Эффект проекции в психологии человека. Характеристика психологического механизма проекции. Проективные методы, их классификация Пример проекции в психологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир человеческих отношений сложен и, к сожалению, не всегда приносит нам радость. Нередки моменты, которые вызывают и горечь, или разочарование. Это тяжелые чувства, от которых хотелось бы избавиться, и человек неосознанно научился защищать свою психику от чрезмерных перегрузок и негатива. Первым изучил и описал З. Фрейд, определив, что одним из наиболее древних и примитивных механизмов является проекция.

Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.

Проекция, как и другая психологическая защита, необходима нам, так как она предохраняет психику от и помогает строить отношения с окружающими. Но зная минусы и опасности проекции, нужно контролировать свои мысли и поведение, ограничивать свое стремление сваливать все на других и винить их во всех бедах.

У кого чего болит, тот о том и говорит.

ПРОЕКЦИЯ\ИНТРОЕКЦИЯ

По мнению психоаналитиков, проекция и интроекция считаются одними из самых примитивных защитных механизмов.

Истоки формирования проекции и интроекции уходят в раннее младенчество, когда ребенок еще не может разделять то, что происходит внутри и что - вовне. Он воспринимает себя, окружающую среду и непосредственно заботящееся лицо (чаще маму), как единое целое. Например, сильно вспотев, малыш будет ощущать общий дискомфорт. Он не сможет дифференцировать причину своего состояния, точно определив, поднялась ли у него высокая температура, жарко ли ему в объятиях матери или же в помещении стало душно. На этом этапе и начинают действовать защитные механизмы проекция и интроекция. Ребенок ошибочно может воспринимать процессы, происходящие внутри, как внешние (проекция), и наоборот, внешние процессы, как происходящие внутри (интроекция).

ПРОЕКЦИЯ
Проекция – это низший защитный механизм психики, который имеет "две стороны медали". С одной стороны, проекция является основой формирования эмпатии, возможности понимания других людей за счет проецирования собственного опыта на них. К примеру, подросток, который явился невольным свидетелем неприятной сцены конфликта матери и дочери на остановке, скорее всего, будет испытывать сочувствие к девочке и злость к женщине, проецируя свой опыт непростых отношений со своей матерью, если таковые имеют место быть. А стоящая на этой же остановке женщина, наоборот, вспоминая утреннюю перебранку с сыном, проникнется сопереживанием к матери и раздражением к девочке.

С другой стороны, проекция обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей личностной целостности посредством приписывания собственных неприемлемых или неприятных по тем или иным причинам качеств, ощущений, чувств, потребностей другим.

Например, человек не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно точно «считывать» это в других людях. Так, мужчина с гомосексуальными чертами, не признавая их в себе, может легко улавливать их в других. Или женщина, будучи "рабочей лошадкой" и одна воспитывая детей, может рьяно осуждать "содержанок" и "бездельниц", не признаваясь себе в том, что завидует неприемлемому для нее стиль жизни и способу построения отношений с мужчинами, но в то же время отчасти желанному (в смысле переложения бремени забот на мужчину).

Также действие защитного механизма проекции характерно для людей, у которых внутреннее «Я» постоянно находится под строгим самоконтролем. Такие люди постоянно занимаются морализаторством, могут быть большими педантами или проявлять ханжество по отношению к окружающим. Зачастую, это влечет за собой формирование двух параллельных позиций: недоверия к другим людям и страх перед ними. Собственная агрессия отрицается по принципу: "это не я к нему испытываю неприязнь, а это он меня ненавидит!" В этом случае человек будет враждебно воспринимать окружающих и постоянно «защищаться» от бессовестных или опасных «злопыхателей». Наверное, в каждом многоквартирном доме можно встретить такой типаж женщины, являющейся либо домкомом, либо старшей по подъезду. Такой образ мастерски передала Нонна Мордюкова в комедии «Бриллиантовая рука». «Общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ нарочито критиковала своих соседей за их свободные нравы и неблагочестивые поступки, пытаясь отчаянно вывести всех на чистую воду… «Может, там собака - друг человека, а у нас управдом - друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать - отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека». У гражданки Плющ вытесненные чувства недоверия и страха коренились в ней самой и бессознательно переносились на окружающих, в ответ, пробуждая в ней чувства одиночества, изолированности, зависти и злости.

Проекция в своих разрушительных проявлениях может наносить колоссальный урон межличностным отношениям. На партнера могут проецироваться различные негативные характеристики, что может вызывать проблемы в паре. Проецируемый может ощущать себя непонятым в отношениях, и, то и дело, начинать действовать в ответ на свою же негативную проекцию. Например, девушка, постоянно предъявляющая претензии своему партнеру в том, что он ее не любит, не ценит, не уважает, сама не осознает свою неприязнь к нему в связи с текущими невысказанными претензиями или прошлыми конфликтами из детства (во всех его словах ей видится критика, что является отголоском тех перфекционистских требований, что всегда ей предъявлял отец). Ей бессознательно легче приписать ему такие чувства и требования и закатывать истерики, вызывая, по меньшей мере, у него (искренне любящего ее) недоумение.

Если защитный механизм проекция является основным способом взаимодействия с окружающим миром, то такому человеку сложно жить без "страха и упрека". Первым шагом, избавляющим от всеобъемлющего негативного воздействия проекции, является сосредоточение личности на содержании своих претензий миру и признание своих недостатков и неосознанных желаний.

ИНТРОЕКЦИЯ

Интроекция - это низший защитный механизм психики, при котором человек "вбирает" в свой внутренний мир взгляды, мотивы и установки значимых в его жизни людей. В раннем детстве у ребенка формирование представлений о себе и об окружающем мире происходит через работу этого механизма.

Как родители воспринимают свое дитя, что транслируют ему, какими принципами руководствуются по жизни, - то и будет являться основой его самоотношения и его мировоззрения, в целом. Какие-то усвоенные правила, устои, убеждения (интроекты) могут трансформироваться при взаимодействии с другими для ребенка авторитетами или с происходящими событиями, а какие-то, основательно закрепятся и станут частью его личности. Осмысление, переработка и принятие (отказ) интроецированного содержания психики происходит в течение всей жизни человека, однако у многих людей такие "интроекты" "проглочены" целиком, как каша в детстве под строгим взором мамы, и работают изнутри как определенные "команды для действия", будучи совсем сознательно не переработаны на предмет соответствия актуальной реальности.

Например, молодая женщина считает себя непривлекательной, неинтересной и недостойной хороших отношений с мужчиной. В процессе работы с психотерапевтом выясняется, что в семье ее считали дурнушкой и постоянно сравнивали со старшей сестрой, которая, по мнению родителей, была умной, сообразительной и впридачу пользовалась популярностью у молодых людей. С детства Светлана слышала от мамы: « Ну, кто тебя «такую» полюбит?! Посмотри на свою сестру, лучше бы брала с нее пример! И ведь бывает такое, чтоб две девицы от одних родителей и такие разные?! Может, тебя в роддоме подменили?». Не трудно догадаться, какие интроекты про саму себя усвоила Светлана при таком отношении матери. Девочке гораздо легче было согласиться с тем, что она плохая от природы, что не достойна хорошего отношения, чем предположить, что мама желает ей зла или попросту не любит. В этом и состоят защитные функции интроецирования.

Множество негативных последствий может вызывать работающий механизм интроекция в межличностных отношениях и в социальной деятельности. Это проявляется в нереалистичных ожиданиях от других людей или от себя, неспособности признавать альтернативную точку зрения и невозможности с уважением принимать "инаковость" другого.

К примеру, на слушании дела по расторжению брака, женщина называет причины, по которым хочет расстаться со своим мужем. «Игорь считает, свое мнение истинным и неоспоримым! Котлеты – «правильные», только тогда, когда приготовлены по рецепту свекрови. Мальчику должно заниматься на скрипке - только это разовьет ребенка и ничего, что у сына большая тяга к баскетболу и при этом отличные данные. Или, лучший отпуск для всей семьи – дача! Даже на работе его частенько лишают премии, потому что он считает свои действия наиболее верными, в отличие от коллег, включая начальника. Боюсь, что скоро он так же потеряет работу, как потерял свою семью! ...». По-видимому, этой женщине и правда, очень сложно было противостоять жестким интроектам своего мужа, а мужу в свою очередь было сложно отказаться или пересмотреть хотя бы некоторые из них.

Еще один негативный эффект может достигаться при действии защитного механизма интроекции. Когда человек лишен возможности анализировать, сравнивать, опровергать и доказывать что-либо, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей. Например, Елена с детства усвоила несколько «истин» (интроектов): старших нужно уважать и нельзя им перечить; авторитетные фигуры всегда знают лучше. В детской поликлинике Елена не усомнится в рекомендациях неопытного педиатра, даже если они будут идти в разрез со всеми объективными обстоятельствами, так как существует внутренняя установка – «врач знает лучше». Или коллеге, на той же должностной позиции, что и она сама, но по возрасту старше, легко будет манипулировать Еленой, скидывая на нее свои обязанности. Она часто будет перерабатывать, задерживаясь в офисе допоздна. Женщине в целом очень сложно отказывать и отстаивать себя перед людьми старшего возраста, так как в ее восприятии это проявление неуважения, за которое в детстве сильно наказывали.

Часто механизм интроекция используется в обычной жизни. Так люди, прожившие определенное количество лет вместе, часто становятся похожи друг на друга. Супруги могут перенимать привычки, словесные выражения и даже определенные взгляды на жизнь своего партнера. Случается, что некоторые хозяева домашних животных начинают чем-то походить на своих питомцев или наоборот.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Многими исследователями проективная идентификация рассматривается как соединение проективного и интроективного механизмов.

Проективная идентификация - психический процесс, который относится к примитивным механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека воздействовать на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя (идентифицировался) в соответствии с бессознательной фантазией (проекцией) данного человека о различных особенностях мыслей, эмоций и действий Другого.

Впервые этот защитный механизм был описан известным психоаналитиком Мелани Кляйн. В раннем детстве до появления речи ребенок, чтобы донести до матери свои потребности, использует "аффективную трансляцию", т.е. проецирует на мать определенные чувства и желания, чтобы та вела себя в соответствии с ними. Действительно, нередко, по типу плача ребенка мать откуда-то "знает", что ребенку надо именно сейчас сменить памперс, а не покормить или укачать. В дальнейшем предполагается, что человек станет осмысливать свой опыт и выражать потребности с помощью речи, однако люди с нарушением системы эмоциональной саморегуляции продолжают и во взрослом возрасте пользоваться инфантильным "механизмом", чтобы донести свои потребности до окружающих или избавиться от эмоционального напряжения. Например, всем известны люди с поведением "жертвы", которые прямо о помощи не просят, но так горько жалуются, что вскоре находится "спасатель", готовый исполнить именно то, что надо. Надо отметить, что именно данный механизм лежит в основе большинства эмоциональных манипуляций.

Хорошей иллюстрацией работы проективной идентификации может послужить взаимодействие клиента (Виталия) и официанта одним вечером в ресторане. Накануне у Виталия произошел неприятный разговор с начальником отдела и директором по развитию, его обвинили в постоянном подрыве рабочего процесса. Виталию, который вечером пришел поужинать в ресторан, «показалось», что официант отнесся к нему недружелюбно, с неприязнью. Не осознавая свое собственное раздражение и злость после выговора, он спроецировал свои чувства на официанта. Весь этот вечер Виталий бессознательно вел себя с официантом провокативно по-хамски, якобы в ответ на изначально предвзятое отношение гарсона, что, в конце концов, и правда, привело грубости со стороны работника ресторана, а Виталий "убедился" в который раз, что "с первого взгляда" разбирается в людях. Таким же образом, чтобы не признавать обоснованность обвинений коллег и свои негативные чувства по этому поводу, Виталий убеждает себя во враждебном отношении сотрудников и начальника к своей персоне и сам же и вызывает их неприязнь через использование проективной идентификации. Такая хитрая бессознательная манипуляция помогает ему немного снять внутреннее напряжение и сохранить свой "хороший" образ.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что примитивные защитные механизмы являются важным базисом для формирования и нормального развития психики человека. При этом эти же механизмы могут играть с ним злую шутку, если преобладают в "онлайн-режиме» большую часть взрослой жизни, тотально снижая его критичность и не давая возможность анализировать происходящее с различных позиций. Для большей адаптивности человека в его психике должна преобладать работа высших защитных механизмов, о которых пойдет речь в наших следующих публикациях.

Статья по низшим защитным механизмам № 1 в публикации

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    Проекция -вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество.

    Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.

    Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм - процесс уподобления окружающий людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту как к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свой рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.

    При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо --по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем итд.

    Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемым и реальным образами «Я», который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка -ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

    Р.М. Грановская

    - (лат. projectio бросание вперёд): В Викисловаре есть статья «проекция» … Википедия

    проекция - Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия). Краткий толко … Большая психологическая энциклопедия

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ) - – одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека. Психология Я характеризуется смещением акцента… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Аналитическая психология одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875 1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для которых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для… … Философская энциклопедия

    Рассказать друзьям