исчезнут , когда произведение дробей будет упрощено до своих младших членов и в остатке сложное соотношение будет выражаться первым антецедентом и последним консеквентом.

349. Особый класс сложных соотношений получается при умножении простого соотношения на самого себя или на другое равное соотношение. Эти соотношения называются двойными , тройными , четверными , и так далее, в соответствии с количеством операций умножения.

Соотношение, составленное из двух равных соотношений, то есть, квадрата двойным соотношением.

Составленное из трёх , то есть, куб простого соотношения, называют тройным , и так далее.

Аналогично соотношение квадратных корней двух величин, называется соотношением квадратного корня , а соотношение кубических корней - соотношением кубического корня , и так далее.
Таким образом простое соотношение a к b, равно a:b
Двойное соотношение a к b, равно a 2:b 2
Тройное соотношение a к b, равно a 3:b 3
Соотношение квадратного корня a к b, равно √a :√b
Соотношение кубического корня a к b, равно 3 √a : 3 √b , и так далее.
Термины двойной , тройной , и так далее не нужно смешивать с удвоенным , утроенным , и так далее.
Соотношение 6 к 2 равно 6:2 = 3
Удвоим это соотношение, то есть, соотношение дважды, то получим 12:2 = 6
Утроим это соотношение, то есть это соотношение трижды, то получим 18:2 = 9
А двойное соотношение, то есть квадрат соотношения, равен 6 2:2 2 = 9
И тройное соотношение, то есть куб соотношения, равен 6 3:2 3 = 27

350. Для того, чтобы величины можно соотнести друг с другом, они должны быть одинакового рода, так, чтобы можно было с уверенностью утверждать равны ли они между собой, или одна из них больше или меньше. Фут относится к дюйму, как 12 к 1: он в 12 раз больше, чем дюйм. Но нельзя, например, сказать, что час длиннее или короче, чем палка, или акр больше или меньше, чем градус. Однако, если эти величины выражены в числах , то может существовать соотношение между этими числами. То есть может существовать соотношение между количеством минут в часе и количеством шагов в миле.

351. Обратившись к природе соотношений, следующим шагом нам нужно учесть способ, каким образом скажется на самом соотношении изменение одного или двух членов, которые сравнивают между собой. Вспомним, что прямое соотношение выражается в виде дроби, где антецедет пары всегда это числитель , а консеквент - знаменатель . Тогда будет легко из свойства дробей получить, что изменения в соотношении происходят путём варьирования сравниваемых величин. Соотношение двух величин такое же как и значение дробей, каждая из которых представляет частное : числитель делённый на знаменатель. (Статья. 341.) Теперь было показано, что умножать числитель дроби на любую величину, это то же, что и умножать значение на эту же величину и что деленить числитель, это то же, что и деленить значения дроби. Поэтому,

352. Умножать антецедент пары на любую величину, значит умножать соотношения на эту величину, а делить антецедент - деленить это соотношение .
Таким образом соотношение 6:2 равное 3
И соотношение 24:2 равное 12.
Здесь антецедент и соотношение в последней паре в 4 раза больше, чем в первой.
Отношение a:b равно $\frac{a}{b}$
И отношение na:b равно $\frac{na}{b}$.

Соотв. При известном консеквенте, чем больше антецедент , тем больше соотношение , и, наоборот, чем больше соотношение, тем больше антецедент.

353. Умножая консеквент пары на любую величину, в результате получаем деление соотношения на эту величину, а деля консеквент - умножаем соотношение. Умножая знаменатель дроби, делим значение, а деля знаменатель - значение умножается..
Так соотношение 12:2 равно 6
И соотношение 12:4 равно 3.
Здесь консеквент второй пары в два раза больше, а соотношение в два раза меньше, чем первое.
Соотношение a:b равно $\frac{a}{b}$
И соотношение a:nb равно $\frac{a}{nb}$.

Соотв. При данном антецеденте, чем больше консеквент, тем меньше соотношение. И наоборот, чем больше соотношение, тем меньше консеквент.

354. Из двух последних статей следует, что умножение антецедента пары на любую величину окажет такой же эффект на соотношение, как деление консеквента на эту величину, а деление антецедента , окажет такой же эффект, как умножение консеквента .
Поэтому соотношение 8:4, равно 2
Умножая антецедент на 2, соотношение 16:4 равно 4
Разделив антецедент на 2, соотношение 8:2 равно 4.

Соотв. Любой множитель или делитель может быть перенесён от антецедента пары к консеквенту или от консеквента к антецеденту без изменения соотношения.

Стоит заметить, что когда множитель таким образом переносится от одного члена к другому, то он становится делителем, а переносимый делитель становится множителем.
Так соотношение 3.6:9 = 2
Перенеся множитель 3, $6:\frac{9}{3}=2$
то же самое соотношение.

Соотношение $\frac{ma}{y}:b=\frac{ma}{by}$
Перенеся y $ma:by=\frac{ma}{by}$
Перенеся m, a:$a:\frac{m}{by}=\frac{ma}{by}$.

355. Как очевидно из Статей. 352 и 353, если антецедент и консеквент оба умножить или разделить на одну и ту же величину, то соотношение не меняется .

Соотв. 1. Соотношение двух дробей , у которых есть общий знаменатель, такое же как отношение их числителей .
Таким образом соотношение a/n:b/n, то же самое, что и a:b.

Соотв. 2. Прямое соотношение двух дробей, у которых есть общий числитель, равно обратному соотношению их знаменателей .

356. Из статьи легко определить соотношение любых двух дробей. Если каждый член умножить на два знаменателя, то соотношение будет задано интегральными выражениями. Таким образом умножая члены пары a/b:c/d на bd, получаем $\frac{abd}{b}$:$\frac{bcd}{d}$, что становится ad:bc, путём сокращения общих величин из числителей и знаменателей.

356. b. Соотношение большего неравенства увеличивает его
Пусть соотношение большего неравенства будет задано как 1+n:1
И любое соотношение как a:b
Сложное соотношение будет (Статья. 347,) a + na:b
Что больше, чем соотношение a:b (Статья. 351. соотв.)
Но соотношение меньшего неравенства , сложенное с другим соотношением, уменьшает его.
Пусть соотношение меньшей разности 1-n:1
Любой заданное соотношение a:b
Сложное соотношение a - na:b
Что меньше, чем a:b.

357. Если к или от членов любой пары прибавить или отнять две другие величины, которые находятся в таком же соотношении, то суммы или остатки будут иметь такое же соотношение .
Пусть соотношение a:b
Будет такое же, как и c:d
Тогда соотношение суммы антецедентов к сумме консеквентов, а именно, a + c to b + d, тоже одинаковое.
То есть $\frac{a+c}{b+d}$ = $\frac{c}{d}$ = $\frac{a}{b}$.

Доказательство.

1. Согласно предположению, $\frac{a}{b}$ = $\frac{c}{d}$
2. Умножаем на b и на d, ad = bc
3. Добавляем cd к обеим сторонам, ad + cd = bc + cd
4. Делим на d, $a+c=\frac{bc+cd}{d}$
5. Делим на b + d, $\frac{a+c}{b+d}$ = $\frac{c}{d}$ = $\frac{a}{b}$.

Соотношение разницы антецедентов к разнице консеквентов также одинаковое.

358. Если в нескольких парах соотношения равны, то сумма всех антецедентоа относится к сумме всех консеквентов, как любой антецедент к своему консеквенту.
Таким образом соотношение
|12:6 = 2
|10:5 = 2
|8:4 = 2
|6:3 = 2
Таким образом соотношение (12 + 10 + 8 + 6):(6 + 5 + 4 + 3) = 2.

358. b. Соотношение большего неравенства уменьшается , добавляя ту же величину к обоим членам.
Пусть данное соотношение a+b:a или $\frac{a+b}{a}$
Добавив x к обоим членам, мы получаем a+b+x:a+x или $\frac{a+b}{a}$.

Первое становится $\frac{a^2+ab+ax+bx}{a(a+x)}$
А последнее $\frac{a^2+ab+ax}{a(a+x)}$.
Так как последний числитель очевидно меньше, чем другой, то соотношение должно быть меньше. (Статья. 351. соотв.)

Но соотношение меньшего неравенства увеличивается , добавляя одинаковую величину к обоим членам.
Пусть данное соотношение (a-b):a, или $\frac{a-b}{a}$.
Прибавив x к обоим членам, оно принимает вид (a-b+x):(a+x) или $\frac{a-b+x}{a+x}$
Приведя их к общему знаменателю,
Первый становится $\frac{a^2-ab+ax-bx}{a(a+x)}$
А последний, $\frac{a^2-ab+ax}{a(a+x)}.\frac{(a^2-ab+ax)}{a(a+x)}$.

Так как последний числитель больше, чем другой, то соотношение больше.
Если вместо добавления ту же самую величину отнять от двух членов, то очевидно, что эффект на соотношение будет обратным.

Примеры.

1. Что больше: соотношение 11:9, или соотношение 44:35?

2. Что больше: соотношение $(a+3):\frac{a}{6}$, или соотношение $(2a+7):\frac{a}{3}$?

3. Если антецедент пары равен 65, а соотношение равно 13, то какой консеквент?

4. Если консеквент пары равен 7, и соотношение равно 18, то какой антецедент?

5. Как выглядит сложное соотношение составленное из 8:7, и 2a:5b, а также (7x+1):(3y-2)?

6. Как выглядит сложное соотношение составленное из (x+y):b, и (x-y):(a + b), а также (a+b):h? Отв. (x 2 - y 2):bh.

7. Если соотношения (5x+7):(2x-3), и $(x+2):\left(\frac{x}{2}+3\right)$ образуют сложное соотношение, то какое соотношение получится: большее или меньшее неравенство? Отв. Соотношение большего неравенства.

8. Каково соотношение составленное из (x + y):a и (x - y):b, и $b:\frac{x^2-y^2}{a}$? Отв. Соотношение равенства.

9. Каково соотношение сложенное из 7:5, и удвоенного соотношения 4:9, и утроенного соотношения 3:2?
Отв. 14:15.

10. Каково соотношение составленное из 3:7, и утроенного соотношения x:y, и извлечения корня из соотношения 49:9?
Отв. x 3:y 3 .

Для решения большинства задач в математике средней школы необходимо знание по составлению пропорций. Это несложное умение поможет не только выполнять сложные упражнения из учебника, но и углубиться в саму суть математической науки. Как составить пропорцию? Сейчас разберем.

Самым простым примером является задача, где известны три параметра, а четвертый необходимо найти. Пропорции бывают, конечно, разные, но часто требуется найти по процентам какое-нибудь число. Например, всего у мальчика было десять яблок. Четвертую часть он подарил своей маме. Сколько осталось яблок у мальчика? Это самый простой пример, который позволит составить пропорцию. Главное это сделать. Изначально было десять яблок. Пусть это 100%. Это мы обозначили все его яблоки. Он отдал одну четвертую часть. 1/4=25/100. Значит, у него осталось: 100% (было изначально) - 25% (он отдал) = 75%. Эта цифра показывает процентное отношение количества оставшихся фруктов к количеству имевшихся сначала. Теперь у нас есть три числа, по которым уже можно решить пропорцию. 10 яблок - 100%, х яблок - 75%, где х - искомое количество фруктов. Как составить пропорцию? Необходимо понимать, что это такое. Математически это выглядит так. Знак равно поставлен для вашего понимания.

10 яблок = 100%;

x яблок = 75%.

Оказывается, что 10/x = 100%/75. Это и есть основное свойство пропорций. Ведь чем больше x, тем больше процентов составляет это число от исходного. Решаем эту пропорцию и получаем, что x=7,5 яблок. Почему мальчик решил отдать нецелое количество, нам неизвестно. Теперь вы знаете, как составить пропорцию. Главное, найти два соотношения, в одном из которых есть искомое неизвестное.

Решение пропорции часто сводится к простому умножению, а потом к делению. В школах детям не объясняют, почему это именно так. Хотя важно понимать, что пропорциональные отношения есть математическая классика, сама суть науки. Для решения пропорций необходимо уметь обращаться с дробями. Например, часто приходится переводить проценты в обыкновенные дроби. То есть запись 95% не подойдет. А если сразу написать 95/100, то можно провести солидные сокращения, не начиная основного подсчета. Сразу стоит сказать, что если ваша пропорция получилась с двумя неизвестными, то ее не решить. Никакой профессор вам здесь не поможет. А ваша задача, скорее всего, имеет более сложный алгоритм правильных действий.

Рассмотрим еще один пример, где нет процентов. Автомобилист купил 5 литров бензина за 150 рублей. Он подумал о том, сколько он бы заплатил за 30 литров топлива. Для решения этой задачи обозначим за x искомое количество денег. Можете самостоятельно решить эту задачу и потом проверить ответ. Если вы еще не поняли, как составить пропорцию, то смотрите. 5 литров бензина - это 150 рублей. Как и в первом примере, запишем 5л - 150р. Теперь найдем третье число. Конечно, это 30 литров. Согласитесь, что пара 30 л - х рублей уместна в данной ситуации. Перейдем на математический язык.

5 литров - 150 рублей;

30 литров - х рублей;

Решаем эту пропорцию:

x = 900 рублей.

Вот и решили. В своей задаче не забудьте проверить на адекватность ответ. Бывает, что при неправильном решении автомобили достигают нереальных скоростей в 5000 километров в час и так далее. Теперь вы знаете, как составить пропорцию. Также вы сможете ее решить. Как видите, в этом нет ничего сложного.

Рассказать друзьям