Слоновая башня. Текст песни(слова) Oxxxymiron - Башня из слоновой кости. Экипаж и умения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1964 году, у 6-го форта Каунасской крепости, был установлен на постаменте танк ИС-2. До этого танк стоял у городского музея истории. Сколько стоял и откуда появился - кануло в лету или музейный архив. Мог быть и боевой потерей, могли и с полигона привезти. Поиск в Сети ничего не дал.
В 1989 году танк-памятник был демонтирован и....исчез.

Отредактировано 04.08.2019.

Спасибо всем, участвовавшим в этом «поиске»!)


Танк на постаменте у городского исторического музея, на фоне которого он и снят.

Здание музея истории в Каунасе, где стоял танк.

Проблема с датой - 1954(9)?-й год. Курсанты-радиоэлектронщики у ИС-2. На борту танка номер - 412225.
Фото найдено по наводке tankist_31

1954 год.

1962 год. Постамент небольшой и видимо поэтому памятная табличка наварена прямо на нижний лобовой лист. Текст, увы, не рассмотреть.
Коммент от Vadim Poluskin: «
На табличке на танке была надпись приблизительно следующего содержания: «Этот танк в составе....(часть) 24 июля 1944 года первым ворвался в оккупированный немецко-фашисткими войсками город Каунас ».

Пользователь ЖЖ sergeydenisow рассказал о воспоминаниях своего отца:
«1.
Мой отец служил в Каунасе срочную службу в 1961-1963 годах, в этот период, при разборке разрушенного в войну дома, был найден подбитый танк ИС. Есть фотография танка. По словам отца, пробоина от снаряда под башней или в башне, точно не помню, но могу уточнить. Танк внутри был пустой, выгоревший ».
2. «
Расспросил отца поподробнее, вот что он рассказал. Фотография была сделана, скорее всего весной 1962 года, танк стоял на ж/д платформе около ж/д вокзала. Солдат куда-то отправляли по ж/д, там они его увидели и фотографировались. По рассказам, танк был найден при разборке разрушенного в войну дома, в танке были найдены останки экипажа. Со слов отца, под башней была ровная круглая пробоина от снаряда, внутрь танка он не заглядывал. До окончания его службы (осень 1963 года) танка на постаменте в Каунасе еще не было. По идее экипаж должен быть похоронен где-то в Каунасе, может в братской могиле, а может и имена были установлены. Отцу сейчас 75 лет, может в подробностях уже что-то и путает. Я думаю это событие наверняка освещалось в газетах местных
Вот и фото танка. Пробоина в башне затемнена, но заплата на корме не оставляет сомнения - это именно наш танк.

Но не стыкуется история с фотографиями 50-х годов. Правда опять где-то посредине. На фото часто ставят даты постфактум, а года службы не перепутаешь никогда.

Пользователь Google+ Vadim Poluskin добавляет и свою версию: « Танк в Каунас был доставлен с полигона откуда-то из Белоруссии. Ходили слухи, что от Военно-Исторического музея на Шестой Форт он ещё смог дойти своим ходом ».

У этой версии появилось даже документальное подтверждение у ув. iam_krasnoyarsk в его записи .

Фото танка в 1965 году.

1989 год. Танк увозят в неизвестном направлении. Уточнение от читатетлей: « Сам танк был вывезен из Каунаса только в 1993 году, до этого хранился на территории какого-то предприятия ».

А на месте памятника воздвигнут Крест Независимости. Во как.

В 1993 году, видимо при выводе советских войск танк был так же перевезен в Россию. Во как разрисовали.

Мой глазастый друг по Я-Ф и ЖЖ Никита- nikarios обратил внимание на идентичную пробоину в башне ИС-2, находящегося в отстойнике Кубинки. Дыра на месте памятной табличке тоже наконец обрела осмысленное объяснение. Можно сказать - а никто и не скрывал. Да, но никто и не говорил....

Информация Никиты по году выпуска этого ИС-2.

Вот фотографии явно 89-90х годов. Отмытый танк еще только привезли и бросили у каких-то дров.
Изображения взяты у mvviktor по любезной наводке
tankist31 !

Дыры в НДЛ еще нет.

ИС-2 явно "полигонный", т.к. заплат таких по всему танку достаточно.

Танк еще не расписан служивыми СА.

21-й век. Пробоина.

Башня из столовой кости

Башня из слоновой кости — символическое убежище духа от скверны повседневности, мерзости, мелочности, гнусности быта; от людей, которые не понимают, но вмешиваются; от событий, которые калечат характер и плоть; от жизни, в которой ни смысла, ни удовольствия; побег к свободе разума, радости познания, единению мысли и чувства

В главе 7 «Песни песней» — канонической книге Ветхого Завета, приписываемой царю Соломону, автор превозносит женскую красоту,

«Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои - как два козленка, двойни серны; ; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур..."

но современному значению выражения мир обязан французскому поэту Шарлю Огюстену Сент-Бёву (1804-1869), рассуждающему о творчестве писателя Альфреда де Виньи (1797-1863) «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Де Виньи настаивал на независимости личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь (Википедия)

Синонимы фразеологизма «башня из слоновой кости»

  • аристократизм духа
  • снобизм
  • замкнутость
  • уединение
  • затворничество
  • эстетство
  • мир высоких чувств

Применение выражения в литературе

    «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» (Гюстав Флобер «Письма 1830-1880»)
    «Ты царь, живи один», башня из слоновой кости, трагическая изоляция ― удел избранных, потомки сострадают» (Юрий Давыдов «Синие тюльпаны»)
    «Башня «По-французски - башня из слоновой кости, а по-русски - келья под елью», - переводил М. Осоргин» (М. Л. Гаспаров «Записи и выписки»)
    «Школьные тетрадки он мог назвать «гимназическими». Башня из слоновой кости? Но разве он напоминал эстета?» (А. Козинцев «В очах души»)
Индекс материала
Танки ИС-1 и ИС-2. Обзор экстерьера
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

Подавляющее большинство танков ИС-1 и ИС-2 вышло из сборочных цехов одного предприятия - Челябинского Кировского завода. Ремарку, связанную с эпитетом «подавляющее большинство», приходится сделать из за того, что, как часто случается, когда мы говорим о советской промышленности, периода войны, и здесь есть свое исключение - в 45-м году некоторое число ИС-2 было собрано в Ленинграде.

В данной статье вопросы, связанные с датами производства, спецификой сборочных заводов, специально рассматриваться не будут (не располагаю достаточной информацией, и не ставлю подобной задачи), работа посвящена другому вопросу, гораздо более насущному для моделиста - особенностям экстерьера танков ИС-1 и ИС-2.

Броневое литье для производства танков ИС-1 осуществлял завод №200, расположенный в Челябинске (на территории специального механического завода №78). Скорее всего на этом заводе отливались башни, командирские башенки, носовые детали и подбашенные коробки для "первенца" из семейства ИСов. Этот же завод лил аналогичные детали для танка ИС-2. Параллельно, для этого же танка, аналогичную номенклатуру деталей лил "Уральский завод тяжелого машиностроения" (УЗТМ) в г. Свердловске. Дополнительно, броневые отливки башен изготовлялись на металлургическом заводе "Серп и Молот" (г. Москва) и на Мариупольском металургическом заводе им. Ильича (г. Мариуполь) Оба завода подключились к производству башен с мая 1944-го года...

ЧАСТЬ 1. БАШНИ

Башни производства завода №200

ИС-1

Для первой модификации ИСа (и для немногочисленных КВ-85) башни отливались на заводе №200. Единственная сохранившаяся башня того периода - на КВ-85 установленном в Автово. http://legion-afv.narod.ru/KV-85.html Отличительной чертой, помимо хорошо видных и известных - симметричной крыши, слабовыпуклой маски башни - является командирская башенка, унаследованная от "Объекта 233". Ее можно определить по вырезам на корпусе башенки, предназначавшимся для размещения стаканов антенного вывода -

Командирская башенка ранних башен ИС-1, устанавливавшихся на танки КВ-85


Хорошо видно одно из двух углублений в теле башенки для антенного вывода. Сама башенка унаследована от опытного танка "Объкт 233"

Так же она имеет несколько иную форму уплощений на вертикальных стенках башни. Башенка, овальная в плане, по размерам не отличается от башенок на ИС-2.
Такие башенки, помимо танка-памятника в Автово (который, сам по себе, пример слабый - т.к. башня на нем с опытного танка) видны и на фронтовых фото КВ-85. В случае с ИС-1 - с появлением архивных фото, более высокого качетсва, так же видно, что вырезы под стаканы присутствуют.

Так же, следует обратить внимание на выпуклый "грибок" вентилятора башни - на башнях ИС-1 он был свой, специфический - опорная поверхность была шире, чем прорези под приток воздуха, длиной 130 мм. -


"Грибок" вентилятора присущий только башням ИС-1

Даже на самых первых ИС-2, если судить по фото, таких "грибков" уже не устанавливалось.

На башнях ИС-1 была технологическая выборка на нижней кромке башни, справа -

Технологическая выборка на нижней кромке башни

Основные отличительные черты самой броневой отливки башни, ни чем не отличаються от таковых на башнях ИС-2, про которые речь пойдет ниже.

ИС-2

Главной, хорошо видимой особенностью броневого литья башен этого завода является литьевой шов, в передней части башни, проходящий ниже скулы -


Литьевой шов башен завода №200

На корме башен располагались характерного вида литьевые номера – в виде кода, состоящего из литеры и цифры в числителе, и двух - трехзначной комбинации цифр в знаменателе.
На башнях ранних выпусков буквы и цифры небольшого размера, расположены в две строчки без разделительной черты - буквенно- цифровая комбинация сверху, и цифры внизу -

Литьевой номер на башне завода №200 ранних выпусков

Более поздний вид литьевого номера - появилась разделительная черта и дополнительная литера -


Литьевой номер завода №200 на башне поздних выпусков

Стоит особо выделить "раннюю" башню завода №200. Такая башня устанавливалась, как минимум, до середины марта 1944-го года. Ее отличительной особенностью является прилив на левом борту, в районе командирской башенки -


Обратите внимание на прилив ниже командирской башенки - отличительная черта "ранней" башни завода №200

несколько иная конфигурация уширения места командира, и характерный раскрой заднего листа крыши, в районе командирской башенки и антенного вывода -


Характерный вырез в заднем листе крыши, в районне командирской башенки

Такие башни комплектовались и командирскими башенками раннего типа - овальными в плане, имевшими заметные уплощения на вертикальной части (но не идентичные ком.башенке от "Объекта 233"!), смотровыми щелями длиной 12 см -


Командирская башенка пр-ва завода №200, устанавливавшаяся на башнях ИС-1 и на "ранних" башнях ИС-2

литьевые номера, судя по всему, располагались в верхней части башенки.

В последующем башни завода №200 получили форму "классического облика" - с асимметричной крышей и с командирской башенкой, длина смотровых щелей, в которой, составляла 19 см. Сама башенка, так же овальная в плане, была более сглажена. Литьевые номера располагались, как правило на верхней части башенки -


Поздняя командирская башенка производства завода №200

На примере машины из Оверлуна можно утверждать, башни, названные мной "ранними" могли комплектоваться командирскими башенками позднего облика - сглаженными, с длинными смотровыми щелями.

Так же. следует обратить внимание на трубку торсиона люка заряжающего - на ранних башнях она была короче.

Башни производства УЗТМ

Завод в Свердловске так же выпускал башни с узкой амбразурой пушки. Однако, в отличии от завода №200 УЗТМ изначально лил башни для ИС-2 "классического" облика - разработанный для "Объекта 240" - с асимметричной крышей.

На башнях, произведенных в Свердловске иной рисунок литьевого шва. Он проходит прямо по скуле -


Первый вариант литьевого шва на башнях производства УЗТМ

с бортов башни, ниже района пистолетных портов хорошо видимые, большие участки огневого реза.

Командирские башенки (овальные в плане), так же, были только одного вида - они имеют ярко выраженный срез от 6 питателей, и литьевой шов над смотровыми щелями (длина последних 19 см.) -


Командирская башенка производства УЗТМ


Задняя часть крыши, на протяжении всего периода производства, полукруглая -


Задняя часть крыши на башнях производства УЗТМ на протяжении всего периода выпуска

Литьевых номеров вообще нет ни каких -


Корма башни производства УЗТМ

Иногда! есть какие то символы (?) в виде одной или двух (парных) вертикальных полос, равных, примерно, размеру цифр на башнях, но на цифры это не похожие....


Вариант кормы башни производства УЗТМ

Многие башни производства УЗТМ имеют иное расположение литьевого шва – горизонтальное - по всему периметру башенной отливки -


Второй вариант литьевого шва на башнях УЗТМ, вероятно более поздний

Есть фотография ИС-2, на полигоне, датированная зимой 45-го года, видна именно такая башня. Но на фронтовом фото такая башня запечатлена всего единожды – танк из состава 26-го ОГв.ТТП в Праге, май 45-го …. Есть еще подозрение, что танк с такой башней попал в кадр кинохроники, относящийся к зиме-весне 45-го, хотя я не уверен на сто процентов. В любом случае - башня с горизонтальным литьевым швом, для воееного времени - весьма редкая.

Возможно такие башни производились на финальном этапе производства, и на фронт практически не попали, а их распространенность на нынешних ИСах, установленных на пьедесталах, объясняется тем, что более качественные отливки сделанные уже после завершения войны (ну или на ее финальном этапе), устанавливались при модернизации в послевоенное время. О замене башен упоминал А. Сергеев, в одной из дискуссий на форуме….

Закрывая обзор по двум заводам, которые, в том числе, производили башни с узкой амбразурой, нужно отменить некоторые, общие для них нюансы:

Узкий кожух орудия был не симетричным, относительно центра канала ствола, его левая часть, с отверстием под прицел была 13 см. шириной, а правая - 9см.

На узком кожухе четыре болта на фланце орудия не закрывались наваренными "колпачками" - эта деталь появляется только на расширенных кожухах пушки.

Поручни на башне - раннего типа - которые только сверху, огибающие корму башни с боков - если судить по сохранившимся образцам (Оверлун, фрагментарно Салантай) были из трубы, диаметром 26 мм. (приблизительно, со скидкой на погрешность замера рулеткой) на основе замера из Оверлуна

Башни завода СИМ

По информации от Юрия Пашолока этот завод получил документацию для производства башен в самом конце апреля 44-го. Достаточно долго на заводе шло налаживание производства - в мае не была принята ни одна из башен, блоее-менее дело пошло только к августу. Отливки отправлялись на УЗТМ. Отличительная черта данного завода - "каллиграфический" номер на корме башни -


Литьевой номер на башнях завода СиМ


При этом, башня имеет граненую крышу, очевидно, с лета 44-го -


Граненая крыша на башнях производства СиМ

по крайней мере, танк, поднятый в Литве, потеряный в конце июля 44-го - еще с полукруглой крышей.

Ком. башенки на них могли стоять двух типов. Как изделия завода №200 (поздние, сглаженные, с длинными смотровыми щелями), так и УЗТМ.

Литьевой шов на башнях очень похож на УЗТМ, но, примерно под пистолетным портом шов имеет небольшой прогиб книзу -


Литьевой шов на башнях производства завода СиМ

в отличии от башен производства УЗТМ, у которых этот шов прямой, опоясывающий башню по горизонтали, до того момента как не начнет подниматься по скуле.

Другие различия между СИМ и УЗТМ - по разному выглядят срезы питателей в нижней части бортов башни (для СИМ есть еще хорошовидимый питатель на корме), и вертикальные литьевые швы идущие под горизонтальным швом - на башнях СИМ.

Мариупольский металлугрический завод им. Ильича

Согласно новой информации - башни для танков ИС отлитые в Мариуполе, начали поступать на завод №200 уже в январе 44-го года!Нужно отдать должное трудовому подвигу рабочих завода - за такое короткое время наладить производство на практически полностью разрушеном предприятии. Из за большого сходства с продукцией завода №200 точно выделить мариупольские отливки не получается. Возможно, они вообще ни чем не отличались, кроме кодов литьевых номеров, в которых, без заводской документации, разобраться совершенно не реально. Пока, в качестве рабочей версии, их выделяем по более крупным литьевым номерам и грубым отливкам, хотя это, во многом, умозрительно, и не снимает всех вопросов.


Литьевой шов на башне Мариупольского завода

литьевые номера на корме башни крупнее, грубее -


Литьевой номер на башне производства Мариупольского завода

командирская башенка аналогична поздней производства завода №200. Вероятно, с лета 44-го крыша башни граненая, как и на башнях пр-ва СИМ -


Кормовой лист крыши на башне Мариупольского завода

Еще одно отличие башен из Мариуполя - форма прилива башенного кормового пулемета. Вначале он лишь немного грубоват, по сравнению с аналогичными формами на УЗТМ или СИМ (см. выше) -

Вариант прилива кормового пулемета на башнях Мариупольского завода

А в последствии трансформировался в массивный, коробчатой формы прилив -

Более коробчатая форма прилива кормового пулемета на башнях из Мариуполя


Помимо этого стоит обратить внимание на большое количество заваренных трещин в отливке башни - очевидно что в Мариуполе были определенные проблемы с литьем, т.к. завод налаживал производство в авральном режиме, сразу после освобождения в сентябре 43-го.

ЧАСТЬ 2. КОРПУС


Специфика "ломаного носа".

Все подбашенные коробки, рассчитанные на установку носовой отливки первого образца (т.н. "ломанный нос") имели одинаковый размер, в месте сопряжения с лобовой деталью - в нижней части он составлял 1600 мм.


Существует несколько разновидностей носовой отливки.


Носовая отливка завода №200

Отличительные черты:
- литьевые номера на носовой отливке, ниже люка-пробки механика-водителя. О специфике номеров пока сказать затрудняюсь, в целом, напоминают аналогичные ранние на башенных отливках (см. раздел про башни) только наоборот - сверху трехзначное число, ниже литера и цифра. Еще одна литера между ними, сбоку.

Есть несколько разновидностей этой детали, имеющих внешние отличия:


а) Отфрезерован лист, в котором расположен люк-пробка, внизу лобовой детали, по бокам, характерные прямоугольные, ярко выраженные приливы. -


Ломанный нос варианта "а"

б) Так же фрезерованный лист с люком-пробкой, но приливы сглажены -


Ломаный нос варианта "б"

в) Встречаются, так же, аналогичные отливки, в которых приливы ярко выражены, но лист не фрезерован -


Ломаный нос варианта "в"

г) Вариант, когда и лист не фрезерован, и приливы сглажены -


Ломаный нос варианта "г"

Носовая отливка УЗТМ

Наиболее узнаваемой чертой отливки этого завода является срез питателя в центре перегиба верхнего и нижнего лобового листа -


Носовая отливка производства УЗТМ

Насколько могу судить литьевых номеров на отливке нет.
Фрезеровка, осуществлялась на нижнем лобовом листе, под буксирные крюки и защелки буксирных крюков -


Нижний лобовой лист на отливке УЗТМ

тут же видна и еще одна характерная черта отливки УЗТМ - высоко расположенный горизонтальный литьевой шов, который делит нижний лобовой лист практически на две равные половины (нижняя все же несколько уже). По линии шва образованы и характерне приливы по бокам нижнего лобового листа, так же как и на литье завода №200, но, соответственно, более вытянутые в высоту.

Известен, так же, целиком фрезерованный нижний лобовой лист, пр-ва УЗТМ -


Полностью фрезерованный нижний лобовой лист на отливке УЗТМ

Насколько такое распространено - не извсестно, все же на фронтовых фото литые носовые детали УЗТМ как раз таки хорошо определяются по высоко расположенному литьевому шву.

Общей чертой, на машинах с ломанным носом, обеих заводов, было то, что окна воздуховодов, на крыше моторного отделения, были большей длины, чем на машинах со спрямленной носовой частью. Для этого в подбашенной коробке, на линии сопряжения с листом крыши моторного отделения, были сделаны вырезы глубиной 10 см. (промерял самостоятельно - могут быть погрешности).


"Удлиненное" окно воздуховода. Решетка воздуховода позднего образца, с продольной планкой

Насколько известно, решетки на ИС-1 и ранних ИС-2 не имели продольной планки ра рамке. Но когда она появилась, точно сказать не могу....


"Спрямленный нос"

Отливка завода №200

Для спрямленного носа была разработана новая подбашенная коробка - "уширенная". Ее нижняя часть, в месте сопряжения с носовой деталью, была широной 1840 мм.

При этом совершенно не исключен вариант, что литой спрямленный нос устанавливался с подбашенной коробкой раннего типа, так называемой "узкой".

Сами носовые отливки, очень условно, можно разделить на два типа - ранние и поздние.

Ранние носовые отливки имеют заметный радиус скругления при сопряжении плоскостей, образующих верхний и нижний лобовые листы -


Первый вариант спрямленного носа производства завода №200


Хорошо виден радиус по которому сопрягаются поверхности образующие лобовые листы и характерный огневой рез

Предположение о том, что такой внешний вид лобовой отливки характерен для раннего периода выпуска, основывается на том, что, танк, поднятый в Литве (потерян летом 44-го) и танк из Снегирей (ноябрьский выпуск 44-го) имеют такой вид носовой отливки.

В последующем носовая отливка немного изменилась - поверхности, образующие верхний и нижний лобовой лист сопрягались под гораздо меньшим радиусом, образуя заметное угловатое соединение. Срез питателей тоже оформлялся таким образом, что создавал угол -



Второй вариант спрямленного носа виден более острый угол по линии сопряжения ВЛД и НЛД

За обсалютную верность такого разделения ручаться на данном этапе не могу, но, опираясь на серийные номера, противоречий пока не вижу - носовые отливки, выделенные как более поздние встречаються на машинах, выпущенных в 45-м году.

К сожалению, на фронтовых фото не так просто проследить эти не силишком заметные нюансы....

Так же, к характерным нюансом, присущим заводу №200, нужно отнести петли на кормовом люке наклонного кормового листа.

Вначале они выглядели так -


Кормовой люк с петлями первого образца

В последствии на них появилась прорезь -


Второй вариант петель на кормовом люке

Сварная лобовая деталь производства УЗТМ

Под спрямленный нос, производства УЗТМ, была разработана "широкая" подбашенная коробка, ширина которой, в нижней части (в месте сопряжения), составляла 1856 мм.

Корпуса со спрямленным носом, производства УЗТМ, имели только одну внешнюю трансформацию, на протяжении всего периода производства - способ крепления нижнего лобового листа к верхнему лобовому листу, и вертикальным бортам корпуса.

Первоначально нижний лобовой лист собирался "в шип" -

Носовая часть из катаной брони производства УЗТМ с начала пр-ва, согласно утвержденным чертежам.

Хорошая, наглядная фотография, прошу не обращать внимания на цвет - этот танк, мстя за свой бессильный страх, изуродовал чешский педик по имени Дэвид Черни.

Поздние машины (на текущий момент я могу говорить о корпусах выпущенных не ранее апреля 1945 г.) имели лист без вырезов, приваренный "в накладку" -

Нижний лобовой лист, не позднее апреля 1945 г.

Важным нюансом внешнего вида, поздних корпусов, выпущенных на этом заводе, были три уголка, приваренных на раме жалюзи -


Корпус пр-ва УЗТМ. Хорошо видно три уголка, приваренных к раме жалюзи

На корпусах, выпущенных заводом №200 такого никогда не встречалось.

Петли откидного кормового люка, на корпусах УЗТМ, долгое время ни чем не отличались от таких же деталей, изготовляемых заводом №200. Возможно, они были несколько короче, но, на данный момент отсутсвует выборка по сравнению этих позиций, и утверждать подобное преждевременно.

Ближе к концу производства форма птель откидного люка изменилась -


Корма ИС-2 пр-ва УЗТМ поздних периодов выпуска. Новая форма петель на откидном кормовом люке и три уголка на раме жалюзи

Такие "треугольные" петли встречаются только на корпусах УЗТМ со спрямленным носом и обязательно сопровождаються тремя уголками на краме жалюзи. Сочетание трех уголков на раме жалюзи и "старые" петли - такой вариант возможен, а вот треугольные петли, без трех уголков на раме жалюзи - нет.

ЧАСТЬ 3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, МТО, И ПРОЧЕЕ....


Танки ИС-1 не имели первого услиленного балансира.

На танках ИС-1 и на ранних ИС-2 (точно период указать не готов, но есть предположение что на всех машинах с "ломаным носом") устанавливались поддерживающие катки без больших отверстий облегчения, схожие с катками КВ-1 -

Поддерживающий каток ИС-1 и ИС-2 ранних периодов выпуска

В последующем устанавливались катки "классического" вида -

Поддерживающий каток ИС-2 , предположительно с лета 44-го года

На ранних машинах (если судить по сохранившимся машинам - минимум до марта 44-го) механизм натяжения гусеницы приваривался выско, над линией, на которой располагались ограничители хода балансира -


левый борт ИС-2 раннего периода выпуска

при этом первый ограничитель хода балансира, по правому борту, приваривался вертикально -


правый борт ИС-2 раннего периода выпуска. Ограничитель хода приварен вертикально.

В последующем, механизмы натяжения гусениц опустили ниже, установив их ниже линии, на которой располагались ограничители хода балансиров. Чтобы разместить правый механизм натяжения гусеницы, первый ограничитель хода балансира, по правому борту, стали приваривать наклонно -


Ограничитель хода балнсира, по правому борту, наклоненный к корме танка

Еще одна черта ранних машин - кнопка связи экипажа с десантом. На ИС-1 и на ранних ИС-2 она располагалась по левому борту, между кронштейнами внешних топливных баков -

ИС-2 выпуска февраля 44-го. Между внешних топливных баков видно кнопку для связи с экипажем

Питание подводилось проводом, который помещался в трубке, выведенной через окно левого воздуховода -


Окно левого воздуховода. В районе ближнего угла, накладной рамы с сеткой, виден вывод трубки с кабелем, подведенном к кнопке.

На ранних машинах кормовые габариты устанавливались на корме крыши моторного отделения, за колпаками выхлопных патрубков -


Расположение габарита и проушины для талрепа в кормовой части крыши моторного отделения


а проушины, для крепления талрепа, приваривались в районе среза наклонного бортового листа. Такое расположение этих деталей характерно для ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков.

В последующем, кнопку переместили на корму. Очевидно, какое то время (встречается чаще на машинах УЗТМ с ломаным носом), кнопка располагалась на срезе верхнего бортового листа -


Кнопка на корме корпуса, с левой стороны.

Причем трубка для кабеля подводилась из прежней точки, через окно воздуховода.

В последствии, кнопка "перекочевала" на правый борт -


Кнопка на правой стороне кормы и габарит приваренный к борту корпуса

Примерно в это же время кормовые габариты перенесли с крыши моторного отделения на борта корпуса. Трубка с кабелем подводилась либо к правому кормовому габариту, либо выводилась через щель в стыке крыши моторного отделения и наклонного кормового листа.

Такое расположение кнопки было стандартным для машин со спрямленным носом, а на машинах с "ломаным носом" в период весны- лета 44-го определенная чехарда с ее расположением, которою не получается привязать к заводам-изготовителям корпусов, и к периоду выпуска....

Проушины талрепов со временем были перенесены на верхний срез бортового листа. Это стало типичным для машин со спрямленным носом, но в период весны-лета 44-го встречаються самые различные комбинации.

Надмоторный люк, первоначально (на танках ИС-1 и на ИС-2 ранних выпусков) имел один рым-болт с кольцом -


Надмоторный люк на ИС-1 и ИС-2 ранних выпусков

В последствии, вероятно к лету 44-го, рым-болтов стало два -


Надмоторный люк позднего типа

Важной чертой танков ИС-1 и ранних ИС-2 (как минимум до середины декабря 1943-го года) было наличие трех болтов по углам наклонногого кормового листа, в верхнем ряду -


По углам наклонного кормового листа по три болта


В левом углу наклонного кормового листа видно три болта. ИС-2 с серийным номером 122-31221, декабрь 1943 г.

Танки ИС-2, выпущенные уже в январе 44-го года (возможно говорить о 16-й машине выпуска января 44-го) уже имели "стандартный" набор болтов по углам верхней части кормового листа - по два, с каждой стороны.

В заключение стоит обратить внимание на пару моментов, которые напрямую не связаны с выпуском танков ИС-2, а касаются их модернизации уже после войны, в период с 1951 -1957 гг..

Весь период выпуска ИС-2 на нем устанавливался грязеочиститель только одного вида. Вот такой -


Грязеочиститель танков ИС-1 и ИС-2

Иной вид грязеочистителя (от танка ИС-3) появился только в процессе модернизации.

Расположение замков, на круглых кормовых люках доступа к трансмиссии, в военный период, было горизонтальным, т.е. параллельно поперечным плоскостям крыши и днища танка -


Расположение замков на круглом люке доступа к трансмиссии

На подавляющем большинстве танков ИС-2, дошедших до наших дней, на этих люках замки расположены по другому - по диоганали. Однако, ни на одном фронтовом фото, где сняты танки ИС (и самоходы на их базе) такого расположения замков не встречается. Люки, с диоганальным расположением замков, стоят на танках ИС-3, и, очевидно, на танках ИС-2 они появились так же, в процессе модернизации.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАВОД-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПО

КОРМЕ?

Часто, выбирая модель для прототипа, мы видим много интересных черт и нюансов (яркий пример - ИС-2 7 Гв.ТТБр. в Берлине, с бортовым номером №434" и именем "Боевая подруга", на корме башни), но не можем определить, какой же корпус был использован для постройки этого ИСа?

Некоторые наблюдения могут помочь в этом деле, при условии что видно корму корпуса....

Самые ранние ИСы, с ломаным носом пр-ва завода №200, имели вот такое расположение рымов на ВКД -


Исходное положение рымов на корме, сверху, и на откидном люке, по версии з-да №200

В это же время, машины с ломанным носом, пр-ва УЗТМ имели несколько иное расположение этих элементов - см. верхние рымы на корме -


Исходное положение рымов по версии УЗТМ, на машинах с ломаным носом

Частично, такая схема, через какое то время, была принята и на заводе №200, машины со спрямленным носом повсеместно ее демонстрируют -


Пример изменения расположения рымов на корпусе з-да №200. Корпус поздний, петли прорезные

В данном случае, особо обращаю внимание на изменение расположение рыма на откидной части верхнего кормового листа - он расположен достаточно высоко, совсем рядом со вторым болтом, из вертикального ряда. Теперь расположение рымов на кормовых деталях полностью отличается от аналогичного по версии завода УЗТМ.

Подобная схема появилась еще на ранних корпусах с спрямленными носами пр-ва завода №200. В частности мы это видим на машине сентябрьского выпуска, ныне стоит в музее Fort IX Czerniakowski г.Варшава, Игорь Перепелица делал на него отличный фотообход -



Два фото кормы корпуса з-да №200, машина выпуска сентября 44г. Ранний корпус с литым спрямленным носом, петли без прорезей

Кстати, именно по этой машине фирма TAMIYA делала свою модель, и. весьма точно передала основные нюансы прототипа.

Но, вернемся к нашим баранам...

На УЗТМ продолжали двигать рымы по корме.
Со временем рымы в верхней части кормового листа передвинули еще ближе к центру, таким образом, что они стали располагаться непосредственно по сторонам от кронштейна орудия по походному -


Корма корпуса з-да УЗТМ, соотвествует архивному фото танка, с гос. испытаний, выпуска августа 44-го года. Петли еще не имеют треугольного основания

И тут есть еще один нюанс - не все танки УЗТМ им располагали!
Это видно и на фото ИС-2 из Лешан (совершенно чистая броня там, где должны быть приварки опор кронштейна орудия), которое я привел выше, так же встерчается на некоторых фронтовых фото. в т.ч. и периода 45-го года...

При появлении треугольных петель откидного люка, на корпусах УЗТМ, расположение рымов вначале не изменилось -


Корпус пр-ва УЗТМ, лобовой лист "в шип", номер, к сожалению, не известен. Это бывший памятник в Каунасе, сейчас в Нижнекамске.

Однако, самые поздние танки,(пока можно говорить об апреле 45-го), с НЛД в накладку, демонстрируют еще одно изменение в расположении рымов, на откидном кормовом люке -


Поздний вариант кормы корпуса УЗТМ. Такое расположение рымов подтверждается фронтовыми фото периода зимы-весны 45-го года.


Пример практическиой ценности этих наблюдений таков - с очень высокой долей вероятности, сейчас можно утверждать, что знаменитый танк №434 "Боевая Подруга" имеет корпус с литым носом.

Данный перечень нюансов не является исчерпывающим, т.к. постоянно выявляются и подмечаются новые детали. Большинство изменений во внешнем облике этого танка не привязаны к датам, эти материалы еще ждут своего исследователя в архивах....

Выражаю большую благодарность Владимиру Шайкину - создателю сайта LEGION AFV http://legion-afv.narod.ru/ , всем его авторам, которые наполняли его материалом, а так же Игорю Перепелице - за многие полезные фотообходы на его сайте http://modelizm.forum2x2.ru/forum , Олегу Леонову, Юрию Пашолоку, Александру Сергееву - за интересные дискусси и ценные материалы, а так же всем тем, кто фотографировал в разных музеях танки ИС-2 и выкладывал их в свободный доступ в Сеть. Все фотографии были использованы исключительно в некомерческих целях.

Всем большое спасибо за помощь!


В данной статье рассмотрим, чем знаменательны танки серии ИС, их вклад в мировую военную науку. Данная серия тяжёлых советских танков разрабатывалась и выпускалась во время Второй Мировой Войны и в послевоенное время и была названа в честь советского вождя Иосифа Сталина. Ниже приведён обзор всех танков данного семейства.

ИС 1

Танк ИС 1 и танк ИС 2 являются первыми в серии тяжёлых танков ИС. Были разработаны в период Великой Отечественной войны и начали выпускаться в 1943 году. За основу были взяты советские танки КВ 1 и КВ 13. Предпосылкой для создания новых танков стало появление на вооружении немецкой армии танков модели «Тигр «.

Боевое применение ИС 1 в истории Великой Отечественной войны было неудачным, поскольку орудия танка не всегда могли пробить броню боевых машин противника.

ИС 2

ТТХ ИС 2 не имело отличий от ИС 1, вес составляет 46 тонн, однако на танк было установлено более мощное вооружение (122 мм. пушка), поэтому было принято решение о широком производстве именно этой модели. Скорострельность орудия согласно описанию составляла 3-4 выстрела в минуту, однако по описанию очевидцев, в условиях боевых действий скорострельность могла достигать 5-6 выстрелов в минуту.

Боевое применение ИС 2 сложно переоценить. Танковые дивизии лучшим образом зарекомендовали себя при штурме городов, которые в то время представляли собой неприступные крепости. Также благодаря тяжелому вооружению, ИС 2 отлично показал себя в столкновениях с немецкими «Пантерами» и «Тиграми».

На основе ИС 2 также были разработаны и выпущены в производство тяжёлые истребители танков ИСУ-122 и ИСУ-122С, в которых были значительно переработаны системы пушек.

Всё же модель имела слабые места, такие как слабое бронирование и ненадёжный двигатель, поэтому советским командованием принято решение о разработке схем последующих моделей.

ИС 3

Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название «Кировец-1» была начата летом 1944 года.

Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.

Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище «Щука».

Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места — выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.

ИС 4

Работа над чертежами модели нового танка была начата в 1944 году. Танк ИС 4 был окончательно разработан и принят на вооружение СССР в 1947 году. Модель является продолжением ИС 2, однако имеет более прочное бронирование. Вес танка составлял около 60 тонн, из-за чего было принято решение установить более мощные двигатели В-12 мощностью 750 л.с. (до этого на танки данного семейства устанавливались двигатели мощностью 520 л.с.).

В ходе эксплуатации было выявлено, что танк имеет слабые места. Например, масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов того времени, схема трансмиссии оказалась весьма ненадёжной, поэтому после выпуска небольшой серии, танк был снят с производства.

ИС 5

Танк ИС 5 имел практически идентичную конструкцию с ИС 4. Главным отличием стала 100-мм пушка С-34, которая, однако, не смогла зарекомендовать себя. Вследствие этого, ИС 5 так и остался опытным образцом. Несмотря на это, история ИС 5 не заканчивается, один из вариантов танка, объект 730 стал родоначальником последующей модели ИС 8.

ИС 6

Ещё одной моделью, которая можно сказать осталась лишь в чертежах и схемах, стал танк ИС 6. Разработка танка была начата в 1943 году. Модель имела некоторые новшества по сравнению со своими предшественниками. Например, схема танка предусматривала электромеханическую трансмиссию. Однако ттх танка не имели явных преимуществ перед серийными моделями ИС 2 и ИС 3, поэтому советским командованием было принято решение о закрытии проекта.

ИС 7

Работа над чертежами танка ИС 7 началась в 1945 году, а первые испытания были проведены в 1947. За основу танка была взята модель ИС 3, но имел ряд изменений:

экипаж увеличен до 5 человек (из-за достаточно большого веса снарядов был добавлен второй заряжающий)
130-мм пушка С-70, которая была разработана на основе морского корабельного орудия
полуавтоматический затвор орудия, что позволяло увеличить скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту

Носовая часть танка была спроектирована по схеме «щучий нос», как и у предшественника, однако бронирование модели было увеличено.

Башня ИС 7 имела очень большие размеры из-за установленного количества брони, однако отличалась небольшой высотой.

Обзор танка позволяет сделать вывод, что большинство его характеристик обогнали своё время, однако танк так и не приняли на вооружение.

На основе ИС 7 также разрабатывались варианты самоходных артиллерийских установок, но они также остались лишь прототипами.

ИС 8

Работа над танком ИС 8 началась в 1944 году. Существовали модификации данной машины ИС 9 и ИС 10, однако после смерти Иосифа Сталина было принято решение переименовать модель в Т-10. Благодаря своим характеристикам, в 1954 году танк принят к производству и выпускался до 1966 года, а на вооружении состоял аж до 1993, то есть практически 40 лет. Несмотря на это, танк так и не принимал участия ни в одном бою.

Танк, как и его предшественник ИС 3, имел «щучий нос», но более мощное бронирование. Вес танка составляет около 50 тонн. На ИС 8 была установлена уже зарекомендовавшая себя 122-мм пушка. Также дополнительно танк оснащался двумя 12.7-мм пулемётами . Первый был спаренным с основным орудием, второй имел турельную конструкцию и размещался на крыше башни. В более поздних модификациях вместо ДШКМ устанавливались 14.5-мм пулемёты КПВТ .

На основе Т-10 (ИС 8) было создано несколько модификаций танков:

  • Т-10А — на модель была установлена новая пушка со стабилизатором вертикальной плоскости, появление прибора ночного видения
  • Т-10Б — установлена усовершенствованная система прицеливания
  • Т-10БК — командирский вариант Т-10Б
  • Т-10М — разработанный и выпущенный в 1957 году, танк имел несколько новшеств: усовершенствованная 122-мм пушка, измененная и усиленная конструкция башни, противоатомная защита.

Также Т-10 (ИС 8) стал основой для создания таких машин, как:

  • объект 268 — самоходная артиллерийская установка (САУ)
  • ТЭС-3 — передвижная атомная электростанция
  • РТ-15 и РТ-20 — пусковые установки, созданные на основе шасси Т-10
  • 2Б1 — самоходная миномётная установка, предназначенная для стрельбы ядерными боеприпасами

Однако большинство этих и других разработок остались лишь на схемах и чертежах.

Заключение

Данный обзор даёт информацию о том, что начиная с Великой Отечественной войны и практически до конца 20 века танки серии ИС имели большое значение в военной истории. Т-10 (ИС 8) является одним из последних тяжёлых танков в мире. Поскольку современное вооружение армии имеет огромную боевую мощь, броня тяжёлых танков стала менее актуальной. Боевое применение находят лёгкие и средние танки, способные справляться с большим количеством задач в условиях молниеносных боевых действий.

Видео о танках ИС

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Рассказать друзьям