Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие Первое занятие по грамоте в подготовительной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

За основу взят материал учителя начальных классов Пановой Н.Ю. МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание; мелкую моторику.

Закреплять знания детей о звуках и буквах, навык чтения по слогам; умение делить слова на слоги, определять местонахождение звука в слове.

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предупредить переутомление детей на занятии.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, текст письма в конверте, карточки с заданием «Узнавай-ка», карандаши, воздушные шарики.

Ход занятия

На зкране заставка «Путешествие в Буквоград» (слайд № 1)

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.(слайд № 2)

Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо из сказочного города Буквограда для детей подготовительной группы, то есть для вас! Прочитаем письмо?(Педагог открывает конверт, достает письмо, читает его)

Текст письма:

Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители сказочного города Буквограда. Мы узнали, что вы ходите в подготовительную к школе группу и выучили все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому мы хотим пригласить вас в гости в наш волшебный город. Жители Буквограда приготовили для вас интересные игры и увлекательные приключения. С нетерпеньем ждем вас, приезжайте поскорее.

Жители Буквограда

Ну что, отправимся сегодня в гости в сказочный город Буквоград?

А кто же живет в Буквограде?

Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в гостях.

А на чем мы поедем? (дети предлагают варианты)

(слайд № 3)

Ой, смотрите, а вот и поезд, давайте поедем на нем!

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2)Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3)Какими бывают согласные звуки?

4)Какие звуки всегда бывают только твёрдыми?(ж, ш, ц)

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч,щ)

6)Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

8)Какие буквы не имеют звука?

Мы можем отправляться в Буквоград!

(Звучит гудок поезда и стук колёс)

Закрываем глаза и под звуки движущегося поезда представляем, как мы едем, проезжаем города и села.

(слайд № 4)

Открываем глаза: мы в Буквограде! Давайте прогуляемся по улицам этого чудесного города!

(слайд № 5)

Ой, смотрите, мы попали на улицу, которая называется… (дети читают) («Угадай-ка»,). Жители Буквограда предлагают нам отгадать загадки.(слайды № 6-11)

Дети отгадывают загадки.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие. (слайд № 12)

Мы с вами оказались на следующей улице. Прочитайте и скажите её название. («Сочиняй-ка») Это очень интересная улица, здесь любят гулять буквы и образовывать слоги. Они приглашают нас с ними поиграть. Давайте посмотрим, какие слоги гуляют сейчас по улице и придумаем слова, начинающиеся на эти слоги.

(слайд №13)

Смотрите, ребята, мы пришли на улицу… (дети читают) («Путешествий»)

А вот и наш поезд. Буквы тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. Сейчас слева от паровозика будут появляться буквы. Что обозначают буквы? Я буду называть слова со звуком, который обозначается этой буквой. Вы будете внимательно слушать слова. Если звук, который обозначается этой буквой, находится в начале слова, то букву мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Слова:

К-кот М-компот И- кит

П- гриб Т- рот

А-аист

Молодцы, ребятки, все буквы правильно рассадили по вагончикам и мы можем двигаться дальше.

(слайд № 14)

Смотрите, ребята, мы попали на улицу «Заблудившихся букв». Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им?

Дети выполняют задание. (слайды № 15-19)

Жители этой улицы благодарят вас за помощь и предлагают немного с ними потанцевать. (слайд №20) Звучит музыка «Зверобика»- дети танцуют.

Молодцы! Мы идем на следующую улицу.

(слайд № 21)

Смотрите, ребята, куда мы попали? (на поляну игр ). Буквы решили поиграть с нами в прятки. Они образовали слова и спрятались от нас. Давайте отыщем их и составим с ними предложения.

Дети выполняют задание.

Здорово! Мы поиграли и отыскали все буквы! Движемся дальше!

(слайд № 22)

Посмотрите, где же мы с вами находимся сейчас?

Что за улица расположилась вдоль реки?(«Сказочная»)

Здесь живут слова-названия сказочных героев. Всех их вы хорошо знаете.

Сказочные герои перепутали свои дома. Герой, название которого состоит из одного слога живёт в домике с одним окошком и т.д. Дети, давайте поможем героям вернуться в свои дома.

Дети выполняют задание. (слайды №23-24)

Мы попали в переулок. Какое он носит название? («Узнавай-ка») Мне кажется, здесь побывал злой дед-Буквоед, который любит питаться буквами. Хорошо, что мы с вами вовремя пришли, и он не успел съесть все буквы. (слайд № 26)

Смотрите, что от них осталось. Нам нужно помочь буквам: узнать и дописать их.

Дети садятся за столы и выполняют задание, свои выполненные работы выставляют на мольберт.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

В память о нашем путешествии в город Буквоград жители сказочного города дарят вам воздушные шары! (слайд № 27)

А нам пора возвращаться в родной детский сад.

Смотрите, а вот и поезд. (слайд № 28)

Закроем глаза и под звуки поезда отправимся домой. (звучит гудок поезда и стук колёс)

Открывайте глазки. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

1. Закреплять навыки:

поиска анонимов;

знания гласных и согласных звуков;

составления слов из слогов;

2. Расширять словарный запас (следопыты, талисман);

3. Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;

4. Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.

Оборудование и материалы: письмо от следопытов, монетки с буквами по кол-ву детей, 2 ведра с прикрепленными к дну магнитами - удочки, 2 обруча – колодца, 2 бочки со словами, буквы – капельки ы и и с прикрепленными к ним магнитиками, чудесное колесо, мяч, карточки для разминки «Веселые человечки», камни со слогами, карта, талисманы в форме сердца с ребусом для разгадывания, карточки для цепочки слов, карандаши по кол – детей, 2 стола, 2 листа бумаги, стрелки, карточки с цифрами от 1 до 6, музыкальное сопровождение.

Ход занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно (зачитывает письмо)

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Волшебной Страны Слов.

Следопыты это те люди, которые первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого отправляем вам карту, по которой вам надо отправиться в путешествие, где вы будете выполнять различные задания. Чтобы быстрее пройти путь, вам надо разделиться на две команды с помощью монеток. В конце пути, если вы справитесь со всеми испытаниями, вас ждет сюрприз. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята, вы принимаете приглашение следопытов из Волшебной Страны Слов? (Да!) Тогда давайте разделимся на две команды. (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

Подходят к цифре 1

Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Смотрите на колесо, мысленно поворачивайте его слева направо, и наоборот и находите на нем слова. Найденные слова записывайте вот на эти листы, которые лежат на столах.

Дети находят слова на чудесном колесе, записывают их, а затем команды по очереди зачитывают вслух слов а (колесо, кол, сад, лес, око, осел, село, сок).

Воспитатель: Молодцы ребята все слова нашли, можно продолжать путь и идти к цифре 2.

Дети идут по стрелочкам и находят цифру 2

Воспитатель: Перед вами две бочки в которых живут слова, но буквы Ы и И из этих слов любят безобразничать и постоянно убегают из своих слов вот в эти колодцы.

Ребята, вам надо выловить каждому по очереди из колодца с помощью этих ведер по одной букве и вернуть беглецов на свои места в словах, вписав их в свободные клеточки. (Дети вылавливают ведрами буквы, находят их место в словах. Слова написанные на бочках: ш_на, ш_ло, ш_пы, л_жа, с_р, м_р, ш_ть, м_ть, ж_р, п_р)

Воспитатель: А теперь идем дальше по стрелочкам, впереди у нас цифра 3. Ребята, на пути «Кривое зеркало», дальше сможет пройти только тот, кто справится с чарами кривого зеркала. Сейчас зеркало вам будет называть слова, а вы должны в ответ назвать то слово, которое отразиться в кривом зеркале. Если вам скажут - далеко, а вы ответите - близко, скажут Маше -

высоко, а Маша ответит - низко. (С детьми проводится игра противоположности: тяжелый – легкий, старый – молодой, сладкий – кислый, широкий – узкий, гладкий – шершавый, холодный – горячий, день – ночь, старт – финиш, начало – конец)

Физминутка «Веселые человечки» .

Дети под музыку танцуют, как только музыка прекратилась, дети встают в фигуру, которую показывает воспитатель на карточке.

Воспитатель: Ребята, чтобы добраться до цифры 5 надо разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова. Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились, теперь мы у цифры 5. Здесь надо восстановить цепочку из слов с помощью этих карточек. (Детям даются карточки, на которых изображены предметы, которые составляют цепочку из слов: Машина – апельсин - нож – жук- кот – тигр – руль – лес – сом. Барабан – нитки – иголка – ананас – стул – лук – ключ – часы)

Дети подходят к цифре 6 и находят письмо.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята! Вот вы и справились со всеми заданиями. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т.е. предметы которые приносят счастье и удачу. Но получить талисман сможет лишь тот, кто разгадает ребус, который нарисован на талисмане. Ребята, не забывайте, только тот, кто выполнит задание, будет носить почетное звание следопыт!»

Дети получают талисманы в форме сердечек, на которых написан ребус.

Разгадав ребус, дети подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения задания и надевает ребенку талисман. Дети, которые выполнили первыми задание правильно, могут помочь воспитателю в проверке разгаданных ребусов.

Воспитатель: Ребята, я вас поздравляю, вы все справились с заданиями и теперь с гордостью можете носить почетное звание следопыт.

Содержимое разработки

К ОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДЕТСКОГО САДА

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятие 1.

ТЕМА: «СЛОВА И ВЕЩИ».

Программные задачи: Учить детей умению разграничения слова и вещи, выделения номинальной функции слова (главное назначение - служит наименованием окружающих нас предметов).

Ход занятия:

1. Предложить детям рассказать и показать, что можно сделать с вещью (мячом). Затем прячу вещь и называю слово МЯЧ. Можно ли слово мяч бросать или катить по полу? А что можно сделать со словом? (аналогично: вещь-книга и слово-книга, велосипед).

Так дети делают совместный вывод: Слова и предметы (вещи) - это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, а вещи можно прятать, отдавать, играть.

Игра: «Соберем в коробку слова» - дать задание все окружающие вещи назвать словами (каждый кладет фишки-слова в мою коробку).

2. А сейчас поиграем. Показать вещи - предметы‚ пенал, тетрадь, иголку с ниткой, ножницы. Укладываю вещи в коробку. Вызываю ребенка и прошу достать задуманный предмет (не называя его). Ребенок растеряется. Тогда уточняю: например, рукой воспроизвожу движение шьющего человека. А следующий предмет пусть ребенок отгадает, посмотрев, что я рисую на доске. Оказывается, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. Но жестами не всегда можно показать предмет, да и рисунком тоже.

Как можно сообщить о предмете, если нельзя воспользоваться жестами или рисунком? (Назвать предмет).

Что помогло узнать предмет? (Название).

Чем пришлось воспользоваться, чтобы назвать предмет? (словом)

Для чего нужны слова? (чтобы называть) (показать вещь, дети ее называют словом).

Показываю шариковую ручку.

Каким словом назван предмет? (словом ручка).

Показываю дверную ручку.

Каким словом назван предмет? (тоже словом ручка). Оказывается бывает так, что разные предметы называются одним и те же словом.

Термометр

Градусник

Сколько прямоугольников вы нарисовали в тетради? Записывая слово ручка (под их рисунками), а сколько прямоугольников под рисунком термометра предметы могут называться одинаково, и что у одного предмета могут быть разные названия.

Шарада:

Словесная загадка: Я - сборник карт;

От ударения зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я (а"тлас - атла"с).

Ключ:

Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней.

Ключ - скрипичный, завитой

И обычный ключ дверной.

Скажи наоборот: зима – лето ,

горький – сладкий ,

длинный – короткий ,

свет – тьма ,

опускать – поднимать ,

ночь – день ,

большой – маленький .

Я называю слова, а вы изображаете:

рвём цветы,

“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Как понимаете?

Звуковой анализ слова “СЛОВА” .

Сколько звуков? Гласных? Согласных? Какой 1, 2. 3, 4. 5.

Ребус:

коро сло дро

корова слово дрова

Занятие № 2.

ТЕМА: «СЛОВО».

Программные задачи: Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, внимание. Учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

Ход занятия:

Указываю на предметы и задаю вопрос: Что это? (дети отвечают)

Кто спрашивал? (Вы)

Кто отвечал? (Мы)

Как я спрашивала? (Что это?)

Что это - вопрос. Како вопрос я задавала? (Что это?)

Вопрос - что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.

Выставляю на доску в 1-й ряд картинки, изображающие неживые предметы;

во 2-й ряд - картинки, изображающие живые предметы. 3адаю вопрос:

Что это? (дети отвечают)

Затем, кто это? (коза, собака, кошка...)

Какой вопрос я задала сначала? (Что это?)

Какой вопрос я задала потом? (Кто это?)

Почему к одним предметам я поставила вопрос что? А к другим кто? (потому что одни предметы неживые, а другие - живые).

К как предметам ставили вопрос: Что? (неживым). К каким предметам ставили вопрос: Кто? (живым).

(У детей на столах картинки с живыми и неживыми предметами)

Поднять картинку изображающую живые предметы и поставить вопрос.

Затем неживые.

Затем предложить ребенку собрать картинки:

А) живых предметов

Б) неживых предметов (2-е детей)

Задание:

А) Прослушать слова, назвать те, которые обозначают неживые предметы

медведь, лягушка, диван , певец, скрипка , ветка

Б) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы.

Так, какие предметы обозначают слова? (живые, неживые)

Какие вопросы научились ставить к словам - предметам? (Кто?, Что? )

К каким словам-предметам ставим вопросКто?

К каким - Что?

Графическое изображение слов, обозначающих предметы.

Слова-предметы обозначаются одной прямой линией (чертой) _________ .

После каждого слова надо поставить запятую.

Затем называю слова-предметы:

рыба, сапог, стул, карандаш, ручка, птица, берег, река .

____, _____, ____, ________, _____, _____, _____, ____.

Дети в тетрадях делают графическое изображение этих слов, после этого подсчитывается количество слов (черточек) - 8.

Как Вы изображали слова, которые обозначают предметы?

Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой чертой?

Задание на дом: Нарисовать З предмета и обозначить их графически.

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ АЛФАВИТА:

Загадки:

Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути.

Я и крикун. я и буян, я звонкий, круглый ……. (барабан)

На ветке н птичка - верек невеличка,

Мех тёплый, как грелка, кто же это … (белка)

Она весну встречает

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице - в полоску.

Ты узнаешь … (березку)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке

Не мотылёк, не птичка –

Держит две косички (БАНТ)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт,

Знайте, что из речки вход (БОБРЫ)

Вопрос к загадкам: Кто догадался, на какую букву начинаются эти слова? (Б)

Поговорка:

Если бы, да кабы,

Во рту бы росли бобы,

Был бы тогда не рот,

А целый огород.

Крылатые слова:

Бить баклуши – бездельничать, праздно проводить время, делать очень несложное дело.

Занятие № 3.

ТЕМА: «СЛОВО».

Программные задачи: Учить различать слова, обозначающие действия предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Материалы к занятию: картинки на каждого, пеналы, тетради, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают: “На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).

Задание: Придумать по 2 слова, обозначающие живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос. Выставляю на доску картинки, изображающие предметы в действии.

Что он делает?

Слова, отвечающие на вопрос что делает? обозначают действия.

Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Какой вопрос будем ставить к словам, обозначающим действия?

Какие действия производит пчела, корова, собака?

Что обозначают эти слова?

На какой вопрос они отвечают?

Придумайте свои слова, обозначающие действия предмета и поставьте к ним вопросы.

Показать графическое изображение слов, обозначающих действия предмета .

Слова, обозначающие действия предмета изображаются двумя прямыми черточками - ______________ .

Предлагаю изобразить самим: летает , жужжит , рычит , ходит .

Как вы изобразили слова-действия? (какие слова будем изображать 2-мя черточками?).

На столах картинки: слова-предметы, слова-действия.

Воспитатель называет вперемежку слова-предметы, слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.

Похлопать в ладоши: 2 раза – слова-действия ; 1 раз - слова-предметы:

Танцует , куст, стакан, мост,растет ,моет ,стирает , сестра.

Что обозначают слова с 2-мя хлопками?

На какой вопрос они отвечают?

Игры:

1. Назвать предмет по его действию, сказать на какой вопрос они отвечают:

мычит хрюкает мяукает лает ржёт кудахчет

шипит чирикает кукует квакает рычит

2. Как кто передвигается?

корова белка заяц змея лягушка человек

На какой вопрос отвечают названные слова? (Кто? )

Дописать буквы.

Ребус и звуковой анализ слов.

Занятие № 4.

Программные задачи: Учить детей различать слова, обозначающие действия предмета и обозначающие предмет. Развивать слуховое внимание и память.

Ход занятия:

Упражнение:

Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы:

свистит,соловей , крутит, идет, ручка , сумка , несёт, лодка

Из того же ряда назвать только те слова, которые обозначают действия:

свистит , соловей, крутит , идет , ручка, сумка, несёт , лодка

(У каждого ребёнка имеются карточки с изображением слов-предметов и слов-действий).

А) Поднять соответствующую карточку.

Б) Сказать, какие действия могут производить:

портниха (шить, метать, подшивать);

повар (варить, солить, мешать, жарить);

столяр (строгать, прибивать, забивать, сколачивать);

уборщица (подметать, протирать, мыть, убирать, вытирать).

В) Записать слова графически в 2 колонки:

слова - предметы

слова - действия

З НАКОМСТВО С БУКВОЙ Г

Перед нами буква Г, стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге, горбит спину буква Г.

Назови слова наоборот: тихо - громко, веселый – грустный, сытый – голодный, мелкий – глубокий, редкий – частый, густой, чистый – грязный, шершавый – гладкий.

Буква потерялась : (Г) о р а, к н и а.

Слепи из пластилина букву Г и придумай на эту букву слово.

Отгадать ребус по первым буквам.

Разобрать это слово, сделать звуковой анализ слова.

Занятие № 5.

ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ».

Программные задачи: Закрепить понятие о словах. обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память.

Ход занятия:

1. Предложить назвать 2 слова, из которых первое обозначает предмет, второе – действие предмета и к каждому поставить вопрос, после чего дети занимают свои места.

2. Дать задание: поднять соответствующую карточку (даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемешку, дети поднимают карточку с их графическими изображениями [ _______ - предмет, ________- действие]):

дождьуходит гремит водаприближается умывается

З. Записать слова графически в 2 колонки:

в 1-ую – слова-предметы: окно, кошка, тетрадь, ручка.

во 2ую – слова-действия: смеется , думает , идет , чистит .

4. Выделение слов из предложения.

Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет.

5.Знакомство с буквой Д.

Вот стоит, дымок пуская

БукваД - труба печная.

6.Звук заблудился:

… Мама с б очками (д очками) пошла

По дороге вдоль села...

… На поляне весной

Росз уб (д уб) молодой.

… Сели в лож ку (лод ку) и - айда! -

По реке туда-сюда.

7. Отгадайте кроссворд:

Д
Звуковой анализ слова:

топор рубит мальчик стоит кошка мурлычет

Занятие № 6.

Программные задачи: Познакомить со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память.

Ход занятия:

1. Предлагаю назвать слова-предметы, затем слова-действия. Поставить к ним вопрос.

2.Загадки. Поставь вопрос к отгадкам и словам в загадках:

летит, жужжит, мычит, жуёт, скачет, ржёт, лакает, мяукает, сторожит,

лает, плавает, молчит, блеет, жуёт, хрюкает, чавкает

3. Рассматривание рисунков: огурец, репа, яблоко .

Какой по форме, цвету, вкусу? (Овальный, зеленый, вкусный – огурец). (Круглая, желтая, вкусная – репа). (Круглое, красное, вкусное - яблоко).

Вы назвали много слов и все они обозначают признак предмета. Повторите эти слова признаки. Какой я ставила вопрос к словамкруглая, желтая, овальная, зеленая.

1. Поставьте вопрос к словам:

зеленый (какой?) свежий (какой?) жёлтая (какая?)

хрустящая (какая?) ароматное (какое?)

2. Придумайте и назовите слово, обозначающее признак предмета.

3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос:

какой? какая? какое?

4. Вспомните, как изображали слова-предметы, слова-действия. Слова-признаки обозначаются одной волнистой чертой

5. Из услышанного ряда выбрать слова-признаки:

смелый, трава , добрый, радуга , красивый, карандаш ,

вышивает , помогает , послушный, младший

ДОМ ВЫСОКИЙ СТОИТ

Занятие № 7.

ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

Программные задачи: Закрепить понятие о словах, обозначающих признак предметов, предмет, действие предмета.

Ход занятия:

1. Придумать и назвать по одному слову, обозначающему признак предмета.

2. Придумайте и назовите слово, которое обозначает признак предмета и отвечало на вопрос: а) какая? б) какой? в) какое?

З. К словам-предметам ландыш, березка, настроение - подобрать слова-приз-наки.

4. Рассмотрите предмет, дайте описание по плану:

а)форма , б) цвет , в) на вкус , г) на ощупь

Слова для описания: помидор, яблоко, груша .

Образец: помидор - круглый, красный, сладкий, мягкий.

5. Из данных слов-признаков назовите слова, обозначающие:

а)форму , б) цвет , в) на ощупь ‚ г) на вкус,

д)материал, из которого сделан предмет

горький, круглый, треугольный, твёрдый, оранжевый, скользский, кожаный,

кружевной, холодный, железный, овальный, кислый, капроновый, лиловый,

пресный, свинцовый, квадратный, медный, шелковый

6. Подберите к словам-предметам по 2 слова-признака, одно из которых обозначает цвет, другое - материал, из которого сделан предмет.

Образец: Платье - голубое, ситцевое.

шапка ботинки чашка кастрюля ткань.

7. Стихотворение В. Берестова. Назвать слова-признаки, говорящие о характере человека. Скажите, положительные или отрицательные черты характер.

… Жить без шуток плохо,

Если ты обидчивый,

Вспыльчивый, забывчивый

Хмурый неуживчивый,

Берегись подвоха.

Объяснить выражение: берегись подвоха.

Кроссворды.

Звуковой анализ слова: ПИЛА .

Занятие № 8.

ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

Программные задачи: Закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета.

Ход занятия:

1. Предложить назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета и к каждому из них поставить вопрос.

2. Подберите слова, близкие по значению данным:

аккуратный (чистый, опрятный),

робкий (трусливый, боязливый, пугливый),

грустный (печальный, скучный, невесёлый),

душистый (ароматный пахучий),

жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый),

интересный (занятный, увлекательный),

красивый (прекрасный, очаровательный, прелестный),

красный (румяный алый),

смелый (храбрый, отважный, бесстрашный).

3. К словам-признакам подобрать слова-признаки, противоположные по значению:

Образец: добрый - злой......

умный, смелый, ленивый, маленький, грязный, лживый,

холодный, узкий, близкий, высокий, большой

4.Отгадайте загадки . Найдите в загадках слова-признаки, поставьте к ним вопрос.

а/ Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый,

В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

б/ Я – длинный и зелёный,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой,

Кто же я такой? (ОГУРЕЦ)

в/ Щёки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она (РЕДИСКА)

г/ Круглая, а не луна,

Жёлтая, а не солнце (РЕПА)

5. Послушать стихотворение.

Ответьте на вопрос какие облака?

ОБЛАКА

Облака, облака –

Кучерявые бока.

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные.

/ С.Михалков /.

Повторение букв алфавита.

Кроссворды:

СНА РА ЛЯ

Занятие № 9.

ТЕМА: «СЛОВА – ПРЕДМЕТЫ, ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАКИ».

Программные задачи: Закрепить понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

Ход занятия:

Занятие проходит в виде игры «Поле чудес»

Бросаю кубик: выпадает задание 1 :

Назвать: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

(дети - победители отмечаются призами – фишками)

3адание 2: Назвать действия, которые могут производить предметы (показ: самолет, птица, солнце).Например: Самолет летит, гудит...

Задание 3: Назвать профессию людей по их действиям.

Строгает, пилит (столяр).

Варит, жарит, месит, печёт (повар).

Учит, воспитывает (воспитатель, учитель).

Кроит, шьёт (портниха).

Задание 4: Кто больше подберёт слов-предметов к словам-действиям.

Летит (стрела, самолёт, парашют, пух, жук. стрекоза, бабочка)

Плывёт (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка)

Поёт (соловей, певец, скрипка, хор, жаворонок)

Пищит (мышка, щенок, игрушка, комар)

Скрипит (дверь, снег, телега, дерево)

Хрустит (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста)

Задание 5: Отгадать загадки. На какие вопросы отвечают слова-отгадки?

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (ЗАМОК)

Стучит, гремит весь век, а не человек. (ГРОМ)

Задание 6: Назвать предмет по признакам:

Прыгучая, пушистая, рыженькая (белка).

Маленький круглый, колючий (ёж)

Большой, старый, развесистый (дуб).

Красная, пятиконечная (звезда).

Стройная, зеленая, колючая (ёлка).

Чистый, свежий, морозный (воздух).

Теплый, мелкий, моросящий (дождь).

Н аоборот: Ветер

Настроение какие?

Поведение

Задание 7: Игра “Будь внимателен”.

На слух определить слова и поднять соответствую карточку:

слова-предметы - _______________

слова-действия - _______________

слова-признаки -

Звуковой анализ слова: МЯЧИК.

Занятие № 10.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Повторение предыдущего материала. Учить различать понятия “слово” и “предложение”. Правильно согласовывать в числе глаголы с именем существительным. Знакомство с буквой Ж. Звуковой анализ слова

Ход занятия:

1. Придумать и назвать два слова: 1-е – предмет, 2-е – действие. Составить предложение из этих слов.

2. Дифференциация понятий “слово” - “предложение”.

Называюслова : пчела, жужжать. Что я назвала?

Затем называю предложение : Пчела жужжит. Что я назвала? Как вы догадались? Показываю схему:

Схема слов.

| _________ __________ пояснить схему предложения.

| __________ пояснить.

3. Прослушайте слова и предложения, как услышите предложение, хлопните в ладоши.

Куры, клевать, молоко кипит , птицы улетают солнце светит , конь скачет , желтеть, листья, поднялась пыль .

Какая буква алфавита, если ее поделить, образует 2 буквы К. (буква Ж )

Это - Ж, а это - К, целый жук, и пол жука.

Выложи из палочек букву Ж.

Найдите среди букв алфавита букву Ж.

Доскажи словечко :

Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (жираф).

Лейся дождь веселей, мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком … (по лужам).

Придумайте слова со звуком Ж:

В начале слова: жук, журавль, жиры, железо.

В середине слова: лужи, ножи, лыжи, чижи.

Передай по телефону:

Хорош пирож ок, внутри - творож ок.

Зарж авел ж елезный замок.

Пословицы:

Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами? (жираф)

Что у человека дороже всего? (жизнь)

Какие животные носят еду на спине? (ежи)

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей?(лыжи)

Угадайте, как зовут животных которые изображены на рисунках. Впиши их название в клеточки.

Придумайтепословицу по двум словам: ЖИЗНЬ, ДЕЛА

Жизнь дана на добрые дела.

Звуковой анализ слова: ЛИСА. (Показать картинку с изображением лисы)

Занятие № 11.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: продолжение предыдущего занятия.

Ход занятия:

1. Прослушать слова и предложения, как услышите предложение хлопнуть в ладоши.

Куры, клевать, молоко кипит , птицы улетают , поезд, приближаться, тучи, надвигаться, солнце светит , конь скачет , желтеть, листья, поднялась пыль .

Как узнали? /слова дружат/

2. Узнать предложение по схеме:

2 схемы: схема слов - _________ , ____________ . .

схема предложения - |__________ _____________ .

З. По данным схемам придумать предложение:

- |__________ _____________ .

- | ______________ .

4. Выложить схему моего предложения: солнце светит .

5.Знакомство с буквой З .

Какая буква похожа на цифру З?

З - не просто завитушка,

З - пружинка, крендель, стружка.

6. Доскажи словечко:

… Крыша в шапке меховой, белый дым над головой,

Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла …(зима) .

… В коридоре топот ног, то зовет всех в класс... (звонок) .

7. Придумать слова со слогом ЗА .

8. Слово рассыпалось А В З А Р Т (ЗАВТРА)

9. Игра “Телефон”

Знайка все с полуслова понимает,

А незнайка на все только рот разевает.

РЕБУСЫ:

_ЗА_ _ ЗИ_ _ З__

ВЕС ИДА НИЕ

фартук, шарф, девочка, мальчик, сумка, стол, ваза, замок. нож, ящик, вилы, лук, топор, лейка, шар, чайник, вишня, свекла, молоток, самовар, капуста, ножницы, барабан, лопата.

кушает, читает, пишет, танцует, болеет, копает, шьет, едет, собирает, поливает, играет, идет, одевает, несет, лежит, катается

Физкультминутка:

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, низ, потянись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

Надо к вечеру успеть –

Все на свете посмотреть.

Поиграть, познать, суметь.

На качелях посидеть,

Надо к ужину поспеть.

Занятие № 12.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: продолжение.

Ход занятия:

1. Составить предложения по картинкам. (Даю картинки).

Запишите предложения графически.

2. Составьте предложения из данных слов:

ветер дуть трава желтеть дождь идти солнце светить

3. Узнайте звук: хлопните в ладоши, если услышите й :

лиса лай ка игрок лицо соловей троллей бус машина змей имя чай

4. Придумать слова со звуком й :

В начале слова (йод )

В середине слова (майка )

В конце слова (май )

5. В слове-ответе должно быть й :

(чай)

(чайка)

(шайба)

й:

строитель - строй ка

зима - зимой

лить - лей ка

читатель - читай те

Ребусы:

100 " й СТОЙ

Загадка:

Скажи, кто дела так боится,

Как палки - пес,

Как камня - птица. (ЛЕНТЯЙ )

Занятие № 13.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

Ход занятия:

На доске схемы предложения:

|__________ _____________ .

| ______________ .

1. Дети составляют по схемам предложения из 2-х слов.

Как вы узнали, что предложение закончилось?

Что вы поставите в конце предложения?

За чем надо следить? /за интонационной законченностью/

Что обозначает точка в конце предложения?

2. Прослушайте предложения. Составьте его схему.

Надвинулись тучи.

Солнце скрылось.

Подул ветер.

Сверкнула молния.

Загремел гром.

Дождь начался.

Попробуем записать в тетрадь. Сколько предложений? Что помогло определить количество предложений?

3. Графический диктант.

Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идёт дождь.

Букву Й зовут « И кратким»

И как И в твоей тетрадке,

Чтобы Й не путать с И,

Сверху палочку пиши.

4. Узнайте букву Й (хлопните в ладоши):

лиса лай ка игрок лицо соловей троллей бус машина змей имя чай

5. Придумать слова со звуком Й:

В начале слова (йод, йогурт )

В середине слова (майка, чайка, лайка, зайка, шайба )

В конце слова (май, чай, лай )

В слове-ответе детей должно быть Й.

а) Какой вы знаете полезный напиток? (чай)

б) Как называется красивая водоплавающая птица? (чайка)

в) Необходимая принадлежность для игры в хоккей? (шайба)

6. Измените слово так, чтобы в нём было й:

строитель - строй ка

зима - зимой

лить - лей ка

читатель - читай те

Ребусы:

100 " й СТОЙ

Буква потерялась:

ша__ба геро__ трамва__ изуча__те

Загадка:

Скажи, кто дела так боится,

Как палки - пес,

Как камня - птица. (ЛЕНТЯЙ )

Раздать карточки и звуковой анализ слов: (гр.18)

Вырезаются слова: лист з, к, с, с (4)

лодка с, к, с, с, к (5)

Занятие № 14.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения; навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

Ход занятия:

1. На доске расположены две схемы: схема слов, схема предложений.

А. найдите схему предложения;

Б. найдите схему слов;

В. придумайте предложение по схеме:

|__________ _____________ .

| ______________ .

2. Графический диктант:

Трава желтеет.

Опадают листья.

Дует ветер.

Идёт дождь.

О каком времени года говорится. Как узнали?

Сколько предложений? Что у Вас получилось? (РАССКАЗ)

Как узнали?

3. Знакомство с буквой К.

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он, как буква К .

а. Сделать букву К из 2 спичек и придумать своё слово.

б. В адресе на посылке найти букву К .

город ИРК УТСК

улицаК ирова

Аник инойК ате.

в. В посылке находятся персонажи сказок, имена которых начинаются со звука К , буквы К . (Красная Шапочка, Кот в сапогах, Колобок, Карлсон)

г. Игра Деда-Буквоеда:

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею,

Получу – в миг расклею. (КОНВЕРТ)

о м п о т а р т а н и т к и р о о д и л

д. Слово рассыпалось:

Н К И А Г - К Н И Г А В какой пословице встречается это слово?

«Испокон века книга растит человека».

е. Ребусы:

КА __ КА__ КОМ

ВА РЕЙКА ТА

ЗАГАДКА

С К я в школе на стене –

Горы, реки есть на мне. (КАРТА)

С П – от вас не утаю

Тоже в школе я стою (ПАРТА)

Упрямые слова на К :

КОФЕ КАКАО КИНО

«Крокодиловы слёзы» - что это значит? (ПРИТВОРНЫЕ СЛЁЗЫ)

Звуковой анализ слова: К И Н О.

Занятие № 15.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Учить детей составлять предложения из трёх слов.

Ход занятия:

1. Придумать предложение из двух слов: а) предмет, б) действие.

2. Графический диктант:Солнце скрылось.

Надвинулись тучи.

Подул ветер.

Гром загремел.

3. Мы работали с предложениями, состоящими из двух слов. Сегодня будем учиться составлять предложения из трёх слов.

Выставляю на доску картинку:

Предлагаю составить предложение из трёх слов.

Кто? Что делает? Что несёт, берёт и т. д.?

Девочка несёт цветок.

Какое слово прибавилось в предложении? (цветок)

Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем (аналогично с другой картинкой).

4. Дать задание: на доске две предметные картинки.

Например : Девочка поймала стрекозу.

Девочка нарисовала ____________ .

Видела ______________ .

(У детей сюжетные картинки у каждого и дети самостоятельно придумывают предложения из трёх слов).

5.Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш .

а) назовите игрушку, в которой есть звук Л.

б) Слова рассыпалось: М А А Л П (Л А М П А)

в) Доскажи словечко:Молодчина эта Лина,

Лепит всё из ….. (пластилина).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из ….. (лейки).

г) Дед съел букву: (Л)

к у к а с т о о с и к

ШАРАДЫ:

СЛ я слёзы вызываю,

СЖ по воздуху летаю. (ЛУК - ЖУК )

С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю.

С буквой П частенько вам

Видеть помогаю (ЛУНА - ЛУПА )

ЗАГАДКИ:

Падают с ветки золотые монетки

(ЛИСТЬЯ )

Над домами у дорожки

Висит кусок лепёшки

(ЛУНА )

Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду. Разброд, отсутствие согласованности.

Кто в лес, кто по дрова.

СКОРОГОВОРКА:

А) На мели мы налима нашли.

Б) Лена искала булавку,

А булавка попала под лавку.

Под лавку залесть было лень –

Искала булавку весь день.

Звуковой анализ слова: _____________________

Занятие № 16.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Закрепить у детей умение работать с предложением, состоящим из трёх слов.

Ход занятия:

1. Придумать предложение, состоящее из трёх слов.

Придумать предложение по схеме: __________ ____________

2. Составить предложение из трёх слов по картинкам и вопросу:

Что дают домашние животные человеку?

(Корова, коза ……) Корова даёт молоко.

3. Вставь в предложение пропущенное слово:

- а . ………. вьют гнёзда.

Птицы ….… гнёзда.

Птицы вьют ……… .

- б . Рыбаки ……… рыбу.

……… ловят рыбу.

Рыбаки ловят ……..

- в. Кролик ……… морковку.

……….. грызёт морковку.

Кролик грызёт …………..

- г. Гусеницы поедают ………..

Гусеницы ………… капусту.

………….. поедают капусту.

4. Поднимите точку, если предложение закончено.

Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор.

Каменщики кладут кирпичи. Рабочие подносят раствор.

Началось строительство.

Что вам помогло определить конец предложения?

Где производят такие работы? (НА СТРОЙКЕ)

Как можно озаглавить рассказ?

5.Знакомство с буквой М .

Хорошо известно всем,

Где метро, там буква …… (М)

Кто больше?

А) Вспомните, какая ягода начинается со звука М и заканчивается на А (малина ).

Б) Назовите цветы, в названии которых есть звук М:

М ак, ром ашка, м альва, м аргаритка, хризантем а.

Твердый – мягкий:

Поднимите синюю фишку, если услышите в словах стихотворения твёрдый согласны М; зелёную фишку, если услышите мягкий звук М.

На полу скребётся м ышка,

Спит в берлоге бурый м ишка.

Этотм ишка очень м ил,

Только лапы он не м ыл.

Убежала в норку м ышка,

Спать залёг в берлогу м ишка.

М альчикм ал, но очень м ил,

Он водичкой руки м ыл.

Наоборот:

война ………….. мир.

ссориться ……. мириться

быстро ………… медленно

твёрдый ………. мягкий

глупый ……….. мудрый

большой …….. маленький

Б. Вписать в клетки названия предметов, из которых состоит снеговик.

В. Какое слово спряталось? (МИР)

Г. Слово рассыпалось:

М А К + Ш А Р = известный детский писатель (МАРШАК)

Занятие № 17.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Познакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.

Ход занятия:

1. Придумать предложение из трёх слов.

2. Составить предложение по картинке из двух слов.

Например: Художник рисует.

А. Что вы составили?

Про кого вы узнали?

Что вы узнали про художника?

Что рисует художник? (картину)

Сколько слов стало в предложении? (три) Художник рисует картину.

Произнесите предложение полностью.

3. Представьте, что из предложения выпалоодно слово .

Что получилось? …………… рисует картину.

Что мы узнали, не узнали? (Не узнали кто рисует.)

Рисует картину. – Это предложение? (нет)

Верно, предложение не получилось.

А теперь выпадает второе слово.

Что получилось? Художник …………… картину.

Что мы узнали, не узнали? (Не узнали что делает художник.)

Художник картину. – Это предложение? (нет)

Верно, предложение также не получилось.

А теперь выпадает третье слово.

Что получилось? Художник рисует …………… .

Что мы узнали, не узнали? (Узнали что делает художник.)

Художник рисует. – Это предложение? (да)

Вот эти слова и есть главные в предложении. Без них предложение не получится.

4.Задание: Послушать предложения, определить количество слов в предложении и найти главные слова.

Мама несёт сумку.Бабушка печёт пироги.

Маляр красит крышу.Дедушка читает газету.

Зритель смотрят фильм.Поезд отправляется утром.

Солнышко всходит рано.

Одежду шьёт портниха.Улицы подметает дворник.

Кирпичи кладёт каменщик.Сети тянут рыбаки.

Тихо шелестели листья.Раскатисто гремел гром.

Непрерывно звучала музыка.Вдалеке показался автобус.

Плавно кружились снежинки.

5. Рассмотреть картинки и придумать своё предложение из трёх слов, найти главные слова.

6.Знакомство с буквой Н .

На букве Н я, как не лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Твердый – мягкий :

Поднять фишки: синяя фишка – твёрдый Н , зелёная фишка – мягкий Н .

Сон , лин ь, сосн а, сн ег, встан ь, лен ь, Н аташа, Н ин а.

Наоборот:

Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):

налево…………….. направо

высоко ……………. низко

верхний…………… нижний

высушить…………. намочить

под ………………... над

Буква потерялась: (Н )

и а (Нина) И а (Инна) о с и а (осина) о и (они)

Слово рассыпалось = известный русский поэт, описывающий тяжёлую долю крестьян.

Н Е К Р О В С А (Н Е К Р А С О В)

Ребусы:

ША Е + ЖДА КА__

ТА Д ХОД

(НАТАША) (НАДЕЖДА) (НАХОДКА)

Шарада:

С буквы Н , мои друзья,

Ничего не значу я,

Н на С перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквы М

Я пальто у вас проем. (НОЛЬ – СОЛЬ – МОЛЬ)

Улица волшебных звуков:

Считалка-хваталка:

Раз – копыто,

Два – копыто,

Три – копыта у коня?

А четвертое копыто

Ускакало от меня.

Крылатые слова:

Вешать нос.

Задирать нос.

Водить за нос.

Под нос (говорить).

Нос не дорос).

Загадки:

1. На пальце одном ведёрко вверх дном. (Наперсток).

2. Между двумя светил посередине один.(Нос).

3. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

Занятие № 18.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Продолжать знакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.

Ход занятия:

1. Составить предложения из двух слов по схемам:

|__________ _____________ .

| ______________ .

2. К словам-предметам подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения.

Почки ……………… (распустились).

Травка …………….. (зеленеет).

Ручеёк …………….. (журчит).

Снег ……………….. (идёт).

Подснежник ……… (цветёт).

К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения.

Моросит …………….. (дождь).

Жухнет ……………… (трава).

Желтеют …………… (листья).

Пронизывает ……… (ветер).

3. Закончи предложения, изменяя по смыслу слово (дано в скобках).

Кот (кошка, котята) спал.

Лук (дерево, овощи) рос.

Заяц (белка, мыши) бежал.

Ручей (река, море, листья) шумел.

Крыжовник (малина, яблоки) зрел.

4. Вставь пропущенное слово:

Вчера ……………. солнышко. (светило)

Всю неделю …………. дождь. (шёл)

Ночью на небе …………. луна. (светила)

Рита ………. по тропинке. (шла)

Долго не было дождя.

Трава ………. (пожухла). Дерево ……….. (завяло). Листья ……………. (пожелтели).

Последняя ласточка …………… (улетела). Журавли …………….. (улетели).

5.Знакомство с буквой П . (сложить из бумаги)

Подходящие ворота – проходи, кому охота.

А. придумать слово со звуком П .

Б. Доскажи словечко:

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,

А как спать в ней сладко. Что это? ………….. (ПАЛАТКА )

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется ………… (ПЕРРОН )

Вперевалку шёл со льдин

К на на утренник ………….. (ПИНГВИН )

В. Угадай слово:

Человек, который варит пищу? (ПО ВАР)

Дневной приём пищи? (ОБЕД )

= (ПОБЕДА )

Синоним к слову несчастье? (БЕДА)

Приём пищи? (ЕДА)

Слово рассыпалось: Б П И О У А М Л

(лупа, пума, пол, мало, пила, липа, опал)

Г. Прочитай слово:

Прочитай буквы на больших книгах, потом на маленьких.

Д. Отгадай ребусы:

ПЕ _ А _ _ У_

Л РОК ШКА

(ПЕНАЛ) (ПОДАРОК) (ПОДУШКА)

Е. Как понимаете?

Правда глаза колет?

Ж. Звуковой анализ слова ПИРОГ .

З. Загадка: В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (ПИРОГ )

Занятие № 19.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда

(А, О, У, Э, Ы)

Ход занятия:

1. Дети стоят. Сядет тот ребёнок, который назовет гласный звук.

Существует два ряда гласных звуков. Вывешиваю на доску гласные первого ряда и знакомимся с ними: А О У Э Ы

2. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Произношу гласные и согласные звуки вперемежку на гласный звук первого ряда. Дети поднимают красный кружок (букву).

А М П У С Т Ы Р Л Э О К Т У А Л Э П О

3. Выделение гласных первого ряда из слогов:

А. назвать гласные первого ряда.

Б. показать букву, обозначающую звук первого ряда.

В. ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс;

ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы.

4. Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву.

А ня, О ля, Э ля, у тка, А ся, о са.

5. Выделите гласную из середины слов и запишите её:

ла к, ды м, су п, со к, ма к.

6. Назовите картинки, выделите гласный звук в названии этих картинок, назовите.

Физкультминутка.

Закончи предложение:

Почтальон приносит (что?) ………………. письмо

Парикмахер стрижёт (что?) ……………… волосы

Машинист ведёт (что?) ……………………. поезд

Художник рисует (что?) ………………….… картину

Часовщик чинит (что?) ……………………. часы

Ткач ткёт (что?) …………………………….. ткань

Врач лечит (кого?) …………………………. больного

Ветеринар лечит (кого?) ………………….. животных

Птичница кормит (кого?) ………………….. уток, кур, гусей

Доярка доит (кого?) ………………………… коров

Конюх кормит (кого?) ……………………… лошадей

Продавец обслуживает (кого?) ……………. покупателей

Артисты приветствуют (кого?) …………….. зрителей

Послушайте рассказ, найдите ошибки, исправьте их .

Ёжик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки (жуков) Гриша нашёл ёжик (ёжика). Гриша принёс ёжик (ёжика) домой. В доме были мыши. Гриша пустил ёжик (ёжика) в дом. Ёжик ловил мыши (мышей).

Составьте предложения:

дети найти маленький зайчонок (Дети нашли маленького зайчонка.)

Вова собирать спелая малина (Вова собирал спелую малину.)

мама варить молочный суп(Мама варит молочный суп.)

рыбаки поймать огромный сом(Рыбаки поймали огромного сома.)

7.Знакомство с буквой Р .

Какая буква является второй половинкой буквы Ф? (Р)

А. Кто больше? Игра «НОВАЯ КВАРТИРА».

Отправляемся в магазин за вещами, в названии которых есть звук Р, для новой квартиры.

Кр овать, кр есло, сер вант, ковёр , жур нальный столик,

кар тина, телевизор , штор а, плейер.

Б. Доскажи словечко:

В реке большая драка:Где обедал воробей?

Поссорились два …… (рака ).В зоопарке у ……… (зверей ).

Отгадай пословицу по словам: века, человека .

Рассыпалось слово: П Р У Т = Т Р У Д

Ребусы: а. р ебусы

б. рыба к

в. рад уга

г. ри с

д. ро т (РАДИО )

Звуковой анализ слова Р А Д И О (отгадка на загадку-ребус).

Загадка: По волне, по волне,

Плывёт музыка ко мне. (РАДИО )

Крылатые выражения:

А. Держать себя в руках. (Сдерживать порывы своих чувств, подчинять своей воле, сохранять самообладание).

Б. Золотые руки. (Мастер своего дела, очень искусный).

В. Опускать руки. (Утрачивать способность или желание действовать или делать что-либо).

Занятие № 20.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: закрепить гласные первого ряда (а, о, у, э, ы ), познакомить с гласными второго ряда (я, е, ю, е, и ).

Ход занятия:

1. Предложить детям назвать гласные первого ряда. (При затруднении вывешиваю таблицу).

2.Рассказ-сказка о буквах И, Й . (Об образовании гласных второго ряда).

Жили-были две сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквыЙ сверху был беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали. Букве Й было очень неприятно. Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я . Тогда остальные Буквы О ,У ,Э тоже стали петь вместе с буквой Й . Стали получаться новые звуки Й – О = Ё, Й – У = Ю, Й – Э = Е . Новые буквы заняли место во втором ряду, к ним присоединилась и буква И . Так и получились гласные второго ряда:

Я Е Ю Ё И

3. Послушайте слова, найдите начальную гласную второго ряда, покажите букву:

я ма е зда ю ркий я стреб е ль и гла е да Я ша Ю ля

4. Послушайте слова, найдите гласную второго ряда в конце слова, запишите соответствующую букву: Зо я ро ю себ е сп и старь ё

5. Я показываю картинки молча, вы молча находите гласную второго ряда, и записываете её в тетрадь: я блоко ё ж и к ё лка ю ла и голка

6. Назовите слова-действия:

К каждому слову-действию придумать слова-предметы, отвечающие на слова-вопросы кого? что?

жду ……………….. (друга)читаю ………….. (книгу)

встречаю ………... (поезд)рисую ………….. (картину)

догоняю …………. (автобус)варю …………… (компот)

спрашиваю ……… (время)поливаю ………. (клумбу)

7. 3акончи предложения, отвечая на вопрос, что делают люди названных профессий.

Образец: Землекоп копает землю .

Врач ……………………………..(Врач лечит людей).

Учитель …………………………(Учитель учит детей).

Сталевар ………………………(Сталевар варит сталь).

Цветовод ………………………(Цветовод растит цветы).

Пчеловод ………………………(Пчеловод разводит пчёл).

Лесник ………………………….(Лесник охраняет лес).

Писатель ………………………(Писатель пишет книги).

Стекольщик ……………………(Стекольщик вставляет стёкла).

Каменщик ………………………(Каменщик строит дома).

Кровельщик ……………………(Кровельщик кроет крышу).

8. Закончите предложение, изменив правильно последнее слово:

Мама купила кастрюлю. (кастрюлю)

Коля видел жаба. (жабу)

Жаба ловила комар. (комара)

Ласточки едят мошки. (мошек)

Столяр сделал табуретка. (табуретку)

Таня связала кофта. (кофту)

Виталик смастерил лодочка. (лодочку)

Ястреб унес цыпленок. (цыплёнка)

Саша забросил удочка. (удочку)

Кружевница плетет кружева.

9. Составить предложение из данных слов.

электричка ждать пассажиры (Пассажиры ждали электричку).

трава роса покрывать (Роса покрыла траву).

дождь смочить земля (Дождь смочил землю).

карасик поймать щука (Щука поймала карасика).

10.Знакомств с буквой Х.

Х - забавная игрушка

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

А. Придумать слово с буквой Х .

Б. Доскажи словечко:

Хлоп - и конфета стреляет.

Как пушка!

Каждому ясно - это … (ХЛОПУШКА)

В. Буква потерялась : (Х )

а л в а (халва) л е б (хлеб) о л о д (холод)

Г. Слово рассыпалось:

В Е Л Х = Х Л Е Б

Д. Необходимо найти в слове Х О Р О В О Д

1. Группу поющих людей. (ХОР)

2. Насекомое. (ОВОД)

Е. Шарада:

С буквы Х меня на себе носят,

С буквы С в столовой просят.

(халат - салат ).

Загадки:

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (ХЛОПОК )

Звуково анализ слова: Х Л О П О К.

Скороговорка: Муха-горюха села на ухо.

Пословицы: Отгадайте по двум словам: (хорош, горе), (голова, плохо).

Крылатые слова:

Хризантемы - цветы, похожие на астры, спутники осени. Им не страшны заморозки. “Золотой цветок” произошёл по легенде от солнца. Изображение золотой хризантемы было гербом страны Японии.

Занятие № 21.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: закрепить гласные первого и второго рядов.

Ход занятия:

Вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

Как образовываются гласные 2-го ряда. Вывешиваю таблицу с гласными 2 и 1 ряда:

Предлагаю сравнить пары гласных:

А - Я О - Ё У - Ю Э - Е Ы - И

Сходство - по артикуляции, различаются по написанию.

Эти гласные называются парными.

Чтобы не путать при письме, будем учиться их различать..

Послушайте стихотворение:

Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

Мишка-лодырь, через “а”

Написал к арова.

Проучите Мишку –

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать

Будет лодырь знать .

Напишите вы Мишку через “ы”.

Сравните “Мишка ”, “мышка ”.

Каки буквами отличаются эти слова? (ы-и )

а) Послушайте слоги. Какой гласный вы слышите? (Дети показывают буквы)

ПЫ, ТЫ, СЫ, РЫ, МЫ, ДЫ, БЫ, КЫ

ПИ, ТИ, СИ, РИ, МИ, ДИ, БИ, КИ

ы ?

Как произносятся согласные, когда показываем букву и ?

Какой звук влияет на смягчение согласных? (и )

б) Запишите слоги в 2 строчки: с ы - в первую; с и – во вторую.

МЫ, СИ, СЫ, МИ , РЫ, РИ , ТИ , ТЫ, ПИ , ПЫ.

в) Вставьте пропущенную букву Ы или И. Прочитайте. Поднимите карточку, у кого гласяне 1 ряда, 2 ряда.

Поднимите упрямое слово.

Знакомство с буквой С .

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

1. Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук (с, сь ).

С лоненок, Зоя, с анки, матрос , золото, с иний.

2. Назовите дни недели, месяцы, времена года в которых есть звуки (с, сь ).

(с реда,с уббота, вос крес енье, авгус т,с ентябрь, вес на, ос ень)

З. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука С .

Мир - ссора

трусливый - смелый

пасмурный - солнечный

легкомысленный - серьезный

соленый огурец – свежий

тесная обувь - свободная

кислое яблоко - сладкое

4. Отгадайте пословицу по 2 словам: свет, тьма . (Ученье - свет, а неученье – тьма).

5. Переделайте букву С в другую букву: О, Я, Х, К, Ф, Ь, Р, Э, В

6. Найти слово в слове СМЕКАЛКА (скала, скалка, ласка, лак, лама, мел)

7.Шутки:

а) Как записать сухая трава - 4 буквами. (Сено ).

б) Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон ).

в/ Какую ноту кладут в суп? (Соль )

8.Ребусы: 7-я (семья ), 100-лб (Столб ).

9.Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

Все его любят, как посмотрят на него, так каждый морщится. (Солнце )

3вуковой анализ слова: __________________

Занятие № 22.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Программные задачи: Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонациоонную законченность предложения.

Ход занятия:

1. Предложить назвать 2 слова, обозначающие предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение.

Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья.

Понравился ли вам рассказ? (Не понятен) Почему?

Наступила осень идут. дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Почему непонятен? (нарушен смысл рассказа)

в) Текст читается правильно:

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.

Рассказ понятен? (ДА)

Поэтому важно правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, повышать и понижать интонацию (голос).

Что ставится в конце предложёния? Покажите. (показывают)

2. - Записать рассказ с помощью схем предложений в тетради.

Сколько со словами-предметами?

Сколько со словами-действиями? НАЧАЛО

Знакомство с буквой И :

Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? (Три) А какая буква? (И )

(нарисовать)

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах:

ель, красный, здравствуйте, и ндюк, йод, и ва, си ни й, яблоко, И люша, сли вы.

Слово рассыпалось: Г И Л А (И Г Л А)

Буква потерялась : (И)

__гра

__скра

__голка

__грушка

ЗАГАДКИ:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит

Никому не говорит. (ИВА )

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (ИГОЛКА )

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ )

ПОСЛОВИЦА:

Испокон века книга растит человека.

Объясни:

Как на иголках . Быть в состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.

Изюминка. То, что придает особенность человеку, блюду, рассказу что-то замечательное.

Вырезывание ЛИСТ. Звуковой анализ этого слова.

Рассказать друзьям